Заложники платформы "Приразломная"

Акцию Greenpeace российская сторона квалифицировала как "пиратство"

Продолжается следствие в отношении активистов Greenpeace. Радио Свобода рассказывает об участниках этой акции протеста
Суд в Мурманске арестовал на два месяца членов интернациональной команды ледокола Arctic Sunrise после проведения акции возле нефтяной платформы "Приразломная". Среди находящихся сейчас в мурманском СИЗО активистов Greenpeace – студентка из Дании Анна Миа Ро Йенсен и сотрудник центра культуры Гданьского университета поляк Томаш Дземьяньчук.

Дело против активистов Greenpeace расследуется по статье о пиратстве и им может грозить до 15 лет лишения свободы. В числе 30 человек из 19 стран, задержанных российскими пограничниками на борту судна Arctic Sunrise, была и подданная Дании Анна Миа Ро Йенсен. Радио Свобода обратилось в офис международной экологической организации в Копенгагене, чтобы узнать о датчанке больше, и вот что рассказал сотрудник пресс-службы Greenpeace Мадс Фискер:


– Анна Миа Ро Йенсен родилась на острове Эро, расположенном в центральной части Дании. Ей 26 лет, она студентка, учится в навигационной школе Maritime. И на ледоколе Arctic Sunrise она находилась в качестве стажера – ей необходимо было получить практический опыт морского плавания в рамках программы обучения.

Анна Миа ранее никогда не участвовала в акциях Greenpeace, это не было мотивацией ее выхода в море
Насколько мне известно, Анна Миа ранее никогда не участвовала в акциях Greenpeace, это не было мотивацией ее выхода в море. Иначе говоря, девушка, по сути, не связана с нашей организацией – она не активист экологического движения, а член экипажа судна, на Arctic Sunrise она была третьим штурманом. Так что здесь у нас совершенно особая ситуация.

– Какие последние новости о судьбе Анны Мии?

– По решению районного суда города Мурманска Анна Миа Ро Йенсен помещена под стражу сроком на два месяца. Вместе с ней под арестом находятся другие члены экипажа, активисты Greenpeace и фриланс-фотографы – всего 30 человек, они сидят в разных следственных изоляторах города. В настоящее время в Мурманск выехал представитель датского посольства, он следит за тем, чтобы все происходящее велось с соблюдением законности. Кроме этого, в Мурманске сейчас находится группа активистов Greenpeace, они снабжают арестованных передачами с самым необходимым – чистой одеждой и туалетными принадлежностями, а также передают письма от родных и близких.

Можно с уверенностью сказать, что Анна Миа и все остальные задержанные чувствуют себя хорошо, жалоб на условия обращения в СИЗО у них нет
На месте присутствуют и адвокаты нашей организации, которые готовят обжалование решения мурманского суда о помещении под стражу. В любом случае, можно с уверенностью сказать, что Анна Миа и все остальные задержанные чувствуют себя хорошо, жалоб на условия обращения в СИЗО у них нет. Так что в этом плане проблем не наблюдается, – сказал сотрудник пресс-службы копенгагенского отделения Greenpeace Мадс Фискер.

Арест российскими властями датской студентки продолжает оставаться в центре внимания местной прессы, став предметом широкого общественного обсуждения. Однако министр иностранных дел Дании Вилли Сёндаль заявил, что не станет поднимать вопрос об оказании политического давления на Россию в связи с делом Анны Мии Ро Йенсен. "Опыт показывает, что попытки политического воздействия на правовую систему других стран редко достигают цели в случаях, подобных этому. Мы в Дании вряд ли бы с таким согласились", – сказал глава внешнеполитического ведомства в интервью датскому информагентству Ritzau. По словам Сёндаля, арест 26-летней датчанки иностранными властями относится к категории "консульских" дел, а потому за дальнейшей судьбой Анны Мии Ро Йенсен поручено следить работникам соответствующей службы датской дипломатической миссии в Москве.

