С началом нового театрального сезона вновь вспыхнули споры вокруг "серьезного" и "несерьезного" театра
«Каких спектаклей сейчас больше на самарской сцене: серьезных или «развлекухи»?», - спросил я директора муниципального театра «Самарская площадь» Наталью Носову:
«Во всех театрах по-разному и нет общей тенденции, во всяком случае, у нас в Самаре. Большой вопрос, что такое "развлекуха"? Например: спектакль «Роддом» многие называют "развлекухой", а я за восемь лет получила столько благодарностей за то, что после этого спектакля восстанавливались семьи и девушки решались рожать (то есть передумывали делать аборт) так что это "развлекуха" или социальная комедия, заставляющая через юмор задуматься о серьезных вещах?
Или «Белая акация» в САМАРТе? С одной стороны, это нельзя назвать серьезной драматургией, но, опять же, разве у кого-нибудь повернется язык этот спектакль назвать "развлекухой"? – Нет, конечно! Это легкий опереточный жанр, милый, ностальгический, и такой нужный в наше нелегкое время (а, собственно, когда время было легким?) Театры не могут и не должны, на мой взгляд, только поучать, воспитывать. Они должны еще и выполнять функцию развлечения! Но развлечение и «развлекуха» - разные вещи!
У нас в театре 30% процентов в репертуаре занимает чистая классика : Гоголь, Чехов, Островский, 30% - серьезная современная драматургия, таких авторов, как Уайлдер, Ануй, Арбузов, Горин, Гришковец, 40% - современная комедия, от Степана Лобозерова до Алексея Слаповского! Есть еще пьесы стоящий особняком, это авторской спектакль «Играем Бидструпа», «Череп из Каннемара» Макдонаха, моноспектакль «Я собака» по повести М.Самарского «Радуга для друга».
Это очень примерный расклад, который колеблется от сезона к сезону плюс минус! Мы стараемся привлечь как можно более широкую зрительскую аудиторию и по возрасту, и по интересам, знакомить зрителей не только с классикой, но и с новыми именами, чтобы наш зритель смог увидеть тех ав-торов, которые появляются на столичных и европейских сценах. Вообще структура репертуара - вопрос серьезный и складывается из многих факто-ров. Это очень серьезный и особый разговор!»
«Общее падение культуры заставляет театры подстраиваться и показы-вать «всякую дрянь» ради кассы, или театр по-прежнему «храм искусства»?», спрашиваю у автора пьесы «Радуга для друга», писателя Михаила Самарского:
«На мой взгляд, хватает и дряни. Хотя это же субъективно. Для кого-то и «Ромео и Джульетта» - пьеса о разврате и непослушании. Конечно, театр всё-таки Храм искусства. Здесь и слезу прольёшь, и посмеёшься, и задумаешься. Главное - театр не даёт нашим душам уснуть. Знаете, актёры в театре - другие люди. Здесь дубли только на репетициях, а вышел к людям - играй с первого раза. Хоть тресни. Не можешь - уходи. Иди в кино, в рекламу, клипы … Именно за это я и люблю театр. Здесь высшее актёрское мастерство, причём в любом театре. Столичные театры даже чаще грешат фальшью и неискренностью. Храм? Да, точно - больше Храм искусства»
Директор театра «Самарская площадь» Наталья Носова, считает, что репертуар театра определяет эпоха:
«До революции в провинциальных театрах превалировали водевили и комедии. В столице, в Московском Художественном театре, Станиславский и Немирович-Данченко при составлении репертуара брали две так называе-мые «кассовые» пьесы современных авторов и только третью «для души» - классику! Серьезную современную драматургию (например Чехова, Андреева, Метерлинка) - не более двух пьес в сезон! В современных театрах, насколько я наблюдаю, нет какой-то общей тенденции!
Все театры разные и идут своим путем, вырабатывая свою репертуарную политику! Я не вижу того, что в театрах идет «сплошная дрянь»! В репертуарную афишу города вернулись такие авторы, как Горький, Арбузов, Горин, Уайлдер и многие другие достойные авторы, ко-торые были забыты в 90-е годы! Во всяком случае, в таких театрах, как САМАРТ, Камерная сцена, Актерский дом и, я смею думать, нашем театре, на мой взгляд, очень достойный репертуар! Хотя мы все очень разные и структура репертуара тоже очень разная!»
