В Великобритании опубликован новый роман о приключениях Джеймса Бонда под названием "Соло". Его автор – британский писатель Уильям Бойд. Действие романа происходит в 1969 году на трех континентах, но основное свои подвиги агент 007 совершает в Западной Африке.
Очередной роман о Джеймсе Бонде написан Уильямом Бойдом по заказу издательского дома "Иэн Флеминг Пабликейшнс", у которого монопольные права на публикацию произведений Флеминга и на создание их литературных продолжений. Все новые книги об агенте 007 пишутся, как правило, по его заказу. Имя Джеймса Бонда давно стало популярным брендом, и новый роман о нем под названием "Соло" обречен на неизбежный коммерческий успех.
Уильям Бойд – опытный британский писатель, автор 17 книг и лауреат нескольких литературных премий. По его словам, прежде чем взяться за роман о Бонде, он внимательно изучил литературный стиль Иэна Флеминга – создателя образа агента 007. Действие своей новой книги Бойд перенес в 1969 год, когда Джеймс Бонд только что отпраздновал свое 45-летие, и глава британской разведки М посылает его в вымышленную западноафриканскую страну Занзарим, где идет гражданская война, с заданием помочь ее правительству справиться с экстремистскими повстанцами. Бонду удается выяснить подлинную причину гражданской войны и раскрыть международный заговор. Далее он оказывается в ситуации, когда ему приходится втянуться в несанкционированную начальством смертельно опасную операцию, которая вынуждает его отправиться в Европу и Северную Америку. И, конечно, по традиции, в "Соло" читатель сможет встретить джентльменский набор бондианы: умопомрачительные приключения, экзотические страны и любовные похождения.
Уильям Бойд намеренно перенес главные эпизоды книги в Западную Африку. Он родился в Гане, его родители англичане, но детство и юность он провел в Нигерии и хорошо знает африканский континент; во многих его книгах действие также происходит в Африке. Выбор названия книги писатель объясняет графическим сходством слова "соло" с профессиональным кодовым номером Джеймса Бонда, который числится на службе в разведке как агент 007 с правом на убийство. Два нуля в этом номере, по словам Уильяма Бойда, должны ассоциироваться с двумя буквами "о" в названии книги. Последнее время каждые два-три года в свет выходит новое повествование о приключениях непотопляемого британского агента. Непосредственно перед "Соло" были опубликованы романы "Дьявол не любит ждать" Себастьяна Фолкса (2008) и "Карт-бланш" Джеффри Дивера (2011). Историк бондианы и основатель британского фан-клуба Джеймса Бонда Аджай Чаудхари ознакомился с содержанием "Соло" до его официальной публикации. В интервью Радио Свобода он рассказал о впечатлениях от книги и об истории создания новых произведений о Джеймсе Бонде:
– Уильям Бойд – незаурядный писатель, написавший ряд талантливых книг. Читатели его последнего романа "Соло" обнаружат в нем все качества присущего ему литературного стиля: элегантность, динамичное повествование, образный и ироничный язык. Нетрудно заметить, что это же можно сказать и о традиционном образе Джеймса Бонда. Действия многих книг Бойда, в частности, таких как "Браззавильский пляж" и "Хороший человек в Африке", как и основное действие в "Соло", происходит в Западной Африке. Бойд хорошо знает африканский континент, где провел многие годы. Это в полной мере отразилось в его книге о Бонде. В "Соло" в опосредованной форме повествуется о гражданской войне в Нигерии после провозглашения независимости республики Биафра, чему Бойд был свидетелем в юности. Бойд перенес действие "Соло" в 1969 год – время, когда карьера агента 007 и слава его создателя достигли апогея. Последний роман Иэна Флеминга "Человек с золотым пистолетом" был опубликован в 1965 году – через год после смерти автора, а в 1966 году вышел в свет сборник его рассказов, куда вошли "Осьминожка", "Жизненная сила" и "Собственность дамы". На 60-е годы приходится также начало выпуска книг о Бонде, написанных разными авторами. Первая из них, "Полковник Сан", была опубликована в 1968 году. Его написал под псевдонимом Роберт Маркхем британский писатель Кингсли Эмис. Кстати, в выпущенном к столетию Флеминга в 2008 году романе Себастьяна Фолкса "Дьявол не любит ждать" действие перенесено в 1967 год. Так что 60-е годы стали излюбленным временем действия новых книг о Бонде. Время холодной войны было естественной "средой обитания" агента 007. Мир Джеймса Бонда нуждался в "холодной войне".
– Отличается ли созданный Уильямом Бойдом образ Бонда от его первоначальной версии в романах Флеминга?
