Министерство культуры, несмотря на обещание президента Путина, отказалось финансировать проекты киностудии “Ленфильм” в приоритетном порядке
“Ленфильм” лишили будущего – так считает известный петербургский режиссер Юрий Мамин, два проекта которого должны были стать первой ступенькой для возрождения легендарной киностудии, много лет находящейся в глубоком кризисе, но так и не стали.
Все эти годы вокруг киностудии сужали круги так называемые инвесторы, кося глазами на пыльные пустые павильоны, составляющие огромный квартал одного из самых дорогих районов Петербурга, и мечтая создать там развлекательный центр. Инвесторов отгоняли тревожными криками творцы – Алексей Герман-старший, Александр Сокуров, да так энергично, что их услышали “наверху”: президент страны обещал выделить киностудии кредит в 1,5 миллиарда рублей на восстановление технической базы и профинансировать пять творческих проектов.
Общественный совет “Ленфильма” проекты тщательно отобрал, главными в пятерке стали продолжение фильма “Окно в Париж” и фильм “Радость любви к Джойсу” Юрия Мамина и картина “Контрибуция” Сергея Снежкина. Но когда они были отобраны, вдруг выяснилось, что никакого специального финансирования не будет, что “Ленфильму” предлагается встать в общую очередь за деньгами,
представив эти проекты на питчинге (продюсерской презентации сценариев) в Фонде кино. Руководство киностудии надеялось, что “Ленфильм” хотя бы включат в число так называемых мэйджоров – основных поставщиков кинопродукции на рынок, в пользу которых и распределяются деньги Фонда кино, но этого не случилось. Зато случилось, что и “Радость любви к Джойсу”, и продолжение “Окна в Париж” Юрия Мамина, что называется, завернули, а “Контрибуцию” Сергея Снежкина милостиво решили профинансировать на треть, да и то с условием возврата денег, от чего режиссер поспешил благоразумно отказаться.
Главный редактор “Ленфильма” и председатель Общественного совета киностудии Светлана Кармалита вспоминает, что увидела сценарии будущих фильмов Мамина еще год назад, и они сразу ее пленили, а на питчинге защита проектов шла так хорошо, что она даже не очень волновалась. И вдруг – отказ. Почему? Самоцензура, считает Кармалита:
– Я боюсь, что это то явление, которое мы очень хорошо знаем: лучше отсечь, сразу запретить, сразу не дать, чем потом получить нагоняй и лишиться места. Ведь это 30-е годы идут фоном всей картины, репрессии, аресты, в 1937 году все четыре переводчика Джойса расстреляны. Хотя на самом деле фильм о том, что нас всех соединяет культура – живопись, музыка, литература, то, что есть в каждом человеке, даже если оно и не проявилось.
По словам Светланы Кармалиты, жизнь на “Ленфильме” потихоньку налаживается, в помещениях киностудии тепло, впервые за много лет появились интересные предложения, открылась, наконец, кредитная линия, и все-таки, чтобы выживать, надо зарабатывать, а для того, чтобы запустить этот механизм, и были обещаны пять оплаченных проектов. На них была вся надежда, но теперь она разлетелась в прах.
Огромную часть жизни отдал “Ленфильму” известный продюсер, кинокомпозитор Андрей Сигле, еще недавно бывший директором продюсерского центра "Ленфильм", но он, в отличие от Светланы Кармалиты, совсем не считает, что жизнь на киностудии налаживается, хотя признает, что новому руководству удалось хотя бы избавиться от долгов, росших со скоростью три миллиона рублей в месяц. Знает Сигле и о том, что, пусть с опозданием на год, на студию пошли деньги – теперь можно приводить в порядок павильоны и закупать новое оборудование. Но Андрей Сигле не видит главного – зачем же нужно все это ремонтировать и закупать, если все равно здесь так и не начали снимать новые фильмы:
– Надо работать, снимать фильмы, набивать шишки, воспитывать профессиональных людей, искать сценарии. Со сценариями вообще беда: вроде бы и техника есть, и снимать умеем, а сценариев как не было, так и нет. Ну, и надо, конечно, с консерваторией что-то подправить – я
имею в виду кинопрокат. Кинотеатров у нас очень мало, прокатная сеть оккупирована американцами, нашей картине очень тяжело пробиться на экраны. Это длинный разговор, но можно констатировать одно: на сегодняшний день кино так и не стало бизнесом в России. А раз это не бизнес, то борьба за деньги иногда принимает формы эпические. Как только появится возможность достойно зарабатывать кинотеатрам, а фильмам через кинотеатры отбивать деньги, я уверен, что наш кинобизнес расцветет пышным цветом.
Режиссер Юрий Мамин не слишком удивлен, что его фильм “Радость любви к Джойсу” не нашел поддержки. По его мнению, министр культуры Владимир Мединский взял на себя роль главного идеолога страны – по сталинскому принципу:
– Он говорит: “У нас в стране нет цензуры, но ведь у меня как у человека есть принципы". Вот это самое страшное, когда чиновник начинает свои принципы возводить в ранг законов. От этого цензура становится хаотичной, многоликой и совершенно неуправляемой.
Однако, предвидя, что “Радость любви к Джойсу” не обрадует чиновников, Юрий Мамин подготовил второй проект – “Окно в Париж, 20 лет спустя”, он считает, что этот проект просто обречен на успех, поскольку рассчитан на интерес людей старшего поколения, обеспечивших кассовый успех даже такому не слишком удачному фильму, как “Ирония судьбы – 2”:
– Эти люди, давно переставшие ходить в кино, вдруг встали и пошли – посмотреть, что же стало с героями их молодости, этот фильм – чемпион по прокату, его никто не превзошел. На это я и рассчитываю, говоря о продолжении “Окна в Париж”, ну, а по содержанию – там, конечно будет много социальной сатиры. Но это коммерческий проект, в отличие от “Джойса”, культурного проекта, рассчитанного на успех среди определенной прослойки и на успех на фестивалях.
