Иван Толстой: Бомбилы за рулем. Ален Делон – человек года. Русский европеец Лжедмитрий. Что грозит экологии Сочи? Киноитоги 2005-го.
Начнем с юбилея, который отмечался в 2005 году. Едва ли в послехрущевское время какой-либо другой арест поднимал такую общественную активность, как дело Синявского и Даниэля. К сорокалетнему юбилею тех дней Кристина Горелик подготовила мемориальную программу.
Кристина Горелик: 8 сентября у Никитских ворот в Москве был арестован писатель Андрей Синявский. Спустя четыре дня, 12 сентября, такая же участь настигла и писателя Юлия Даниэля. Это был 1965 год. Общественное сознание потряс арест двух писателей. Впервые в истории Советского Союза началась открытая кампания за освобождение арестованных. Продолжает Ирина Уварова.
Ирина Уварова: Мы существовали в режиме оттепели. "С одной стороны - давай, с другой стороны - потише", - как пел Юлий Ким. Некоторое представление о свободе у нас уже было. С другой стороны, развернуться тоже нельзя было, потому что тоже понятно, что никто тебе развернуться не даст.
Все что произошло с Синявским и Даниэлем было, конечно, совершенно исключительным. Не во-первых, а в следующих это все-таки был арест за литературу, это тоже не каждый день бывает. За литературу, на которую навесили антисоветские ярлыки. Это ведь недоказуемая вещь. Ты можешь сказать, сегодня пошел дождь, и тебе скажут, что ты опорочил климат этой страны. Таким образом, сама по себе эта история с их арестом была несколько неординарной, а с другой стороны, до того, как стало широко известно, за что их посадили, рванулась какая-то невероятная общая реакция.
Я не находилась в числе близких друзей. Я была с ними знакома, в хороших отношениях, это не был один круг. Но когда все это случилось, начались перезвоны. Мне позвонила подруга Юна и сказала: "Ты слышала, что Синявский заболел?" Я уже слышала, что Синявский заболел. Через несколько дней та же Юна позвонила и сказала: "Ты знаешь, что Даниэль тоже заболел?" Я и это уже знала. Почему-то вот эти два ареста были чем-то совершенно невероятным.
Кристина Горелик: Мария Розанова рассказывает, как они ожидали ареста Синявского и как они к нему готовились.
Кристина Горелик: Друзья, хранят очень личные переживания. Слово Марии Реформацкой.
Мария Реформацкая: Первая была у меня реакция абсолютно личная, семейная: как так, только родился Егорка, остается Марья, мать кормящая, мальчик маленький, и изымают кормильца у далеко немолодой четы из дома. Вырисовывалась цепочка событий и преемственности все от того же Бориса Леонидовича Пастернака. Я бы сказала, что осознание этого события, этого шага было уже не моей личной реакцией, а реакцией меня, как некоего гражданина и участника общего исторического процесса, извините за такую громкость. Потому что когда произошла история с Пастернаком, я испытывала неловкость за вынос сора из избы. И потребовалось некоторое время, чтобы я освободилась от этого чувства. С Андреем я уже этого чувства не испытала, а только восхитилась смелостью человека, все-таки пожалела о риске, который так мог жестоко обернуться по отношению к семье. И все время вставал вопрос - цена за этот поступок.
Мама понимала, что семья находится в тяжелом потрясении, и каким-то инстинктом захватила баночку с квашеной капустой. Эта квашеная капуста до сих пор добром поминается Марией Синявской, потому что у нее в это время был просто перехват горла, перехват дыхания, что называется, в зобу дыханье сперло. Оказывается, рассол капустный снимает этот спазм.
Кристина Горелик: В защиту писателей выступают известные литераторы, ученые, филологи, математики, физики, биологи. Коллективное письмо 63 писателей распространяется в самиздате. Кроме коллективных, написано множество личных писем и заявлений. Льва Копелева, Анатолия Якобсона, Вячеслава Иванова, Вадима Мяникэра, Юрия Герчука, Бориса Шрагина и многих, многих других знакомых или совершенно незнакомых арестованным писателям людей.
Естественно, не остаются в стороне и ангажированные властью блюстители советской нравственности. В "Литературной газете" выходит статья Зои Кедриной "Наследники Смердякова", в "Известиях" - опубликована статья "Перевертыши" Дмитрия Еремина. И, конечно, по традиции, отклики возмущенных трудящихся, сталеваров, доярок, литераторов, кстати, тоже.
Иван Толстой: Разыскивая в нашем архиве какую-нибудь экологическую тему того года (а экологии Свобода постоянно уделяла внимание), я обнаружил любопытную передачу Ирины Лагуниной, в которой разговор шел об угрозах Сочинскому заповеднику. Обратите внимание – это записи уже восемь лет.
Ирина Лагунина: Самым рекламируемым в России горнолыжным проектом уже несколько лет является проект создания в районе поселка Красная Поляна в Краснодарском крае неподалеку от города Сочи горнолыжного курорта мирового класса. Создание этого курорта рассматривается как один из ключевых проектов федерального уровня, в который ожидается вложение инвестиций размером до 1,5 миллиардов долларов. Но ученые и экологи выступают категорически против осуществления этого в проекта в предлагаемом варианте. Рассказывает Марина Катыс.
Статус земель национального парка крайне мешает осуществлению на Красной Поляне "великой горнолыжной мечты". Однако проектировщики пытаются любой ценой преодолеть эти ограничения.
Вот что говорит по этому поводу заместитель директора Сочинского национального парка, доктор биологических наук Борис Туниев.
Борис Туниев: В тех картах, которые были представлены для обсуждения генерального плана, затрагивалась и территория Кавказского заповедника, и Сочинский национальный парк. Здесь же расположен Сочинский федеральный заказник.