– Не думаю, что Уильям Бойд буквально копировал писательский стиль Флеминга. Мне не кажется, что это необходимо или даже возможно. Однако дух и стиль писательской манеры Флеминга присутствует в "Соло". Если взять, к примеру, последние фильмы о Джеймсе Бонде, в которых играет Дэниел Крейг, – "Казино Рояль", "Квант милосердия" и "007: координаты “Скайфолл" – то нетрудно обнаружить, что образ агента 007 в них восходит к тем чертам его характера, которые обозначил в своих книгах Флеминг. Конечно, это не буквальная копия героя "Доктора Ноу" или "Из России с любовью", но несомненно, что это личность, создатели которой вдохновлялись этими книгами родоначальника бондианы. Это же можно сказать и о главном персонаже "Соло". То, что происходит в кинобондиане, свойственно и литературе о Бонде. Эта параллель абсолютно правомерна: авторы фильмов отталкиваются от романов Флеминга, однако не повторяют их полностью.
– Что стоит за идеей продолжения литературной эпопеи о приключениях Джеймса Бонда? Только ли коммерческие причины?
– За намерением продлить жизнь любого литературного героя, особенно столь популярного, как Джеймс Бонд, всегда лежат по преимуществу коммерческие причины. Однако такие "литературные сериалы" доставляют огромное удовольствие читателям – поклонникам этих персонажей. Почти полстолетия после смерти Флеминга продолжается новая жизнь агента 007, став красноречивым примером очень успешного литературного проекта. После начатого Кингсли Эмисом продолжения бондианы последовали романы о Бонде десятка писателей. Только с 1981 по 1996 год было опубликовано 14 книг о Бонде, написанных Джоном Гарднером. Все они получили в свое время высокую оценку читателей и критики. Затем с 1997 по 2002 год шесть романов о Джеймсе Бонде написал американский писатель Реймонд Бенсон. Несколько книг о юном Бонде написал Чарли Хигсон. За этим последовали произведения Саманты Вейнберг из серии "Дневники Манипенни". У продолжения книжной бондианы долгая литературная история. Иногда эти книги хорошо написаны, иногда это посредственное чтиво, иногда увлекательное чтение. Такие воссоздания жизни популярного литературного персонажа происходят не только в отношении агента 007. К примеру, герои Шекспира получают новую жизнь в пьесах Тома Стоппарда, созданный Брэмом Стокером образ Дракулы тиражируется последующими литераторами, а приключения Шерлока Холмса после Конан Дойла описываются другими писателями. Всё это – давняя традиция.
– Вам не кажется, что некоторые романы-продолжения о приключениях агента 007 в художественном отношении превосходят книги Иэна Флеминга?
– Некоторые романы-продолжения обладают высоким развлекательным потенциалом. Довольно трудно сравнивать литературный стиль Флеминга и его последователей, которые всё же ориентировались в своих произведениях на него и его книги. На мой взгляд, пока что "Полковник Сан" Эмиса и "Авторизованная биография агента 007" Джона Пирсона максимально приближаются к стилю Флеминга, который в свое время многие считали популистским. Однако прошло 60 лет со времени публикации его первого романа "Казино Рояль", и он все еще широко читается. Книги о Бонде продолжают выходить, и лишь будущее покажет, что из написанного о нем сохранится в реальной литературной жизни. Возможно, "Карт-бланш" Джеффри Дивера или "Соло" Уильяма Бойда переживут наше время.
– Тем не менее могли бы вы назвать три лучших, с вашей точки зрения, романа о Бонде, написанных последователями Флеминга?
– На мой взгляд, "Полковник Сан" Кингсли Эмиса – самый совершенный в художественном отношении роман о Бонде, написанный после Флеминга. Он был издан в 1968 году. В тройку лучших произведений литературной бондианы я бы включил книгу Джона Пирсона "Джеймс Бонд: авторизованная биография агента 007", опубликованную в 1973 году. Это очень умная и талантливая книга. И мой третий выбор – "пятикнижие" для детей о юном Бонде Чарли Хигсона, открывающаяся повестью "Серебряный плавник". Думаю, что это – лучшее из написанного после Флеминга о Джеймсе Бонде.
– Чем вы объясняете популярность книг и фильмов о Джеймсе Бонде во всем мире на протяжении 60 лет?
