"Гаркундель" жив. Как и рок-н-ролл

Концерт группы "Аукцыон" в Петербурге

После семи лет поисков и согласований Общественному благотворительному фонду "Гаркундель", президентом которого является музыкант Олег Гаркуша, выделено помещение. В нем разместится арт-центр фонда, где будут находиться студии, музей рок-н-ролла, сотрудники и гости будут проводить мастер-классы.

Рок-клуб "Гаркундель" известен давно. В 2001 году был зарегистрирован одноименный благотворительный фонд, директором которого стал рок-музыкант из группы "Аукцыон" Олег Гаркуша. В те годы и фонд, и клуб помещались в арт-центре кинотеатра "Спартак" на Кирочной улице, но "Спартак" сгорел, а "Гаркундель" с тех пор скитается без крыши над головой. Но после долгих лет поисков и хлопот, переговоров с городской администрацией клубу наконец дали помещение – маленький флигель на 10-й Советской улице. 163 квадратных метра еще предстоит обжить – пока здесь грязь, голые стены и следы жизнедеятельности многих прежних обитателей: радиомастерской, мастерской обуви, дворницкой и, наконец, приюта для гастарбайтеров. "Здесь будут проходить концерты, будет студия, музей рок-н-ролла, может быть, небольшая гостиница для приезжих музыкантов, это будет не клуб, а арт-центр, где смогут выставляться художники, где мы будем проводить всякие благотворительные мероприятия – для пожилых людей, для ветеранов, для детишек", – мечтает Олег Гаркуша.

Олег Гаркуша. Фото с официального сайта группы "Аукцыон"

Работы невпроворот, а денег нет: "Я живу с концертов, они у нас не очень частые, так что эти деньги – только на жизнь. Да и вообще я никогда бизнесменом не был и вряд ли когда-нибудь им стану". Так что "Гаркундель" собирает деньги через социальные сети – идея в том, чтобы создать арт-центр на народные деньги. Чем скорее они начнут поступать, тем скорее можно будет закупить материалы для ремонта и начать действовать. Да и когда новый арт-центр заработает, идея его будет некоммерческой, главное – чтобы молодые люди не пили, не кололись, а занимались творчеством, играли то, что им хочется.

Правда, все эти бездомные годы Олег Гаркуша тоже не сидел сложа руки – он продолжал заниматься молодыми музыкантами, устраивал свои фестивали – "Гаркундели" на разных площадках, а еще 12 лет участвовал в жюри рок-фестиваля "Окна открой!", опять же занимаясь молодыми – отбирая талантливые группы из разных городов. Поэтому его хорошо знает продюсер этого фестиваля Евгений Мочулов: "Москва – коммерческий город, те ребята, которые хотят заработать и получить известность, едут туда, а Петербург – рок-н-ролльный, сюда едут те, кто хочет заниматься творчеством, – говорит Евгений Мочулов. – За те годы, пока мы проводим свои фестивали, в Питере осело около 70 новых групп, ребята смотрят, как много интересного тут делается, и продолжают приезжать. Когда они приходят ко мне за советом, я им говорю – музыкой вы тут не заработаете, прежде всего ищите себе нормальную работу, а параллельно в свободное время играйте, учитесь у наших групп. И многие играют любительски, а иногда какая-то группа "выстрелит", становится известной, превращается из камерной в стадионную".

Но это долгий процесс, площадка для молодых, по мнению Евгения Мочулова, просто необходима, а лучшего человека, чем Олег Гаркуша, для этого не сыскать: "Если Олег будет работать, это прекрасно, он очень светлый человек, у него это страсть – помогать молодым коллективам, это дело действительно для него".

Но есть и скептики, к числу которых принадлежит музыкант и писатель Владимир Рекшан. Он хочет создать в Петербурге музей рок-н-ролла. По его мнению, в рамках такого музея может существовать сколько угодно клубов и фестивалей, а создавать новые отдельные клубы просто не имеет смысла.

Скепсис близкого к рок-культуре художника Дмитрия Шагина основан на другом – вспоминая свой горький опыт выживания, отстаивания мастерской и выставочного центра, он предвидит, что городские власти, которые сегодня дали Олегу Гаркуше помещение, завтра могут его отобрать. Но в целом он идею одобряет: "Такого рок-клуба, который у нас был раньше, теперь нет, негде рок-н-ролльщикам собираться, может, "Гаркундель" и станет таким местом. Групп-то у нас много, тем более молодых, им же надо где-то выступать".

Как отмечает сам Гаркуша, некий благоприятный знак уже есть: обретенное им здание имеет форму буквы "Г". Что еще может там быть, кроме "Гаркунделя"?