В нижней части этого участка (в районе Адлера) находится ряд очень ценных памятников природы. То есть это - действительно - уникальнейшее место на территории Российской Федерации по богатству флоры, фауны, ландшафта. Аналогов тому месту по богатству и разнообразию природы на территории Российской Федерации нет. Это - одно из наиболее богатых мест во всей северной Евразии.
Амбициозные планы, которые сейчас строятся, затрагивают, естественно, все эти участки (которые так долго, многими поколениями осознанно сохранялись): А сейчас - решили это все отдать под различного рода эксплуатацию.
Марина Катыс: Мой следующий собеседник - главный научный сотрудник Кавказского Биосферного заповедника, доктор биологических наук Анатолий Кудактин.
Анатолий Кудактин: На одном из заседаний при обсуждении начальной стадии этого проекта я имел смелость сказать следующее: "В 1924 году большевики для сохранения уникальной природы Кавказа учредили Кавказский заповедник, (которому вчера исполнился 81 год). После этого в 1969 году для сохранения каштановых лесов (которые только здесь у нас в России сохранились) был учрежден Головицкий республиканский заказник. В 1983 году по нашему настоянию, по нашим разработкам был учрежден Сочинский национальный парк. Теперь же мы решили все это одним росчерком пера пустить под топор и уничтожить уникальную экосистему".
Марина Катыс: Дальнейшим этапом по преодолению ограничений, обусловленных статусом национального парка, стала разработка генерального плана развития горно-морского комплекса Красная Поляна. Согласно этому плану в районе Красной Поляны и поселка Аибга планируется крупномасштабное строительство шести новых горнолыжных комплексов. В перспективе генеральным планом планируется проведение здесь Зимней Олимпиады. Все это нанесет колоссальный и невосполнимый ущерб уникальным природным комплексам Сочинского национального парка и расположенного рядом Кавказского биосферного заповедника, а также в целом хрупким экосистемам долин рек Мзымта и Псоу.
Слово заместителю директора Сочинского национального парка, доктору биологических наук Борису Туниеву.
Борис Туниев: В первую очередь - очень велика угроза крупным млекопитающим и крупным хищным птицам. Если мелкие виды так или иначе могут приспосабливаться к различного рода соседству с человеком, то эти группы животных, безусловно, исчезнут. И дело не в том, что они исчезнут в этом месте, а дело в том, что это место - одно из немногих последних мест их обитания на нашей планете - кавказского бурого медведя, кавказского благородного оленя, кавказской серны, западно-кавказского тура и так далее.
Кроме того, в этих местах произрастают либо обитают узколокальные растения и животные, то есть те виды, которые на нашей планете встречаются только в этом районе - и больше нигде. И угроза утраты этих видов крайне велика.
Марина Катыс: Есть и еще одна проблема, связанная со строительством в верховьях реки Мзымта большого курорта. Продолжает Борис Туниев.
Борис Туниев: Это - проблема снабжения города Сочи пресной питьевой водой. Курорт испытывает хронический дефицит в пресной питьевой воде, а основным источником снабжения (помимо реки Шахе, которая уже захлебывается) является река Мзымта. Жители микрорайонов города знают, что такое летом вставать ночью и набирать во все емкости воду для того, чтобы расходовать ее в течение дня. Кроме того - целые села и поселки в окрестностях Сочи хронически находятся без воды, особенно - в летнее время. Это - та самая Мзымта, которая всего сто лет назад в нижнем течении была судоходна. И сегодня мы видим, во что превратилась Мзымта за сто лет - при освоении нижней части ущелья, при тех строительствах, рубках и так далее. Она обмелела настолько, что летом можно ее по щиколотку перейти.
Сейчас мы замахиваемся на средний и даже верхний бассейн Мзымты, потому что планы строятся освоить ущелье практически до озера Кардывач у самих истоков Мзымты. В конечном итоге мы придем к тому же, что случилось на Каспийском побережье в порту Шевченко или Красноводске - когда ставились опреснители и использовалась опресненная морская вода.
Марина Катыс: Возможно ли отчисления от прибыли курорта в пользу Сочинского национального парка?
Борис Туниев: Как правило, деньги не расходуются на те нужды, которые испрашиваются экологией. Но есть еще вторая сторона - эти виды (которые будут уничтожены) ничем не компенсируешь. Если будут уничтожены какие-то конкретные локальные эндемики, то какие бы деньги ни заплатили, мы их не вернем к жизни.
Марина Катыс: То есть, если говорить в долгосрочной перспективе, ущерб от этого курорта будет несоизмеримо больше тех прибылей, которые получит Краснодарский край в результате эксплуатации этого горнолыжного курорта?
Борис Туниев: Я думаю, что - да. Причем есть вещи, которые невозможно посчитать в деньгах. Утрату биологического вида как такового невозможно оценить в денежном выражении.
Марина Катыс: В окончательном варианте генплана не учтены принципиальные мнения не только экологической и научной общественности. Не учтены даже результаты одной из групп проектировщиков, которая специально разрабатывала научно обоснованный экологический каркас будущего горно-морского комплекса.
Вот что говорит по этому поводу главный научный сотрудник Кавказского биосферного заповедника, доктор биологических наук, Анатолий Кудактин.
Анатолий Кудактин: Развитие Красной Поляны должно базироваться на концепции экологической безопасности развития всего курорта Сочи, который - в свою очередь - базируется на уникальных природных ресурсах. А эти уникальные природные ресурсы объединены в сложную многофункциональную горную экосистему. И любое маленькое звено, нарушенное нами, приведет к каскаду последующих глобальных разрушений.
Я не говорю о том, что нужно остановить развитие Красной Поляны, остановить развитие курорта Сочи - нет. Я говорю, что необходимо учесть все взаимосвязи, которые есть в экосистемах, и минимизировать ущерб, который можем нанести. В мире на планете нет второго такого уникального участка природы, который есть у нас.