В прошлом сезоне самарские театры представили несколько инте-ресных премьер. Прежде всего это спектакли «Опять цветёт акация» и «Ханума» в САМАРТе. Спектакли, поставленные в жанре музыкальной фантазии и водевиля, были хорошо приняты публикой. Из заметных премьер академического театра драмы можно выделить «Леди Макбет», поставленную режиссёром из Литвы Альгирдасом Латенасом.
Важную роль для провинциального театра играют финансы. «Нельзя однозначно ответить на вопрос: «сколько сегодня в провинции стоит поставить спектакль?», - говорит Михаил Самарский, - «Минимум и мак-симум зависят от многих факторов. Это и реквизит, и количество актёров, и гонорар автору пьесы, и костюмы, и техника, и художник, и свет, и... словом, каждый спектакль имеет свой уникальный бюджет».
Директор театра «Самарская площадь» Наталья Носова добавляет:
«Затраты на спектакль в первую очередь, как не прискорбно, складываются из финансовых возможностей театра и только потом уже из художественного замысла режиссера, художника и прочее. Иногда сама идея оформления спектакля стоит дороже, чем ее воплощение! Цифры приводить считаю вообще некорректным, скажу только, что в столичных и академических театрах бюджет одного спектакля иногда превышает годовой бюджет всех расходов провинциального муниципального театра! Однако это не мешает зрителю ходить к нам и получать удовольствие от спектаклей, а муниципальным театрам завоевывать призы на фестивалях!»
Для самарской публики поход в театр нынче не более чем модный «выход в свет». Феномена театра как общественного института, где людей учат независимо размышлять, обогащают интеллектуально, формируют личность, сегодня, по-моему, не существует. Это много лет удавалось самарскому театру драмы, когда им руководил Петр Монастырский. Тогда театр сформировал особую самарскую публику, в репертуаре шли современные и классические пьесы.
«Формирование публики – тонкое дело, требующее десятилетий. Самарский театр драмы создавал своего зрителя не только спектаклями,
но и творческими встречами, дискуссиями, в которых участвовали зрители
и актёры. Сейчас театр превратился в подделку. Кому интересно смотреть на голых мужчин на сцене или на пьесу с глупыми монологами, действие которой происходит в питейном заведении? Чтобы театр стал Театром, нужен чудесный сплав талантливого художественного руководителя - режиссёра, хорошей труппы, умных зрителей. Все они: режиссёр, актёры и зрители должны уметь отличать искусство от подделки. Тогда театр будет интересным и творческим», - говорил патриарх самарской режиссуры Петр Монастырский.
«Во всех театрах по-разному и нет общей тенденции, во всяком случае, у нас в Самаре. Большой вопрос, что такое "развлекуха"? Например: спектакль «Роддом» многие называют "развлекухой", а я за восемь лет получила столько благодарностей за то, что после этого спектакля восстанавливались семьи и девушки решались рожать (то есть передумывали делать аборт) так что это "развлекуха" или социальная комедия, заставляющая через юмор задуматься о серьезных вещах?
Или «Белая акация» в САМАРТе? С одной стороны, это нельзя назвать серьезной драматургией, но, опять же, разве у кого-нибудь повернется язык этот спектакль назвать "развлекухой"? – Нет, конечно! Это легкий опереточный жанр, милый, ностальгический, и такой нужный в наше нелегкое время (а, собственно, когда время было легким?) Театры не могут и не должны, на мой взгляд, только поучать, воспитывать. Они должны еще и выполнять функцию развлечения! Но развлечение и «развлекуха» - разные вещи!
Это очень примерный расклад, который колеблется от сезона к сезону плюс минус! Мы стараемся привлечь как можно более широкую зрительскую аудиторию и по возрасту, и по интересам, знакомить зрителей не только с классикой, но и с новыми именами, чтобы наш зритель смог увидеть тех ав-торов, которые появляются на столичных и европейских сценах. Вообще структура репертуара - вопрос серьезный и складывается из многих факто-ров. Это очень серьезный и особый разговор!»
