В Московском кремле открылась выставка, посвященная многовековой истории венчаний на царство и коронаций в России. Показанные здесь реликвии обладают столь высокой ценностью, что они никогда не покидают территорию Кремля, то есть ни при каких условиях не выдаются для выставок в другие города и страны.
Некоторые предметы, к примеру золотой и усыпанный разноцветными драгоценными камнями трон Бориса Годунова, уже не раз показывались на кремлевских выставках, но в настолько полном виде русская коронационная коллекция экспонируется впервые. Со временем ритуал менялся, но всегда он был обставлен с предельной роскошью, о чем напоминают и великолепные коронационные костюмы, и регалии: шапка Мономаха, императорские короны, бармы, скипетры и державы.
На том же самом месте теперь происходит инаугурация президентов России. Не беда, что самодержцев поставляли на царство на весь срок их земной жизни, а нынешний глава государства занимает высокий пост (по крайней мере, формально) считаные годы – по размаху и пышности действо не уступает былым эпохам. Нет, верноподданные лицом до самой земли уже не склоняются и руки в умоляющем жесте не протягивают, как это видно, скажем, на старинной книжной миниатюре, посвященной основателю династии Романовых Михаилу Федоровичу.
Куратор выставки "Венчания на царство и коронации" Ирина Бобровницкая находит сходные черты у церемониалов 18-19-го веков и наших дней:
– Во-первых, замечательный проход будущего президента по залам Большого Кремлевского дворца напоминает императорские проходы. Во-вторых, когда президент дает клятву, он в это время находится на помосте, на возвышении ступенчатом, и над ним – балдахин. Балдахин, конечно, современный, но он напоминает те, что есть на нашей выставке. Что происходило в Успенском соборе? Будущий император находился на троне, то есть на возвышении. Теперь трона нет, зато есть трибуна, за которой стоит президент, а на отдельной подставке находится Конституция. Все это пространственно также отделяет первое лицо от остальных участников церемонии. Наконец, присяга. Будущий император тоже давал ее.
– Ваша выставка начинается с предметов глубокой старины. На первых этапах государственности церемония сильно отличалась?
– Самой первой в России церемонией поставления нового государя была церемония поставления княжича Дмитрия, внука великого князя Ивана Третьего. Дмитрий был поставлен на великое княжение в 1498 году. На него были возложены две регалии – шапка и бармы, то есть драгоценное оплечье. Следующая церемония случилась лишь 50 лет спустя. Это было венчание Ивана Грозного. На него, согласно Чину венчания, то есть тому официальному документу, в котором был весь этот порядок обозначен, были возложены уже три регалии – к бармам и шапке добавился так называемый Крест Животворящего древа.
Следующим был сын Грозного Федор Иоаннович. Тут уже пять регалий. Будущему государю был вручен еще скипетр. Кроме того, впервые появилась золотая цепь. Более того, в церемонию тогда ввели два очень важных действа – миропомазание и причащение. Миропомазание как бы делало священной ту реальную власть, которую получал государь. Наконец, последней в составе русских регалий стала держава. Это произошло при Борисе Годунове, в конце 16-го века, и до 18-го столетия комплекс регалий уже оставался неизменным. После того как Россия была объявлена империей, поменялась идеология. Остались только скипетр и держава как общеевропейские регалии. Шапку Мономаха заменили короной, бармы – горностаевой мантией, а цепь – цепью Ордена Святого Андрея Первозванного.
Некоторые предметы, к примеру золотой и усыпанный разноцветными драгоценными камнями трон Бориса Годунова, уже не раз показывались на кремлевских выставках, но в настолько полном виде русская коронационная коллекция экспонируется впервые. Со временем ритуал менялся, но всегда он был обставлен с предельной роскошью, о чем напоминают и великолепные коронационные костюмы, и регалии: шапка Мономаха, императорские короны, бармы, скипетры и державы.
На том же самом месте теперь происходит инаугурация президентов России. Не беда, что самодержцев поставляли на царство на весь срок их земной жизни, а нынешний глава государства занимает высокий пост (по крайней мере, формально) считаные годы – по размаху и пышности действо не уступает былым эпохам. Нет, верноподданные лицом до самой земли уже не склоняются и руки в умоляющем жесте не протягивают, как это видно, скажем, на старинной книжной миниатюре, посвященной основателю династии Романовых Михаилу Федоровичу.
Куратор выставки "Венчания на царство и коронации" Ирина Бобровницкая находит сходные черты у церемониалов 18-19-го веков и наших дней:
– Во-первых, замечательный проход будущего президента по залам Большого Кремлевского дворца напоминает императорские проходы. Во-вторых, когда президент дает клятву, он в это время находится на помосте, на возвышении ступенчатом, и над ним – балдахин. Балдахин, конечно, современный, но он напоминает те, что есть на нашей выставке. Что происходило в Успенском соборе? Будущий император находился на троне, то есть на возвышении. Теперь трона нет, зато есть трибуна, за которой стоит президент, а на отдельной подставке находится Конституция. Все это пространственно также отделяет первое лицо от остальных участников церемонии. Наконец, присяга. Будущий император тоже давал ее.
– Ваша выставка начинается с предметов глубокой старины. На первых этапах государственности церемония сильно отличалась?
– Самой первой в России церемонией поставления нового государя была церемония поставления княжича Дмитрия, внука великого князя Ивана Третьего. Дмитрий был поставлен на великое княжение в 1498 году. На него были возложены две регалии – шапка и бармы, то есть драгоценное оплечье. Следующая церемония случилась лишь 50 лет спустя. Это было венчание Ивана Грозного. На него, согласно Чину венчания, то есть тому официальному документу, в котором был весь этот порядок обозначен, были возложены уже три регалии – к бармам и шапке добавился так называемый Крест Животворящего древа.