Марина Катыс: Общественность и ученые подготовили собственные предложения по возможной корректировке генерального плана развития горнолыжного курорта
Анатолий Кудактин: При разработке концепции мы (группа сочинских экологов) внесли свои предложения, которые, к сожалению, уже второй раз не были включены в генплан. Это называется - Система экологических ограничений природоохранного назначения. Почему при развитии Красной Поляне в этом генплане все привязано к лыжным трассам, которые уже строятся?
Почему не хотят нас послушать, что лыжные трассы надо привязывать к тем пунктам, которые мы укажем, которые будут минимально влиять на всю экосистему?
Сейчас трассы перерезают миграционные пути животных - следовательно, целые популяции животных погибнут. Эти лыжные трассы проходят через места произрастания единичных видов растений, которых больше нет нигде на планете, - они их уничтожают.
Но как восстановить растение, которое находится может быть в десяти экземплярах? Оно находится в Международной Красной книге. Мы не сможем его восстановить.
В Америке из-за одного гнезда какой-то крачки (или какой-то утки) целую автостраду отводят в сторону, а у нас в России мы губим целые экосистемы ради каких-то сиюминутных выгод.
Иван Толстой: Проблемы сочинской экологии в материале Марины Катыс 2005-го года. В тот год в нашем эфире звучала постоянная программа для автомобилистов. Вели ее наши авторы из разных городов. Тема: бомбилы. Включаем Екатеринбург.
Евгения Назарец: Любой коренной екатеринбуржец прекрасно разбирается в ценах, если дело касается услуг так называемых «бомбил». Потрепанная вазовская "классика" останавливается по взмаху руки у любой обочины, недолгая торговля и поездка обходится раза в три дешевле, чем на официальном такси. «Такси свободного проката» в Екатеринбурге (именно так официально называется служба перевозки пассажиров легковым автотранспортом) на сегодняшний день практически не регулируется. Точное количество автомобилей, идущих с шашечками на борту и на крыше кузова, не может назвать никто. Незарегистрированные частники в этих условиях все же не считают таксистов своими конкурентами. Рассказывает екатеринбургский корреспондент Радио Свобода Олег Вахрушев.
Олег Вахрушев: В зарегистрированных 20 предприятиях, предлагающих услуги такси, количество машин учету не поддается. Аналитики считают, что место цивилизованного рынка таксомоторных перевозок в Екатеринбурге по-прежнему занимает нерегулируемый "серый" сектор. Частники, или "бомбилы", как их называют горожане, предлагают свои услуги за гораздо меньшую цену, нежели организованные таксисты. Говорит ведущий специалист комитета по транспорту и организации дорожного движения администрации Екатеринбурга Евгений Зыков.
Евгений Зыков: Водители начинают ставить сверху световой сигнал с шашечками, начиная работать под такси. Данный вид деятельности подлежит административному наказанию и уголовному наказанию. Это незаконное предпринимательство, так как регулирование безопасности движения - это функция государства. Ее полностью никто не отменял и отменять, естественно, никто отменять не будет, пока государство заботится о жизни и здоровье своих граждан.
Олег Вахрушев: Именно частников, то есть теневой рынок таксомоторных перевозок, екатеринбуржцы, как ни парадоксально, ассоциируют с самим рынком в целом. Причиной этого является хаотичность официального рынка такси в Екатеринбурге, что уже давно не свойственно большинству крупных городов России. На данный момент стоимость одной перевозки рассчитывается каждым официальным екатеринбургским перевозчиком по-своему усмотрению. Говорит Евгений Зыков. Причина в том, что все, кто работают на этом рынке, руководствуются совершенно разными критериями при определении цены перевозки. Представить такое на западном рынке невозможно - там не принято торговаться с водителем такси на улице. Перед тем, как сесть в автомобиль, пассажир заранее знает, сколько он должен заплатить за свою поездку.
Низкое качество обслуживания со стороны зарегистрированных предприятий такси свободного проката обусловлено тем, что они совершенно не планируют свою работу, не учитывают сезонность, существующую на этом рынке. И пока владельцы таксомоторных компаний будут строить свою деятельность по старому советскому принципу "и так сойдет", что оправдывалось существованием одного общего государственного таксопарка, в Екатеринбурге мало что изменится. Большинство горожан будут по-прежнему пользоваться для передвижения по городу услугами частных извозчиков.
Иван Толстой: Из всего разнообразия больших и малых событий года мы отобрали краткую выборку. Наш хроникер – Андрей Шароградский.
Андрей Шароградский:
В 2005 году в Китае были отменены налоги на крестьян (действовавшие более 2600 лет).
9 января — Махмуд Аббас избран председателем палестинской национальной администрации.
14 января — космический аппарат Huygens совершил посадку на поверхность Титана, самого большого спутника Сатурна.
20 января — Джордж Буш-младший вступил в должность президента США на второй срок.
23 января — Виктор Ющенко принял присягу и вступил на пост президента Украины.
20 марта — В столице Киргизии Бишкеке произошёл переворот. Оппозиционеры и протестующие против результатов парламентских выборов, захватили мэрию, здание ГУВД, областную администрацию и аэропорт. При попытке разгона митинга на центральной площади «Ала-Тоо» митингующие дали отпор и двинулись к Дому правительства. В результате толпе из 15 тысяч человек удалось штурмом взять здание. Президент Аскар Акаев бежал. Впоследствии эти события были названы Тюльпановой революцией, которая стала третьей цветной революцией на постсоветском пространстве.
28 марта — Вынесен обвинительный приговор Таганского районного суда Москвы против руководителя Сахаровского Центра Юрия Самодурова, организовавшего выставку «Осторожно, религия!».
2 апреля — В Ватикане скончался папа римский Иоанн Павел II.
19 апреля — глава Конгрегации по вопросам вероучения Йозеф Алоиз Ратцингер избран новым папой римским под именем Бенедикт XVI.
7 июля — в столице Великобритании Лондоне произошла серия взрывов в вагонах метро и городских автобусах. Жертвами террористического акта стали 56 человек.
