ОЗХО – за мир

Здание Организации по запрещению химического оружия в Гааге

Нобелевская премия мира за 2013 год присуждена Международной организации по запрещению химического оружия
Международная организация по запрещению химического оружия – это специальное агентство ООН по химическому разоружению, образованное в 1997 году после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия. Общие запасы боевых химических отравляющих веществ в мире – примерно 70 тысяч тонн, на территории 13 стран существуют объекты по производству или хранению химического оружия. Контроль над этим опасным хозяйством – главная сфера полномочий Организации по запрещению химического оружия. Возглавляет агентство турецкий дипломат Ахмет Узумджю.

Организация разработала план ликвидации химического оружия в Сирии, которая только что вынужденно присоединилась к ОЗХО. Оборудование для производства химоружия в Сирии планируется уничтожить к началу ноября 2013 года, а все боевые арсеналы – в первой половине 2014 года.

Глава ОЗХО Ахмет Узумджю в Гааге, 11 октября 2013 года


По мнению международного комментатора, востоковеда Андрея Остальского, Организация по запрещению химического оружия занимается очень важным и позитивным для всего человечества делом:

– С Нобелевской премией мира (уже довольно давно наблюдается эта тенденция) происходит вот что – она становится очень сиюминутно политизированной, я бы сказал, новостной. Как будто журналисты определяют повестку дня и решают, кому вручать премию, а кому нет. Выбрали Барака Обаму президентом США – сенсация: впервые человек с темным цветом кожи оказался во главе самого мощного государства в мире. И от полноты чувств Обама получает Нобелевскую премию. Можно привести и другие, давние, примеры – решения и о Ближнем Востоке, и о Михаиле Горбачеве... Часто создается впечатление, что выбор Нобелевского комитета именно в этой категории определяет новостная повестка дня. В других категориях это происходит по-другому: надо дожить до пожилого возраста, чтобы получить Нобелевскую премию в области точных наук или литературы. В основном, эти премии получают пожилые люди, доказавшие свою всемирно важную состоятельность длинной творческой жизнью.

В случае с премией мира ситуация совсем иная. Кого-то же надо вознаградить за то, что предотвращена, как многие считают, новая большая ближневосточная война. Этот тезис, разумеется, спорный. В случае с лауреатом этого года – было западное участие, особенно общественности, восторженное отношение к уничтожению сирийского химического оружия. И нужно было кого-то вознаградить, показать, что значительная часть общественности рада найденному решению, которое вроде бы может прекратить войну в Сирии. Но война отнюдь не прекратилась, наоборот, она идет самым ужасным образом. Продолжает страдать мирное население, правительственными вооруженными силами против мирного населения применяются запрещенные международным сообществом вещества.

Автомобиль экспертов ОЗХО в Дамаске


– На ваш взгляд, каковы возможности того, что Организации по уничтожению химического оружия удастся проконтролировать механизм уничтожения отравляющих веществ в Сирии?

– Разумеется, лучше что-то, чем ничего. Важно, что даже часть средств доставки и средств производства новых отравляющих веществ уничтожены. Когда какие-то эти операции уничтожения производятся и доходят до какого-то логического конца, конечно, это очень позитивное явление. И нельзя это не приветствовать. Но, глядя на общую сирийскую ситуацию, нельзя не быть скептиком. Что будет с сирийским химическим оружием? Насколько искренне сирийское правительство? Насколько оно готово разоружиться до конца, то есть показать абсолютно все свои объекты и предоставить инспекторам и соответствующей организации ООН все возможности для того, чтобы химическое оружие реально было уничтожено? Это первый вопрос. И у очень многих он вызывает большие сомнения. Дамаск, правительство Башара Асада, в силу самых разных причин, видимо, не на 100 процентов контролирует свои вооруженные силы.

Второе обстоятельство: некоторые объекты находятся в районах, за которые идет вооруженная борьба, которые переходят из рук в руки, частично контролируются оппозиционными группировками, причем как светской их частью, так и исламистами. Поэтому понятно, что в условиях продолжающихся боевых действий без реального перемирия, или хотя бы временного прекращения огня, инспекторы ООН ничего не смогут сделать. И какое здесь можно найти решение, в общем-то, совершенно непонятно.