– Личность Джеймса Бонда оказалась очень привлекательной по ряду причин. Во-первых, она очень жизненна и во многом связана с реальной историей. Мир, в котором он действует, узнаваем. Это не персонаж романов-фэнтези. Кроме того, читатели и зрители восхищаются способностями и талантами Бонда. Мужчинам нравится идентифицировать себя с агентом 007. Это способствует популярности его образа. Во-вторых, публику привлекает гламурный элемент в личности и характере Бонда. Он элегантен, обаятелен, знаток высокой кухни, встречается с интересными людьми, его любят прекрасные женщины, он разъезжает в шикарных машинах, ему не откажешь в чувстве юмора. Бонд живет в динамичном мире, полном приключений и любовных утех. Женщин, как и мужчин, обычно привлекает этот образ. И в-третьих, книги и фильмы о Бонде – прекрасное развлечение; это эскапистские произведения искусства. К ним не следует относиться слишком серьезно, – считает историк бондианы Аджай Чаудхари.
Очередной роман о Джеймсе Бонде написан Уильямом Бойдом по заказу издательского дома "Иэн Флеминг Пабликейшнс", у которого монопольные права на публикацию произведений Флеминга и на создание их литературных продолжений. Все новые книги об агенте 007 пишутся, как правило, по его заказу. Имя Джеймса Бонда давно стало популярным брендом, и новый роман о нем под названием "Соло" обречен на неизбежный коммерческий успех.
Уильям Бойд намеренно перенес главные эпизоды книги в Западную Африку. Он родился в Гане, его родители англичане, но детство и юность он провел в Нигерии и хорошо знает африканский континент; во многих его книгах действие также происходит в Африке. Выбор названия книги писатель объясняет графическим сходством слова "соло" с профессиональным кодовым номером Джеймса Бонда, который числится на службе в разведке как агент 007 с правом на убийство. Два нуля в этом номере, по словам Уильяма Бойда, должны ассоциироваться с двумя буквами "о" в названии книги. Последнее время каждые два-три года в свет выходит новое повествование о приключениях непотопляемого британского агента. Непосредственно перед "Соло" были опубликованы романы "Дьявол не любит ждать" Себастьяна Фолкса (2008) и "Карт-бланш" Джеффри Дивера (2011). Историк бондианы и основатель британского фан-клуба Джеймса Бонда Аджай Чаудхари ознакомился с содержанием "Соло" до его официальной публикации. В интервью Радио Свобода он рассказал о впечатлениях от книги и об истории создания новых произведений о Джеймсе Бонде:
– Уильям Бойд – незаурядный писатель, написавший ряд талантливых книг. Читатели его последнего романа "Соло" обнаружат в нем все качества присущего ему литературного стиля: элегантность, динамичное повествование, образный и ироничный язык. Нетрудно заметить, что это же можно сказать и о традиционном образе Джеймса Бонда. Действия многих книг Бойда, в частности, таких как "Браззавильский пляж" и "Хороший человек в Африке", как и основное действие в "Соло", происходит в Западной Африке. Бойд хорошо знает африканский континент, где провел многие годы. Это в полной мере отразилось в его книге о Бонде. В "Соло" в опосредованной форме повествуется о гражданской войне в Нигерии после провозглашения независимости республики Биафра, чему Бойд был свидетелем в юности. Бойд перенес действие "Соло" в 1969 год – время, когда карьера агента 007 и слава его создателя достигли апогея. Последний роман Иэна Флеминга "Человек с золотым пистолетом" был опубликован в 1965 году – через год после смерти автора, а в 1966 году вышел в свет сборник его рассказов, куда вошли "Осьминожка", "Жизненная сила" и "Собственность дамы". На 60-е годы приходится также начало выпуска книг о Бонде, написанных разными авторами. Первая из них, "Полковник Сан", была опубликована в 1968 году. Его написал под псевдонимом Роберт Маркхем британский писатель Кингсли Эмис. Кстати, в выпущенном к столетию Флеминга в 2008 году романе Себастьяна Фолкса "Дьявол не любит ждать" действие перенесено в 1967 год. Так что 60-е годы стали излюбленным временем действия новых книг о Бонде. Время холодной войны было естественной "средой обитания" агента 007. Мир Джеймса Бонда нуждался в "холодной войне".
За намерением продлить жизнь любого литературного героя, особенно столь популярного, как Джеймс Бонд, всегда лежат по преимуществу коммерческие причины
– Отличается ли созданный Уильямом Бойдом образ Бонда от его первоначальной версии в романах Флеминга?
– Не думаю, что Уильям Бойд буквально копировал писательский стиль Флеминга. Мне не кажется, что это необходимо или даже возможно. Однако дух и стиль писательской манеры Флеминга присутствует в "Соло". Если взять, к примеру, последние фильмы о Джеймсе Бонде, в которых играет Дэниел Крейг, – "Казино Рояль", "Квант милосердия" и "007: координаты “Скайфолл" – то нетрудно обнаружить, что образ агента 007 в них восходит к тем чертам его характера, которые обозначил в своих книгах Флеминг. Конечно, это не буквальная копия героя "Доктора Ноу" или "Из России с любовью", но несомненно, что это личность, создатели которой вдохновлялись этими книгами родоначальника бондианы. Это же можно сказать и о главном персонаже "Соло". То, что происходит в кинобондиане, свойственно и литературе о Бонде. Эта параллель абсолютно правомерна: авторы фильмов отталкиваются от романов Флеминга, однако не повторяют их полностью.
