Сталингра3D

Коллега Аркадий Бабченко снял у меня с языка, заметив у себя в Facebook: хватит обсуждать вторую неделю, смотреть или не смотреть "Сталинград". Продолжу мысль Аркадия. Вы что, не видели "Девятую роту" и "Обитаемый остров"? Вам что, этой информации не хватает, чтобы понимать: Федор Сергеевич Бондарчук – очень талантливый клипмейкер (я обожаю его клип Натальи Ветлицкой и работы с Валерием Меладзе), крепкий продюсер, обаятельный телеведущий, яркий характерный актер, честный передовик кинопроизводства и отличный его организатор, модный тусовщик. Но Ф.С. Бондарчук ни в коем случае не является крупным кинорежиссером современности ни в масштабах России, ни тем более в глазах Американской киноакадемии. Ожидать, что его фильм попадет в шорт-лист оскаровских номинантов, так же неадекватно, как ожидать присуждения Нобелевской премии мира Владимиру Путину.

С Бондарчуком-младшим вот какая история. Ему надо всю жизнь доказывать, что он достоин своего отца, а это тяжело, слишком ответственно, это ранит самолюбие. "Девятую роту" он снимал из-за отцовского фильма "Судьба человека", cначала фильм вообще задумывался как ремейк. Точно так же можно сказать, что нынешний "Сталинград" – оммаж учителю по ВГИКу Юрию Озерову, автору киноэпопеи "Освобождение", специалисту по советским военным блокбастерам.

В 1989 году студент Федор Бондарчук сыграл в двухсерийном фильме Озерова "Сталинград" снайпера Ивана. Это был амбициозный проект, ко-продукция "Мосфильма" с Warner Brothers, DEFA и Barrandov-film. Михаил Ульянов сыграл в этом фильме маршала Жукова, Арчил Гомиашвили – Сталина. Там же – последние роли Николая Крючкова и Владимира Трошина; там же – юная Оксана Фандера и молодой Сергей Гармаш. При всей серьезности замысла, фильм был замечен мало: страну волновали другие проблемы, она готовилась к распаду и совершенно не заботилась о духовных скрепах. Так что намерения Федора Бондарчука можно толковать как вполне благородные. Человек хочет делать серьезное военное кино не хуже отца и педагога, продолжать традицию.

Что раздражает в этой истории? Цифры бюджета. 3D-изображение. Непомерная идеологизация рекламного блока фильма, на грани патриотической истерики. Беседа с Ксенией Собчак в программе телеканале "Дождь", в которой лучшее изо всех сил боролось с прекрасным. Спекуляции на мотивах книги Василия Гроссмана и истории "дома Павлова". Раздражает то, что на премьере фильма в кинотеатре "Октябрь" оказались люди малорукопожатные. Фотографы в ночь премьеры выложили в сеть снимки – адвоката Павла Астахова в компании криминального авторитета Тайванчика; выходящего с просмотра Рамзана Кадырова с охраной; каких-то совсем невыносимого вида девиц; в одном пространстве с вышеупомянутыми лицами крутились вполне пристойные молодые режиссеры. Русский публичный контекст так неприличен, что поневоле воспринимаешь режиссера Ф.С. Бондарчука в первую очередь как его последние роли в кино: пройдоху-продюсера из кинофильма "Духless" и ловкого чиновника из "Двух дней".

Все это не отвратит меня от просмотра "Сталинграда". Но до того, пожалуй, я пересмотрю в третий раз свое любимое кино "Враг у ворот", в котором режиссер Жан-Жак Анно и красавец Джуд Лоу в роли снайпера Василия Зайцева воспели подвиг русского солдата в Сталинграде со всем мастерством Голливуда. Надо бы посмотреть и немецкий фильм 2002 года "Сталинград", основанный на военных дневниках солдат и офицеров вермахта, которые оказались в русском котле. (Эпизоды из "Освобождения" тоже было бы неплохо обновить в памяти; недавно обновляла из "Судьбы человека", как Бондарчук-старший в роли Андрея Соколова на спор с комендантом лагеря для военнопленных пьет водку без закуски и возвращается в барак с буханкой хлеба; это очень круто сделано.)

Жаль, что мой дед, который форсировал Волгу и служил у Жукова, довольно рано умер и не успел мне ничего рассказать.

Елена Фанайлова – поэт, лауреат нескольких литературных премий, автор и ведущий программы РС "Свобода в клубах"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции РС.