Во внутреннем дворе факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики открылся самый необычный из специальных проектов проходящей в эти дни Пятой Московской биеннале современного искусства. Это тотальная уличная инсталляция под названием "МедиаДвор". Все разместившиеся здесь объекты тематически связаны с информационными технологиями и журналистикой.
Двор у корпусов Высшей школы экономики в Хитровском переулке просторный и сложной конфигурации, так что художникам было где развернуться. На старых облупленных стенах появились четкие надписи. Это цитаты из классиков и тексты собственного сочинения. Среди прочего можно прочесть: "Окно в мир можно закрыть газетой", "Что может быть прекраснее неожиданного освобождения речи", а также, увы, ставшее актуальным указание 18+ и помету к нему – "Согласовано".
Выставками в нетрадиционных местах, то есть не в музеях и галереях, сейчас никого не удивишь, однако новаторство МедиаДвора в том, что и после окончания Московской биеннале большая часть экспонатов этого специального проекта останется на прежнем месте. Здесь царит веселая и легкая интонация, ведь обжито пространство для людей молодых, студентов. Из гигантского яйца вылупляются провода. Это проклевывается информация. Трибуна с двумя микрофонами на ней окружена газоном, а ступени засажены цветочками. Вот тебе и гласность, не пройдешь и не поднимешься! В инсталляции "Телемост" из объектива телекамеры вылезает совсем недружественный железный кулак. И повсюду на асфальте особенная белая разметка. Ее графика не оставляет сомнений. Это материнская компьютерная плата.
Важный смысловой акцент: зримо представлено движение времени, что острее всего чувствуется, когда осознаешь, как быстро стала устаревать техника. Внутри беседки под названием "Памятник транзистору" – пустота. Приемник уже не работает, от него осталась одна оболочка. К еще более давнему пласту истории обращается куратор проекта Марина Звягинцева. В каждый старый кирпич обломка хитровского забора она вмонтировала маленькие одинаковые ключи, благодаря которым возникает головокружительная иллюзия: это дверцы, их вполне можно открыть, чтобы заглянуть в позапрошлое столетие. Инсталляция называется "Ячейки времени".
Декан факультета медиакоммуникаций ВШЭ Анна Качкаева так оценивает проект "МедиаДвор":
– Это реализация нашей давней мечты, мы понимали, что из мусорной помойки, в которую превратился внутренний двор Вышки, надо что-то сделать. Мы познакомились с художницей Мариной Звягинцевой, на счету которой уже был реализованный в городской среде проект, и она предложила: давайте попробуем посотрудничать. Для того чтобы это пространство зажило своей жизнью, Марина пригласила 20 художников, известных и начинающих, молодых. Конечно, реализовать проект помог наш университет, все наши хозяйственные службы просто немыслимые усилия предприняли, чтобы отсюда эвакуировать весь хлам. Двор надо было освободить от железа, от машин, от лома.
Не могу умолчать о том, как нам "помог" город. Этим летом во дворе вдруг стали прокладывать теплотрассу, поэтому я теперь все знаю про не те размеры трубы, префектов, перевозы вагончиков, экранирование деревьев, укладывание асфальта ямочным способом, укладку газонов и так далее. В общем, месяц назад здесь был ужас! Тем не менее, мы все-таки в положенный срок открываем МедиаДвор. Здесь студенты смогут общаться, здесь есть пространство, где мы станем показывать фильмы и обсуждать их. Здесь есть мобильные скамейки на колесиках, на которых можно теперь готовиться к занятиям и отдыхать. Здесь есть зона сцены в виде римского форума, построенной на железках бывшей бензозаправки ракет, потому что здесь когда-то была Военная академия. Из этих железок выросли газетные трубы, и в этом есть тоже некий символ – связи между нефтью и газетными трубами. На этой сцене мы сможем вручать студенческие билеты и дипломы. Мне кажется, такой МедиаДвор очень важен для студентов, которые в будущем станут работать с коммуникациями, с искусством, с пространством, с людьми. У нас получилось свободное, открытое, диалоговое пространство, в котором очень комфортно.