24 июля — Лэнс Армстронг вписал себя в историю велоспорта как единственный гонщик, побеждавший в велогонке Тур де Франс 7 лет подряд.
Август 2005-го — скандал с избиением в Польше детей российских дипломатов и «ответным» избиением поляков в Москве.
8 августа Иран возобновил программу обогащения урана и отказался от переговоров с ЕС. Начало эскалации кризиса вокруг иранской ядерной программы.
17 августа — Израиль объявил о выводе своих поселений из сектора Газа для реализации плана «одностороннего размежевания» с палестинцами.
29 августа — Объявлена эвакуация Нового Орлеана в связи с надвигающимся ураганом «Катрина». Обрушившись на город, ураган уничтожил дамбы, и вода из Мексиканского залива затопила до 80 % Нового Орлеана. В городе начались мародерства и инфекционные заболевания. Власти прибегли к помощи регулярных войск.
8 октября — в Пакистане произошло землетрясение с магнитудой 7,6 по шкале Рихтера. Оно стало самым сильным за всё время сейсмических наблюдений в Южной Азии. По официальным данным, погибли более 73 тысячи человек, в их числе 17 тысяч детей.
13 октября боевики напали на город Нальчик. В ходе нападения был обстрелян аэропорт, три отделения милиции, воинская часть, военный комиссариат, здания управления ФСБ и МВД и охотничий магазин. Некоторые помещения террористы брали штурмом. Атака была подавлена только на следующий день. В результате боевых действий погибло 47 человек, 12 из которых — мирные жители.
23 октября — во втором туре президентских выборов в Польше победил Лех Качиньский.
28 октября — начало массовых молодежных беспорядков во Франции, которые продолжались несколько недель.
В 2005-м году Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад начал серию выступлений против государства Израиль, ставя под сомнение существование холокоста и само право Израиля на существование.
Государства-участники Женевских конвенций приняли Третий дополнительный протокол, устанавливающий новую международную эмблему — красный кристалл. Эмблема лишена какого-либо религиозного, культурного или политического значения, но обладает таким же правовым статусом, как красный крест и красный полумесяц, и может быть использована на тех же условиях.
9 декабря — последний день эксплуатации знаменитых лондонских двухэтажных автобусов — «Рутмастеров». Они использовались с 1956 года.
В 2005-м году скончались:
Иллюзионист Арутюн Акопян,
Драматург Артур Миллер,
Создатель компьютера Macintosh Джеф Раскин,
Президент самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов
Дипломат Джордж Кеннан,
Киноактриса Клара Лучко
Писатели Сол Беллоу и Аркадий Вайнер.
Актеры Наталья Гундарева, Арчил Гомиашвили и Спартак Мишулин.
Журналист и писатель Егор Яковлев,.
Историк Симон Визенталь,
Литературовед и писатель Александр Чудаков.
Музыкант Олег Лундстрем,
Писатели Джон Фаулз и Роберт Шекли.
Филологи Михаил Гаспаров и Владимир ТопорОв.
Актер Георгий Жжёнов.
2005-й - од физики, спорта и микрокредитования. По решению ЮНЕСКО – это год Михаила Шолохова.
Нобелевская премия по литературе вручена Гарольду Пинтеру, премия мира - Международному Агентству по Атомной Энергии (МАГАТЭ) и его главе Мухаммеду эль-Барадеи.
Людьми года по версии журнала Time объявлены певец Боно и супруги Билл и Мелинда Гейтсы.
Иван Толстой: По решению Американской киноакадемии лучшей песне признана песня из кинофильма «Суета и движение».
(Песня)
Песня из кинофильма «Суета и движение». Музыка и слова Джордана Хьюстона, Седрика Коулмена и Пола Борежара.
Алексей Цветков: Сто лет назад мы увидели мир по-новому. В 1905 году никому не ведомый чиновник патентного бюро опубликовал в журнале "Анналы физики" несколько статей. В них Альберт Эйнштейн предложил новую теорию движения тел в пространстве и времени, получившую впоследствии название теории относительности, а также установил эквивалентность массы и энергии и тот факт, что последняя не делится на доли до бесконечности и имеет минимальное количество: квант. Кстати, Нобелевской премии он был удостоен именно за это свое второе открытие, положившее начало квантовой теории.
Поразительно здесь то, что эти два крупнейших физических открытия XX века были совершены человеком, который из физических приборов имел в своем распоряжении лишь бумагу и ручку, и даже не был особенно силен в математике.
Отмечая этот замечательный юбилей, британский журнал Economist сетует на то, что даже сегодня, сто лет спустя, подавляющее большинство людей не понимают теорию относительности, и в тысячный раз пытается ее объяснить. Видимо, это бесполезно - факт существования глупых людей не подлежит сомнению и легко выводится из опыта, но тут дело даже не в глупости, а в умственной лени. Если бы не это, теория относительности давно стала бы интуитивно понятной. В конце концов, в ее основу легло всего два факта - отсутствие так называемого мирового эфира как среды распространения волн, доказанное в конце XIX века экспериментом Майкелсона-Морли, и вывод самого Эйнштейна, что скорость света постоянна в любой системе отсчета и не может быть превышена. Все остальное - простая логика, то есть она проста для нас теперь, после того, как Эйнштейн проделал этот путь.
Другое дело - квантовая теория, которую по следам открытия Эйнштейна разработали Гейзенберг и Шрёдингер. Она сложна для понимания и, что особенно досадно, она не никак не согласуется с теорией относительности. Это раздражало самого Эйнштейна, который, как известно, положил большую часть жизни на то, чтобы согласовать эти теории - безуспешно. До сих пор никто из физиков не может похвастаться, что ему удалось вывести единый свод законов, которым управляется вселенная.