Другой участник акции Greenpeace, гражданин Польши Томаш Дземьяньчук родился в 1976 году в польском городе Белосток. Он окончил факультет психологии в Главной торговой школе в Варшаве, а теперь работает в академическом центре культуры Гданьского университета. В Greenpeace с 2004 года, активный участник кампаний этой экологической организации в Польше и за границей. Вот что в интервью Радио Свобода о нем рассказала его коллега и друг Катажына Гузек:

– Вы давно знакомы с Томашем Дземьяньчуком?

– Я знаю Томаша с самого начала моей активности в Greenpeace. Это, кажется, был 2004 или 2005 год. Но, так или иначе, мы знакомы давно.

– Почему Томаш решил присоединиться к Greenpeace?

Являясь человеком очень решительным и, кроме того, человеком с активной жизненной позицией, Томаш и решил направить свои усилия именно в сфере экологии
– Думаю, прежде всего потому, что ему близки идеалы Greenpeace. Он хочет принимать активное участие в защите природы. Поэтому, являясь человеком очень решительным и, кроме того, человеком с активной жизненной позицией, Томаш и решил направить свои усилия именно в сфере экологии, а Greenpeace как раз лучше всего для этого подходит. Ведь мы сочетаем в себе и идеологию и непосредственные действия, в которых Томаш отлично себя проявил.

– А каков он в повседневной жизни, ведь он же занимается наукой?

– Не совсем наукой, поскольку работает Томаш в университете Гданьска – это культурный центр, не совсем научная деятельность. Он очень любит активно проводить время, и такая работа позволяет это делать. Он любит ходить в горы, в лес и, если не ошибаюсь, ходит под парусом. Так что такой уж это человек, так живет и проводит свободное время.

– Университетское начальство Томаша Дземьяньчука сегодня заявляет, что проблем на работе в связи с создавшейся ситуацией у него не будет. Как вы думаете, как долго такое отношение может продлиться?

Мы единодушны в понимании того, что два месяца ареста не должны иметь места в такой ситуации, тем более что Томашу пока не предъявили никаких обвинений
– Если его работодатели на самом деле так говорят, то это значит, что он имеет замечательных работодателей, которые понимают, что его задержали за участие в правом деле, в мирной акции протеста. Мы единодушны в понимании того, что два месяца ареста не должны иметь места в такой ситуации, тем более что Томашу пока не предъявили никаких обвинений, идет следствие. Мы все ждем, когда он выйдет, и надеемся, что выйдет досрочно. По моему мнению, такие действия в пользу гражданского общества должны поощряться, а не наказываться. И никаких репрессий с какой бы то ни было стороны в этом случае быть не должно.

– Что Greenpeace намерен делать для того, чтобы освободить Томаша Дземьяньчука?

Мы уже послали официальное письмо польским дипломатам, чтобы они приняли участие в освобождении Томаша, надеясь в ближайшие дни получить ответ от МИД Польши с информацией о том, что они намерены сделать по этому вопросу. Кроме этого, мы призываем всех к солидарности с Томашем, призываем высылать сообщения по электронной почте послу России в Польше. Эта акция продолжается во всем мире, уже 640 тысяч таких сообщений выслано. В Польше мы также призываем подписаться под петицией "Я – один из тридцати" – это форма нашей солидарности с задержанными в России и призыв рассказывать всем об этом. В воскресенье в Варшаве был массовый марафон, и около 500 бегунов, например, солидаризовались с Томашем. Мы, конечно, будем организовывать очередные акции солидарности в Польше, а кроме того, использовать все возможные контакты с польской дипломатией. Надеюсь, дипломаты нас не подведут.

– А дипломатия может здесь как-то помочь? Как вы оцениваете политические усилия страны, что касается освобождения Томаша?

– Дипломатия всегда может что-то предпринять. Следует помнить, что среди задержанных граждане 18 стран. И если каждое государство обратится с призывом освободить своих граждан, если в этом примут участие неправительственные организации, нобелевские лауреаты, если еще этим займутся дипломаты, то я уверена, что можно будет добиться освобождения активистов.

– А кто ждет Томаша дома?

– Прежде всего жена. Она, с одной стороны, очень переживает за него. А с другой – очень им гордится, как и мы все в Greenpeace и не только. Мы очень им гордимся и все ждем его скорейшего возвращения домой.