Отказ финансировать оба эти проекта Юрий Мамин расценивает как запрет на профессию. “Ленфильм” направил письмо министру культуры с просьбой включить руководство киностудии в число мэйджоров Фонда кино, чтобы иметь возможность самим влиять на стратегию своего развития. Кроме того, “Ленфильм” собирается добиваться пересмотра решения по сценариям Юрия Мамина.
Все эти годы вокруг киностудии сужали круги так называемые инвесторы, кося глазами на пыльные пустые павильоны, составляющие огромный квартал одного из самых дорогих районов Петербурга, и мечтая создать там развлекательный центр. Инвесторов отгоняли тревожными криками творцы – Алексей Герман-старший, Александр Сокуров, да так энергично, что их услышали “наверху”: президент страны обещал выделить киностудии кредит в 1,5 миллиарда рублей на восстановление технической базы и профинансировать пять творческих проектов.
Общественный совет “Ленфильма” проекты тщательно отобрал, главными в пятерке стали продолжение фильма “Окно в Париж” и фильм “Радость любви к Джойсу” Юрия Мамина и картина “Контрибуция” Сергея Снежкина. Но когда они были отобраны, вдруг выяснилось, что никакого специального финансирования не будет, что “Ленфильму” предлагается встать в общую очередь за деньгами,
...На сегодняшний день кино так и не стало бизнесом в России. А раз это не бизнес, то борьба за деньги иногда принимает формы эпическиеПродюсер Андрей Сигле
Главный редактор “Ленфильма” и председатель Общественного совета киностудии Светлана Кармалита вспоминает, что увидела сценарии будущих фильмов Мамина еще год назад, и они сразу ее пленили, а на питчинге защита проектов шла так хорошо, что она даже не очень волновалась. И вдруг – отказ. Почему? Самоцензура, считает Кармалита:
– Я боюсь, что это то явление, которое мы очень хорошо знаем: лучше отсечь, сразу запретить, сразу не дать, чем потом получить нагоняй и лишиться места. Ведь это 30-е годы идут фоном всей картины, репрессии, аресты, в 1937 году все четыре переводчика Джойса расстреляны. Хотя на самом деле фильм о том, что нас всех соединяет культура – живопись, музыка, литература, то, что есть в каждом человеке, даже если оно и не проявилось.
По словам Светланы Кармалиты, жизнь на “Ленфильме” потихоньку налаживается, в помещениях киностудии тепло, впервые за много лет появились интересные предложения, открылась, наконец, кредитная линия, и все-таки, чтобы выживать, надо зарабатывать, а для того, чтобы запустить этот механизм, и были обещаны пять оплаченных проектов. На них была вся надежда, но теперь она разлетелась в прах.
Огромную часть жизни отдал “Ленфильму” известный продюсер, кинокомпозитор Андрей Сигле, еще недавно бывший директором продюсерского центра "Ленфильм", но он, в отличие от Светланы Кармалиты, совсем не считает, что жизнь на киностудии налаживается, хотя признает, что новому руководству удалось хотя бы избавиться от долгов, росших со скоростью три миллиона рублей в месяц. Знает Сигле и о том, что, пусть с опозданием на год, на студию пошли деньги – теперь можно приводить в порядок павильоны и закупать новое оборудование. Но Андрей Сигле не видит главного – зачем же нужно все это ремонтировать и закупать, если все равно здесь так и не начали снимать новые фильмы:
– Надо работать, снимать фильмы, набивать шишки, воспитывать профессиональных людей, искать сценарии. Со сценариями вообще беда: вроде бы и техника есть, и снимать умеем, а сценариев как не было, так и нет. Ну, и надо, конечно, с консерваторией что-то подправить – я
Вот это самое страшное, когда чиновник начинает свои принципы возводить в ранг законовРежиссер Юрий Мамин
Режиссер Юрий Мамин не слишком удивлен, что его фильм “Радость любви к Джойсу” не нашел поддержки. По его мнению, министр культуры Владимир Мединский взял на себя роль главного идеолога страны – по сталинскому принципу:
– Он говорит: “У нас в стране нет цензуры, но ведь у меня как у человека есть принципы". Вот это самое страшное, когда чиновник начинает свои принципы возводить в ранг законов. От этого цензура становится хаотичной, многоликой и совершенно неуправляемой.
Однако, предвидя, что “Радость любви к Джойсу” не обрадует чиновников, Юрий Мамин подготовил второй проект – “Окно в Париж, 20 лет спустя”, он считает, что этот проект просто обречен на успех, поскольку рассчитан на интерес людей старшего поколения, обеспечивших кассовый успех даже такому не слишком удачному фильму, как “Ирония судьбы – 2”:
– Эти люди, давно переставшие ходить в кино, вдруг встали и пошли – посмотреть, что же стало с героями их молодости, этот фильм – чемпион по прокату, его никто не превзошел. На это я и рассчитываю, говоря о продолжении “Окна в Париж”, ну, а по содержанию – там, конечно будет много социальной сатиры. Но это коммерческий проект, в отличие от “Джойса”, культурного проекта, рассчитанного на успех среди определенной прослойки и на успех на фестивалях.
Отказ финансировать оба эти проекта Юрий Мамин расценивает как запрет на профессию. “Ленфильм” направил письмо министру культуры с просьбой включить руководство киностудии в число мэйджоров Фонда кино, чтобы иметь возможность самим влиять на стратегию своего развития. Кроме того, “Ленфильм” собирается добиваться пересмотра решения по сценариям Юрия Мамина.