Так или иначе, чего же добилась наука за сотню лет, миновавшую после прорыва Эйнштейна? В интернете уже много лет существует замечательный сайт под названием Edge, что можно перевести как "передний край". Здесь регулярно публикуются интервью с ведущими представителями естественных наук, а каждый раз в канун Нового Года издатель сайта Джон Брокман задает ученым какой-нибудь каверзный вопрос. На этот раз он попытался объехать тот очевидный факт, что наука пока не совершила открытий масштаба эйнштейновских, и его вопрос звучит так: во что вы верите, даже если не можете это доказать?
Речь, конечно, идет не о религии, а о научных гипотезах - тем более, что, как показывают десятки поступивших ответов, подавляющее число ученых либо не верит в Бога, либо предпочитает о нем не упоминать. Но какой смысл спрашивать о неподтвержденных гипотезах, многие из которых, как видно из ответов, противоречат друг другу? На этот вопрос хорошо ответил древнегреческий философ Платон - вот что говорит Сократ в его диалоге "Федон".
Диктор: "Как мне кажется, очень трудно доказать, и, по-моему, мне это доказать не удастся, но я убежден, что Земля имеет форму шара".
Алексей Цветков: Итак, что думают наши современные Сократы? Спектр идей, представленных на сайте, поразителен, и возможности перечислить их у меня просто нет. Надо сказать, что главную массу опрошенных составляют физики и представители так называемых "когнитивных" наук, то есть таких, которые занимаются эволюцией и природой сознания. Поэтому я хочу остановиться на теме, где они приходят в соприкосновение и где затрагиваются проблемы, веками занимавшие величайшие умы человечества.
Более двухсот лет назад немецкий философ Кант утверждал, что пространство и время - не объективные свойства внешнего мира, а инструменты нашего сознания, необходимые для организации опыта. Со временем этот тезис вызывал все меньше доверия, а теория относительности нанесла ему, казалось бы, сокрушительный удар. Напомню, что, согласно Эйнштейну пространство и время - вполне реальные свойства внешнего мира, причем время - четвертое измерение, равноправное с тремя пространственными.
Но вот ответ на вопрос Брокмана физика Карло Ровелли из французского Универсального института. По мнению Ровелли, времени не существует, а заодно нет и пространства: и то, и другое - встроенная иллюзия нашего сознания. Для иллюстрации он приводит в пример так называемую "поверхность" воды, которую все мы, конечно, отчетливо видим, но которой с физической точки зрения нет, а есть лишь зона перехода, где молекул воды становится все меньше. И это - не случайная идея. Есть и другие физики, которые сегодня занимаются опровержением реальности пространства и времени - в первую очередь времени из-за его необъяснимо одностороннего направления.
Выходит, прав был все-таки Кант, а не Эйнштейн? Впрочем, реальных доказательств ни у Ровелли, ни у его единомышленников пока нет.
Но некоторые идут еще дальше - например, Доналд Хофман, специалист по когнитивным наукам из Калифорнийского университета в Ирвайне. Он считает, что картина мира, данная нам в сознании - это не изображение мира, а так называемый "пользовательский интерфейс", упрощенная система управления ощущениями, развитая в нас эволюционным путем.
Диктор: "Мир нашего ежедневного опыта, мир столов, стульев, звезд и людей, со свойственными им формами, запахами, ощущениями и звуками - это специфичный для нашего биологического вида пользовательский интерфейс мира, который куда более сложен, мира, важнейшая черта которого - сознание. Маловероятно, чтобы содержимое нашего интерфейса каким-либо образом напоминало этот мир. Более того, сама полезность этого интерфейса в принципе требует, чтобы не напоминало. Ибо смысл интерфейса, такого как интерфейс Windows в компьютере, в упрощении и в практичности использования".
Алексей Цветков: Но ведь это и есть система Канта во всей ее полноте - он утверждал, что ощущения никак не дают истинной картины мира, что о внешних явлениях и предметах мы ничего не можем сказать - только о своих ощущениях. Кант, конечно же, никогда не видел компьютера и Windows, но догадался двести лет назад. У меня была кошка, которая, однажды увидав по телевизору лошадь, обошла его, чтобы проверить, и ничего там не найдя, навсегда поняла, что вся эта электронная жизнь - иллюзия. Только мы, в отличие от кошки, скорее всего никогда не изловчимся взглянуть на изнанку своего телевизора.
Дмитрий Савицкий: Он практически последний из тех, кто был другом Жана Габена, Лино Вентура и Джимми Смита, Висконти и Антониони, кто знал Греко, Далиду и Гэнзбура, Брассанса и Майлса Дэвиса, кто застал эпоху вне форматов, все еще свободную от неволшебного превращения любой мысли, любого человеческого жеста, слова, намека - в товар... Катрин Паолети, писательница и журналистка «France Culture».
Катрин Паолети: Нас всегда потрясает, когда звезда - стареет. Ален Делон не выходил из привычной роли (молодого) героя-любовника вплоть до момента, когда он появился в фильме Жозефа Лозе "Господин Клайн" в 1976 году, когда мы вдруг увидели его - возмужавшим ... Он вошел в наши жизни, как супер-стар, герой-любовник; он стал всеобщим любимчиком; его обожали и боготворили... Но что интересно, он с возрастом проделал совсем иную метаморфозу, чем большинство звезд кино. Вспомним Грету Гарбо, которая стала затворницей, покинула мир, отказавшись выставлять напоказ свое старение.
Делон-кумир из холодной заоблачной звезды превратился с возрастом в совершенно иного Делона - стал более человечным, банальным... И это он-то, который был образцом, иконой совершенства, культовой фигурой! Метаморфоза ошеломительная, так как он не боится нынче выставлять напоказ свое страдание, свои беды... Перемена эта намекает на тот факт, что он (быть может) не так уж и был счастлив поддерживать статус звезды, жить, раздваиваясь в некой шизофрении... Возраст позволил ему отказаться игры, стать самим собой. Важная деталь: Делон редчайшая звезда кино, отказавшаяся от вмешательства косметической хирургии.