– Анна, для чего это нужно студентам – понятно, вы рассказали. Но будет ли это пространство доступно всем или оно предназначено только для вуза?
– Это внутренний двор ВШЭ, обычно он закрыт для посторонних, однако пока не завершится биеннале, сюда могут прийти все желающие. Между прочим, экскурсии будут проводить студенты, – рассказала Анна Качкаева.
Двор у корпусов Высшей школы экономики в Хитровском переулке просторный и сложной конфигурации, так что художникам было где развернуться. На старых облупленных стенах появились четкие надписи. Это цитаты из классиков и тексты собственного сочинения. Среди прочего можно прочесть: "Окно в мир можно закрыть газетой", "Что может быть прекраснее неожиданного освобождения речи", а также, увы, ставшее актуальным указание 18+ и помету к нему – "Согласовано".
Выставками в нетрадиционных местах, то есть не в музеях и галереях, сейчас никого не удивишь, однако новаторство МедиаДвора в том, что и после окончания Московской биеннале большая часть экспонатов этого специального проекта останется на прежнем месте. Здесь царит веселая и легкая интонация, ведь обжито пространство для людей молодых, студентов. Из гигантского яйца вылупляются провода. Это проклевывается информация. Трибуна с двумя микрофонами на ней окружена газоном, а ступени засажены цветочками. Вот тебе и гласность, не пройдешь и не поднимешься! В инсталляции "Телемост" из объектива телекамеры вылезает совсем недружественный железный кулак. И повсюду на асфальте особенная белая разметка. Ее графика не оставляет сомнений. Это материнская компьютерная плата.
Декан факультета медиакоммуникаций ВШЭ Анна Качкаева так оценивает проект "МедиаДвор":
– Это реализация нашей давней мечты, мы понимали, что из мусорной помойки, в которую превратился внутренний двор Вышки, надо что-то сделать. Мы познакомились с художницей Мариной Звягинцевой, на счету которой уже был реализованный в городской среде проект, и она предложила: давайте попробуем посотрудничать. Для того чтобы это пространство зажило своей жизнью, Марина пригласила 20 художников, известных и начинающих, молодых. Конечно, реализовать проект помог наш университет, все наши хозяйственные службы просто немыслимые усилия предприняли, чтобы отсюда эвакуировать весь хлам. Двор надо было освободить от железа, от машин, от лома.
Не могу умолчать о том, как нам "помог" город. Этим летом во дворе вдруг стали прокладывать теплотрассу, поэтому я теперь все знаю про не те размеры трубы, префектов, перевозы вагончиков, экранирование деревьев, укладывание асфальта ямочным способом, укладку газонов и так далее. В общем, месяц назад здесь был ужас! Тем не менее, мы все-таки в положенный срок открываем МедиаДвор. Здесь студенты смогут общаться, здесь есть пространство, где мы станем показывать фильмы и обсуждать их. Здесь есть мобильные скамейки на колесиках, на которых можно теперь готовиться к занятиям и отдыхать. Здесь есть зона сцены в виде римского форума, построенной на железках бывшей бензозаправки ракет, потому что здесь когда-то была Военная академия. Из этих железок выросли газетные трубы, и в этом есть тоже некий символ – связи между нефтью и газетными трубами. На этой сцене мы сможем вручать студенческие билеты и дипломы. Мне кажется, такой МедиаДвор очень важен для студентов, которые в будущем станут работать с коммуникациями, с искусством, с пространством, с людьми. У нас получилось свободное, открытое, диалоговое пространство, в котором очень комфортно.
– Анна, для чего это нужно студентам – понятно, вы рассказали. Но будет ли это пространство доступно всем или оно предназначено только для вуза?
– Это внутренний двор ВШЭ, обычно он закрыт для посторонних, однако пока не завершится биеннале, сюда могут прийти все желающие. Между прочим, экскурсии будут проводить студенты, – рассказала Анна Качкаева.