– Что стоит за идеей продолжения литературной эпопеи о приключениях Джеймса Бонда? Только ли коммерческие причины?
– За намерением продлить жизнь любого литературного героя, особенно столь популярного, как Джеймс Бонд, всегда лежат по преимуществу коммерческие причины. Однако такие "литературные сериалы" доставляют огромное удовольствие читателям – поклонникам этих персонажей. Почти полстолетия после смерти Флеминга продолжается новая жизнь агента 007, став красноречивым примером очень успешного литературного проекта. После начатого Кингсли Эмисом продолжения бондианы последовали романы о Бонде десятка писателей. Только с 1981 по 1996 год было опубликовано 14 книг о Бонде, написанных Джоном Гарднером. Все они получили в свое время высокую оценку читателей и критики. Затем с 1997 по 2002 год шесть романов о Джеймсе Бонде написал американский писатель Реймонд Бенсон. Несколько книг о юном Бонде написал Чарли Хигсон. За этим последовали произведения Саманты Вейнберг из серии "Дневники Манипенни". У продолжения книжной бондианы долгая литературная история. Иногда эти книги хорошо написаны, иногда это посредственное чтиво, иногда увлекательное чтение. Такие воссоздания жизни популярного литературного персонажа происходят не только в отношении агента 007. К примеру, герои Шекспира получают новую жизнь в пьесах Тома Стоппарда, созданный Брэмом Стокером образ Дракулы тиражируется последующими литераторами, а приключения Шерлока Холмса после Конан Дойла описываются другими писателями. Всё это – давняя традиция.
– Вам не кажется, что некоторые романы-продолжения о приключениях агента 007 в художественном отношении превосходят книги Иэна Флеминга?
– Некоторые романы-продолжения обладают высоким развлекательным потенциалом. Довольно трудно сравнивать литературный стиль Флеминга и его последователей, которые всё же ориентировались в своих произведениях на него и его книги. На мой взгляд, пока что "Полковник Сан" Эмиса и "Авторизованная биография агента 007" Джона Пирсона максимально приближаются к стилю Флеминга, который в свое время многие считали популистским. Однако прошло 60 лет со времени публикации его первого романа "Казино Рояль", и он все еще широко читается. Книги о Бонде продолжают выходить, и лишь будущее покажет, что из написанного о нем сохранится в реальной литературной жизни. Возможно, "Карт-бланш" Джеффри Дивера или "Соло" Уильяма Бойда переживут наше время.
– Тем не менее могли бы вы назвать три лучших, с вашей точки зрения, романа о Бонде, написанных последователями Флеминга?
– На мой взгляд, "Полковник Сан" Кингсли Эмиса – самый совершенный в художественном отношении роман о Бонде, написанный после Флеминга. Он был издан в 1968 году. В тройку лучших произведений литературной бондианы я бы включил книгу Джона Пирсона "Джеймс Бонд: авторизованная биография агента 007", опубликованную в 1973 году. Это очень умная и талантливая книга. И мой третий выбор – "пятикнижие" для детей о юном Бонде Чарли Хигсона, открывающаяся повестью "Серебряный плавник". Думаю, что это – лучшее из написанного после Флеминга о Джеймсе Бонде.
– Чем вы объясняете популярность книг и фильмов о Джеймсе Бонде во всем мире на протяжении 60 лет?
– Личность Джеймса Бонда оказалась очень привлекательной по ряду причин. Во-первых, она очень жизненна и во многом связана с реальной историей. Мир, в котором он действует, узнаваем. Это не персонаж романов-фэнтези. Кроме того, читатели и зрители восхищаются способностями и талантами Бонда. Мужчинам нравится идентифицировать себя с агентом 007. Это способствует популярности его образа. Во-вторых, публику привлекает гламурный элемент в личности и характере Бонда. Он элегантен, обаятелен, знаток высокой кухни, встречается с интересными людьми, его любят прекрасные женщины, он разъезжает в шикарных машинах, ему не откажешь в чувстве юмора. Бонд живет в динамичном мире, полном приключений и любовных утех. Женщин, как и мужчин, обычно привлекает этот образ. И в-третьих, книги и фильмы о Бонде – прекрасное развлечение; это эскапистские произведения искусства. К ним не следует относиться слишком серьезно, – считает историк бондианы Аджай Чаудхари.