Дмитрий Савицкий: Ален Делон появился на свет 8 ноября 1935 года в небольшом невзрачном городке под Парижем, Sceaux. Рос Ален в семье приемных родителей, которые переводили его из одного интерната в другой. В 17 лет он записался в десантные войска, парашютистом, и был отправлен на войну в Индокитай. Демобилизовавшись, Делон в Sceaux не вернулся, а поселился в Марселе, где судьба свела его с актером Жаном-Клодом Бриали, который и зазвал молодого, удивительной красоты и шарма, Делона на Каннский кинофестиваль 57 года.
Случилось непредвиденное: несмотря на то, что Алан Делон не был актером, на него посыпались предложения. Включая и предложение заключить контракт на семь лет с голливудским продюсером Дэвидом Селзником. В итоге Делон согласился на две небольшие роли, и дебютировал в кино в том же году в фильмах "Когда женщины вмешиваются" и "Будь красавицей и молчи". Однако настоящим началом карьеры Делона стал фильм 58 года Пьера-Гаспара Юи "Кристина", в котором он играл вместе с Роми Шнайдер, вскоре ставшей его женой.
С тех пор Делон сыграл в 87 фильмах, иногда ничем не примечательных, но чаще - захватывающих детективных или гангстерских лентах. Международная слава к нему пришла через два года после "Кристины". То был фильм-триллер Ренэ Клемана "На солнцепеке". Что гораздо важнее - в том же году он снялся в черно-белом фильме Лукино Висконти "Рокко и его братья", а это уже был иной уровень. Микеланджело Антониони пригласил его сняться вместе с Моникой Витти в фильме "Затмение" (62 год), а все тот же Висконти - в "Леопарде" с Бертом Ланкастером и Клаудией Кардинале... "Затмение" получило специальный приз жюри на Каннском фестивале, а "Леопард" - "Пальмовую ветвь". Все три итальянских фильма Делона - стали мировой классикой.
С Жаном Габеном Делон познакомился на съемках фильма "Мелодия подвала". Они были идеальной кинопарой в фильмах детективного жанра. Голливудские фильмы Алена Делона не превратили его в любимчика американской публики. Но если он и стал где-то, кроме Франции, почти национальным героем - так это в Японии, особенно после фильма Жана-Пьера Мельвиля "Самурай". Позже Делон-бизнесмен вслед за созданием собственной кинокомпании "Adel Production", запустит и собственную марку духов: "Самурай", затем - "Женщина-Самурай", "Шо-Ган", "Время любить" и "А.Д.".
Боксер-любитель ("Рокко и его братья" тому виною), Алан Делон несколько раз организовывал международные турниры бокса. Делон - страстный любитель скачек - держал свою конюшню, и один из его скакунов "Эк-Ю-йло" стал мировым чемпионом. Делон-коллекционер владеет редчайшей коллекцией живописи и скульптуры.
Ален Делон в своем интервью "Пари-Матчу" сказал недавно:
"Я принадлежу к поколению динозавров, которых сразили карлики. Мое кино умерло, а вместе с ним и я. Его убили коммерция, деньги и телевидение".
Такова история моего героя 2005 года, чье превращение из мрамора в живого человека, обещает бунт, а не новый ледниковый период культуры и торжество мр3...
Иван Толстой: В программу «Европейский час» в 2005 году входила рубрика «Русские европейцы», которую вел Борис Парамонов. Некоторых неожиданных европейцев он извлекал из исторических глубин. Сегодня – Лжедмитрий.
Борис Парамонов: К числу русских людей, сильно полюбивших Запад, можно и должно причислить самозванца Лжедмитрия. Всем известны связанные с ним события - хотя бы по пушкинскому "Борису Годунову". Но обратим внимание на то, что Пушкин любит своего героя. События Смуты не нужно выводить из личности этого человека, они обусловливались куда более глубокими причинами, Гришка Отрепьев и вся история с самозванцем были только поводом для развертывания этих событий. Не вызывает сомнения, что миф о спасении царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, убитого якобы по приказу Годунова, был выдуман не в Польше, а в Москве - боярами, недовольными Борисом. Во все эти подробности нам входить не надо, наша цель другая: понять, что катастрофические события русской Смуты - это одно, а личность Самозванца, его культурная ориентация - нечто иное. Его полонофильство - позднее сказали бы: западничество - нужно рассматривать в своей собственной перспективе, а не видеть в нем источник тогдашних русских бед. Вот грубая, но небесполезная параллель: кто виноват в нынешних российских неурядицах: Гайдар или партийная номенклатура, тридцать с лишним лет не проводившая нужных стране реформ? Конечно, номенклатура, засидевшаяся в совершенно окостеневшей коммунистической системе. Продолжая эту параллель, можно сказать, что Горбачев - это нынешний Борис Годунов, нацеленный правильно, реформистски, но не сладивший с номенклатурой - современными боярами. Если искать в нынешней истории некое роковое событие, обрушившее лавину, так это попытка августовского путча, бывшая, в этом контексте, прямым соответствием тогдашнему боярскому мифу о воскресшем царевиче. Царевича - то есть традицию, старину - воскресить не удалось, а события развернулись слишком уж бурно. Всё это не имеет отношения к реальной личности Григория Отрепьева или как бы там он в действительности ни назывался. А личность эта была чрезвычайно своеобразная и не случайно вызвавшая такую симпатию Пушкина.
Приведем слова авторитетного историка - академика Платонова, большого специалиста в истории Смуты: "Характер и поведения царя Дмитрия производили различное впечатление - перед москвичами, по воззрениям того времени, был человек образованный, но невоспитанный, или воспитанный, да не московскому складу. Он не умел держать себя сообразно своему царскому сану, не признавал необходимости того этикета, "чина", какой окружал московских царей; любил молодечествовать, не спал после обеда, а вместо этого запросто бродил по Москве. Не умел он держать себя и по православному обычаю, не посещал храмов, любил одеваться по-польски, по-польски же одевал свою стражу, водился с поляками и очень их жаловал; от него пахло ненавистным Москве латинством и Польшей".