«Общее падение культуры заставляет театры подстраиваться и показы-вать «всякую дрянь» ради кассы, или театр по-прежнему «храм искусства»?», спрашиваю у автора пьесы «Радуга для друга», писателя Михаила Самарского:
«На мой взгляд, хватает и дряни. Хотя это же субъективно. Для кого-то и «Ромео и Джульетта» - пьеса о разврате и непослушании. Конечно, театр всё-таки Храм искусства. Здесь и слезу прольёшь, и посмеёшься, и задумаешься. Главное - театр не даёт нашим душам уснуть. Знаете, актёры в театре - другие люди. Здесь дубли только на репетициях, а вышел к людям - играй с первого раза. Хоть тресни. Не можешь - уходи. Иди в кино, в рекламу, клипы … Именно за это я и люблю театр. Здесь высшее актёрское мастерство, причём в любом театре. Столичные театры даже чаще грешат фальшью и неискренностью. Храм? Да, точно - больше Храм искусства»
Директор театра «Самарская площадь» Наталья Носова, считает, что репертуар театра определяет эпоха:
«До революции в провинциальных театрах превалировали водевили и комедии. В столице, в Московском Художественном театре, Станиславский и Немирович-Данченко при составлении репертуара брали две так называе-мые «кассовые» пьесы современных авторов и только третью «для души» - классику! Серьезную современную драматургию (например Чехова, Андреева, Метерлинка) - не более двух пьес в сезон! В современных театрах, насколько я наблюдаю, нет какой-то общей тенденции!
Все театры разные и идут своим путем, вырабатывая свою репертуарную политику! Я не вижу того, что в театрах идет «сплошная дрянь»! В репертуарную афишу города вернулись такие авторы, как Горький, Арбузов, Горин, Уайлдер и многие другие достойные авторы, ко-торые были забыты в 90-е годы! Во всяком случае, в таких театрах, как САМАРТ, Камерная сцена, Актерский дом и, я смею думать, нашем театре, на мой взгляд, очень достойный репертуар! Хотя мы все очень разные и структура репертуара тоже очень разная!»
В прошлом сезоне самарские театры представили несколько инте-ресных премьер. Прежде всего это спектакли «Опять цветёт акация» и «Ханума» в САМАРТе. Спектакли, поставленные в жанре музыкальной фантазии и водевиля, были хорошо приняты публикой. Из заметных премьер академического театра драмы можно выделить «Леди Макбет», поставленную режиссёром из Литвы Альгирдасом Латенасом.
Важную роль для провинциального театра играют финансы. «Нельзя однозначно ответить на вопрос: «сколько сегодня в провинции стоит поставить спектакль?», - говорит Михаил Самарский, - «Минимум и мак-симум зависят от многих факторов. Это и реквизит, и количество актёров, и гонорар автору пьесы, и костюмы, и техника, и художник, и свет, и... словом, каждый спектакль имеет свой уникальный бюджет».
Директор театра «Самарская площадь» Наталья Носова добавляет:
«Затраты на спектакль в первую очередь, как не прискорбно, складываются из финансовых возможностей театра и только потом уже из художественного замысла режиссера, художника и прочее. Иногда сама идея оформления спектакля стоит дороже, чем ее воплощение! Цифры приводить считаю вообще некорректным, скажу только, что в столичных и академических театрах бюджет одного спектакля иногда превышает годовой бюджет всех расходов провинциального муниципального театра! Однако это не мешает зрителю ходить к нам и получать удовольствие от спектаклей, а муниципальным театрам завоевывать призы на фестивалях!»
Для самарской публики поход в театр нынче не более чем модный «выход в свет». Феномена театра как общественного института, где людей учат независимо размышлять, обогащают интеллектуально, формируют личность, сегодня, по-моему, не существует. Это много лет удавалось самарскому театру драмы, когда им руководил Петр Монастырский. Тогда театр сформировал особую самарскую публику, в репертуаре шли современные и классические пьесы.
«Формирование публики – тонкое дело, требующее десятилетий. Самарский театр драмы создавал своего зрителя не только спектаклями,
но и творческими встречами, дискуссиями, в которых участвовали зрители
и актёры. Сейчас театр превратился в подделку. Кому интересно смотреть на голых мужчин на сцене или на пьесу с глупыми монологами, действие которой происходит в питейном заведении? Чтобы театр стал Театром, нужен чудесный сплав талантливого художественного руководителя - режиссёра, хорошей труппы, умных зрителей. Все они: режиссёр, актёры и зрители должны уметь отличать искусство от подделки. Тогда театр будет интересным и творческим», - говорил патриарх самарской режиссуры Петр Монастырский.