Андрей Остальский


– Проблема химического оружия актуализирована сирийским конфликтом. Об этом еще год назад мало кто говорил, поскольку в последний период, к счастью, не было прецедентов использования ОМР – по-моему, со времен ирано-иракской войны и подавления режимом Саддама Хусейна волнений курдов. В целом, каковы влияние и роль этой Организации в борьбе с химическим оружием?

– Эта организация выполняет техническую задачу. Она неспособна выполнять задачи политические. Для этого есть политики, для этого есть государство, Совет Безопасности ООН. Им нужен мандат. Это технари, специалисты в своей области, самые, наверное, сильные специалисты, какие только есть в мире. И у них есть определенный опыт уничтожения химического оружия. Это касалось и некоторых запасов американского и российского химического оружия, хотя там государства брали на себя сами основную часть задач. И в Ираке был первый и последний случай массового применения химического оружия с совершенно ужасающими результатами, причем против мирного населения. И иракские запасы химического оружия уничтожались этой организацией. Они умеют это делать, но не могут изменить военно-политическую ситуацию. Если в стране идет война, то работать им становится просто невозможно. В Ираке они работали в условиях уже мирного периода. Здесь же от них требуется нечто другое.

Собственно говоря, никто, наверное, и требовать от них не будет, чтобы они под пулями, снарядами и бомбами делали свою трудную и очень важную работу. Поэтому то, что происходит в Сирии сейчас, это абсолютно беспрецедентно. Но, тем не менее, повторю еще раз, при всех этих оговорках, все-таки это хорошо, это важно. У Сирии были огромные запасы химического оружия, чуть ли не самые большие в мире. По крайней мере, есть такие данные, хотя, конечно, проверить количественную сторону вопроса сложно. Так или иначе, ясно, что в регионе может быть в значительной степени снято напряжение, если удастся уничтожить хотя бы 90% запасов химического оружия, сделать невозможной его доставку. Потому что мало иметь какой-нибудь зарин или горчичный газ, надо еще иметь ракеты, боеголовки, которые можно начинить этими отравляющими веществами. На это в первую очередь направлены усилия специализированной Организации ООН по уничтожению химического оружия. Каждый день их работы немножко смягчает общую напряженность в регионе, хотя, конечно же, ничего не добавляет к усилиям по урегулированию сирийской гражданской войны в целом, – считает Андрей Остальский.

Иракский Курдистан. Кладбище, где похоронены жертвы химической атаки 1988 года


Нобелевская премия мира – одна из пяти премий, учрежденных шведским промышленником и изобретателем Альфредом Нобелем, наряду с премиями по физиологии или медицине, химии, физике и литературе. Она вручается ежегодно – за исключением нескольких лет, когда премию было решено не давать никому. Альфред Нобель оставил четкие указания для присуждения премии мира – "за большой вклад в укрепление братских отношений между народами, за упразднение или сокращения вооруженных сил и за содействие или проведение конгрессов мира".

Норвежский Нобелевский комитет считает, что Альфред Нобель учредил премию мира благодаря дружбе с австрийской писательницей и активисткой международного пацифистского движения Бертой фон Зуттнер, которая в 1905 году стала первым лауреатом-женщиной Нобелевской премии мира. Некоторые члены комитета считают, что Нобель создал премию мира для того, чтобы уравновесить ущерб, который нанесли его изобретения – динамит и баллистит, которые еще с 80-х годов XIX столетия начали применять, вместо горного дела, военные и террористы во многих странах, например, "народовольцы" в России, или Ирландское революционное братство, целью которого было создание независимой Ирландской республики путем вооруженного восстания.

Альфред Нобель


Первая Нобелевская премия мира была вручена в 1901 году. Среди ее лауреатов нет ни одного россиянина, зато дважды – граждане СССР. В 1975 году премия была заочно присуждена академику Андрею Дмитриевичу Сахарову "за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства", а в 1990 году премия досталась Михаилу Горбачеву "в знак признания его ведущей роли в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества".

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"