А вот Ключевский:
"Богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания... Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во всё, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей".
Хотите или нет, но эта характеристика вызывает в памяти образ самого Пушкина, так влюбленного в Самозванца. Откуда эта любовь? Тут можно многое сказать - например, дать психоаналитическую трактовку явления, но достаточно одного: Пушкин отождествлял себя с Лжедмитрием, давал в нем автопортрет. Главная черта этого портрета - самостоянье (опять же пушкинское слово), высокая самооценка, исходящая из сознания своих способностей и, соответственно, прав, и закономерно истекающая отсюда ориентация на Запад как то место, где эти способности и права признаются, а не подавляются застойной системой, традицией, вековыми предрассудками: ориентация на Запад как открытость миру. Самостоянье - вначале, а уж потом любовь к отеческим гробам. Нежелание жизни в гробу, каковая и не есть жизнь, а что-то другое.
Источники указывают, что среди черт поведения Самозванца, вызывавших недоумение русских людей, была та, что он не ходил в баню. Полагаю, что он всё-таки мылся, но как-то по-другому. Баня в России была, и остается, не просто гигиеническим заведением, а чем-то большим. У Розанова на эту тему есть гениальный текст, где он говорит, что баня - это русский парламент, гораздо лучший английского. Западный человек не ходит в баню, - он "презренно моется". Мистика бани - легкий пар. В бане русские люди сходятся по душам, что и есть русский способ подлинного социального общения, способствующий решению дел не по закону, а, как теперь говорят, по понятию. Не забудем, что одной из черт сладкой номенклатурной жизни, одной из важнейших ее привилегий было это банное сидение в новейших парных и саунах, где и обсуждались в своем кругу важнейшие дела. Это был, что называется, механизм принятия решений. Что же сейчас происходит с банями? Они никуда не делись, но перестроились на западный лад - приватизировались новыми русскими, устраиваются в их шикарных виллах; а Сандуны, говорят, простому народу сейчас недоступны. Всё это так, но не следует забывать, что общественные дела нужно решать всё-таки в парламентах, а не в банях - с максимальной степенью гласности.
Сейчас в русской жизни есть всё, даже и парламент. Тем не менее, Запада из России так и не получается. Параллели с временем Самозванца просто поразительные, даже в деталях. Например: Лжедмитрий не очень-то и поддавался латинским внушениям и не спешил допускать католическую экспансию, но вместо этого предлагал организовать совместный нажим на турок. Чем не нынешний предполагаемый союз по борьбе с исламским терроризмом?
Известно, что в первоначальном варианте "Годунова" Пушкин написал: "Народ кричит: "Да здравствует царь Димитрий Иоаннович!", но потом переделал эту концовку. Гениальный был человек.
Народ безмолствует.
Мумин Шакиров: Прошедший 2005 киногод стал самым успешным в истории новой России. Почти 400 миллионов долларов США собрали прокатчики в кинотеатрах. Русские блокбастеры оставили позади своих американских конкурентов. Все произошло неожиданно, когда в 2004 году "Ночной дозор", благодаря эффективной рекламе, обошел в прокате все голливудские блокбастеры, оставив на втором месте даже третью версию "Властелина колец". Отечественные кассовые сборы "русской фэнтэзи" от Тимура Бекмамбетова составили чуть больше 16 миллионов долларов США против 14 миллионов "колец" Питера Джексона. И, наконец, абсолютный чемпион кассы 2005 года - "Девятая рота" Федора Бондарчука. Результат ошеломляющий - почти 25 миллионов долларов.
Исходя из этих результатов, оптимисты поспешили заявить о том, что Россия объявила войну Голливуду. Профессиональные эксперты менее категоричны. Главный редактор журнала "Кинопроцесс" Вячеслав Шмыров убежден, что о плановом возрождении российского кино говорить рановато.
Вячеслав Шмыров: Во-первых, мы видим, конечно, усилия, прежде всего, отдельных продюсеров. Потому что плановой какой-то подготовки блокбастеров, вычисления каких-то их больших прокатных возможностей, тематических каких-то предпочтений - всего этого, конечно, налицо еще нет. Но, наверное, это нелепость, что, скажем, появляются одновременно два блокбастера по романам Акунина, где героев Акунина с одинаковыми именами играют разные актеры. Притом что фильмы делают одни и те же люди, я имею в виду, прежде всего, продюсерскую команду. С другой стороны, что такое появление "Девятой роты"? Конечно, это появление фильма какого-то гражданского звучания, то есть на такие фильмы пошла молодежь, появился момент самоопределения нации, поиска каких-то общегражданских моментов. Мы же понимаем, что на уровне людей все наши эстетические сюжеты немножко иначе всегда разворачиваются. И я вижу в этом очень позитивные, хорошие моменты, которые есть, но это всего лишь шажки. Процессы мы получим по совокупности еще нескольких лет, может быть.
Мумин Шакиров: Если говорить языком цифр, то российский кинематограф отвоевал себе в этом году почти 20 процентов проката. Для сравнения: французское кино с учетом государственной поддержки контролирует 35 процентов больших экранов в своей стране. Удастся ли российским режиссерам и продюсерам еще больше расширить кинематографическое поле на своей территории за счет непобедимого Голливуда?
Вячеслав Шмыров: Сейчас мы выходим на понимание того, что нужна какая-то программа - одна крупная премьера в неделю. То есть если мы сейчас называем 5-10 блокбастеров, все понимают, что надо иметь 52 премьеры в год. А для того чтобы иметь 52 хороших фильма, это должен быть хотя бы каждый... ну, каждый второй не получится, но хотя бы каждый третий фильм. А по-хорошему - каждый пятый фильм, потому что здесь же тоже должна быть селекция, не каждый же фильм можно представить публике как массовый, безусловно талантливый, интересный, удачный и так далее. И когда мы выйдем на эти 52 крупных фильма в год, не арт-хаусных, вот тогда можно будет говорить уже о 30, может быть, даже о 40 процентах.
Мумин Шакиров: Скажите, есть ли шансы у российского кино занять свою нишу в европейском прокате, как это демонстрируют, к примеру, французы, англичане, в меньшей степени итальянцы и немцы? Или эти шансы еще призрачны?
Вячеслав Шмыров: Если говорить про те реальные попытки и шаги, которые совершаются, если говорить о "Дневном дозоре", то, конечно, это больше американский вариант. Потому что это ориентация на очень молодого зрителя, подросткового зрителя, который пришел посмотреть аттракцион. Если говорить про более зрелого зрителя, более, может быть, культурно развитого зрителя, с которым мы всегда связываем европейские наши представления, то, конечно, это путь очень непростой, потому что он связан, наверное, с интеграцией культуры в целом: есть ли писатели, которых читают во Франции, русские писатели, есть ли художники, есть ли музыканты, есть ли композиторы, которые там приняты, в честь которых проводят фестивали. Конечно, они есть. Но, наверное, так часто бывает в европейской культуре, что все-таки все это носит какой-то точечный характер. Вот Леонид Десятников - замечательный наш композитор, который в этом году отметил свое 50-летие, он имеет свой фестиваль в Швейцарии.
Но ведь прокат не может развиваться по законам только культурного события, он должен быть более универсальным, более всепроникающим, более широким как понятие. И в то же время темы должны быть какие-то изысканные. Например, Франсуа Озон - для нас он достаточно элитарный режиссер, а во Франции он общепринятый. И то, что государственная доля в кино слишком велика, при всем при том, что она важна, и об этом тоже можно говорить, тем не менее, если бы здесь было больше волеизъявления художника, может быть, этот процесс шел бы быстрее, потому что не было бы подстраивания под заведомые стереотипы того, что пройдет, что не пройдет, какие темы приняты, какие темы не приняты. Ушла какая-то определенная усредненность, которая, может быть, и мешает сегодня нашему кино стать, может быть, более ярким в глазах европейских зрителей. Все-таки должна быть ставка на определенные европейские имена, на некую принятость этих имен. А где эти имена? Ну, вот Сокуров. Интересный проект сейчас делает Константин Лопушанский, делает, кстати говоря, вместе с немцами, с французами, - по роману братьев Стругацких "Дикие лебеди". Естественно, это тема, которая, наверное, будет интересна, потому что и Стругацкие - издаваемые в Европе писатели, и Лопушанский - человек с очень определенной репутацией. Но таких режиссеров всего несколько.
Мумин Шакиров: Какие жанры пока не подвластны российским продюсерам и режиссерам?
Вячеслав Шмыров: Ну, понятно, что это - всевозможные фантазийные фильма, и фэнтэзи, может быть, и чистая фантастика. Это, конечно, связано с тем, что Голливуд, прежде всего, демонстрирует высокий уровень оснащенности, высокий уровень своей технологичности. За этим, наверное, нашему кино гнаться просто не нужно, потому что это утерянная для нас сфера.
Мумин Шакиров: Что еще не удается, какие жанры?
Вячеслав Шмыров: Вообще "развлекуха" очень плохо удается. Это связано с тем, что все наше искусство всегда было достаточно серьезным, гражданственным, оно всегда было ориентированным на какие-то очень высокие запросы, на ответы на самые насущные, что ли, жизненные вопросы. Вспомните, что у нас всегда, если взять драматургию XIX века, как правило, все комедии были переводные. Если возникала комедия, то это было обязательно "Горе от ума" или "Ревизор". Надо сказать, что дефицит развлекательности сегодня очень сказывается, потому что есть, наверное, уровень "Аншлага" и больше ничего. А какая-то средняя комедия, помните, мы смотрели много комедий, с Анни Жирардо, например, французских - они же не стали какими-то событиями в истории кино, но, тем не менее, они ходили, их любили, они создавали определенное настроение, это была замечательная актриса в них. У нас сейчас есть актеры, но они не востребованы именно в силу того, что индустрия их просто не может задействовать.
Удачных комедий нет, удачных мелодрам очень мало. И многое, конечно, упирается в основы, в школу, чем учат сценаристов, режиссеров, как учат. И ставка на большого художника все равно априори, в подсознании все равно присутствует.
Мумин Шакиров: А политическое кино удается российским режиссерам или нет?
Вячеслав Шмыров: Ну, а что у нас такого было из политического кино в последнее время? Сериал "Брежнев"?
Мумин Шакиров: А действующий президент страны может быть главным героем картины или нет? Или мы еще не созрели для этого?
Вячеслав Шмыров: Наверное, это чисто американские какие-то образцы, когда идет разработка именно таких сюжетов. А появление чисто политических сюжетов, конечно, возможно, но я думаю, что для этого наше общество должно очень определенно перейти в сторону буржуазности, чтобы появилось левое искусство. Потому что политическое искусство - это, как правило, левое искусство, оно разоблачает сильных мира сего, оно показывает коррупцию, оно показывает какие-то злоупотребления.
Мумин Шакиров: Интерес к кино в России сопровождается бурными темпами строительства новых кинотеатров. На сегодня в стране работают почти тысячи экранов, оснащенных системой "Dolby", из них более 300 - в Москве. Для сравнения: в США голливудские картины крутят в 34 тысячах кинозалов. Российский кинорынок стремительно набирает обороты. По оценкам экспертов, учитывая, что на полторы тысячи человек нужно иметь примерно одно кресло (это минимум, который необходим стране), требуется построить порядка 10 тысяч залов - нормальный показатель для 145 миллионного населения России.
Иван Толстой: Мумин Шакиров. Киноитоги года. И на этом на волнах Свободы мы закачиваем историческую программу посвященную 2005-му. Новое десятилетие: К 60-летию радиостанции.