Заплыв за буйки

У россиян больше прав, чем мы привыкли думать: как известно, можно переходить дорогу на красный свет, заплывать за буйки, а теперь и громить овощные базы.

Алексей Навальный, который еще в сентябре смеялся над Собяниным (из-за конфликта с кавказцами на рынке и.о. мэра посадил в депортационный лагерь вьетнамцев), теперь сам, из-за убийства, предположительно совершенного кавказцем, предлагает ввести визы для казахов.

"Популизм и желание предложить пиплу простые решения некоторых неплохих в целом политиков расстраивает. Поиск простых решений – это стиль Владимира Путина, зачем же его повторять? Есть проблема коррупции и не работающей правоохранительной системы, несменяемости власти и прочее. А проблема миграции – это просто внешнее следствие...", – пишет журналист и этнограф, член "Партии 5 декабря" Юлия Галямина.

От Навального с его мухобойками других заявлений ожидать трудно. Но одним из следствий возросшей популярности "безальтернативного блогера" стало то, что даже считающие себя либералами политики, такие как Гарри Каспаров, многозначительно заговорили о "провале мультикультурализма" в Европе (еще
До российского уровня, когда киргизу отрезают ухо на Савеловском вокзале под равнодушие либо даже аплодисменты "пипла", Европе далеко
до Бирюлева, но так ли это важно?). Как пишут в блогосфере, "после прочтения Каспарова захотелось выпить водки и застрелиться". Можно сколько угодно писать, что "запрет вуали во Франции", о котором пишет Гарри Кимович, произошел после ограблений в общественных местах мужчинами, переодетыми в исламских женщин, и что теперь существует не запрет, а право полицейских проверить документы у субъектов в парандже. Уже поздно. Потому что далее идут душераздирающие примеры того, когда какая-то крохотная мэрия не установила елки на Рождество во Франции (получилось, как в России – деньги были выделены, елок не было, а было расследование, но российские СМИ отчитались досрочно: осторожно, мусульмане!). Ни о каких шведках, разместивших на аватарках фото в хиджабе, тоже не вспоминают. Во Франции, несомненно, есть недовольные мигрантами, но даже Марин Ле Пен вынуждена использовать фото чернокожих в предвыборной агитации (Франция – тоже бывшая империя, и темнокожие – избиратели).

Поэтому до российского уровня, когда киргизу отрезают ухо на Савеловском вокзале под равнодушие либо даже аплодисменты "пипла", Европе далеко. В обсуждении в российских соцсетях любые аргументы хороши. На помощь пришли даже "японисты": в Японии, мол, нет мусульман, и надо брать пример с этой страны. В Японии, правда, есть филиппинцы, но это допускается. Видимо, филиппинцы там вроде "словян" (интернет наполнен объявлениями "сдам квартиру словянам") в России.

В восприятии многих иностранцев, Россия – "гомогенная" страна. Я сама слышала это определение. Сравнить с Европой (в процентном отношении), так вообще непонятно, где наши мигранты, по каким подвалам прячутся и в каких гетто находятся?

Мне возразят: многих возмущает кавказская лезгинка. И даже без всякой стрельбы, т.е. нарушения закона, просто на генетическом уровне. И даже не увиденная прямо на улице (еще попробуй ее увидеть), а подсмотренная в Youtube. Вроде акции группы "Война" в Зоологическом музее: "Мне так противно, что посмотрел десять раз".

В Париже прямо посреди города на площадях танцуют бразильскую капоэйру. По 50-100 человек. Действо это поярче и погромче лезгинки. В Москве капоэйра уже проходит на набережных. Главное, что не Кавказ, да?

Но вернусь к Навальному. Если говорить о Кавказе, то почему-то я не видела расследований о том, как на деньги ВЭБа (одно из любимых учреждений блогера) в Чечне строятся потемкинские деревни. Когда на "горнолыжном курорте Ведучи", показанном все по тому же НТВ – каналу с эксклюзивными пленочками, вместо снега используется белая материя (это осталось за кадром). Наверное, по ушам можно получить за такое расследование? Страшно? А пнуть какого-то кавказца без регистрации не страшно: за это же ничего не будет...

Или вот "Роснефть", уже пару лет строящая завод в Чечне, да никак не построящая. Что происходит? Але, Навальный? Почему только Радио Свобода шлет по этому поводу запросы в "Роснефть"? Кажется, потому, что уровень понимания проблем Российский Кавказ – "материковая Россия" в целом постепенно приближается к кричалкам "Спартак – чемпион".

А если речь все-таки о казахах и киргизах (все смешалось в кучу: в Казахстане вообще восстанавливается экономика, и мигрантов именно из этой страны можно пересчитать по пальцам), то можно расследовать миллиардный бизнес структуры под названием ФМС. Понятно: чтобы эффективно расследовать преступления, совершенные кем угодно – кавказцами, киргизами, инопланетянами, барнаульцами, помогла бы какая-то легализация. Возможно, нормальная регистрация, а не та, которую оформляют в фургончике на Курской, в двухстах метрах от бывшего штаба Навального (а кто крышует фургончик? местное отделение полиции находится вниз по улице, метрах в трехстах, но ничего не видит; оно занято проверкой регистрации).

Чья ответственность за нелегальную миграцию выше: дворника Самандара, главы управляющей компании, незаконно поселившего его в подвал без всяких "прописок" и без зарплаты, или чиновников ФМС – слуг народа? Или чиновников, установивших правила регистрации, въезда и т.д.? Мне почему-то кажется, что так же, как не сварщик должен отвечать за падение с орбиты российских космических спутников, так и ответственность за дворников-нелегалов тем выше, чем выше инстанция.

Зимой мы месте с "Гражданским содействием" документировали рейды так называемой "Светлой Руси" против мигрантов из Средней Азии в Москве. Это позорные еженедельные зачистки. "Какое общество терпит такое? Общество без гуманизма мертво, оно идет к катастрофе", – написал мне тогда фотограф журнала "Шпигель", посмотрев шокирующее видео рейда. Да, идем к катастрофе, причем семимильными шагами. Члены "Светлой Руси", они же члены Опорных пунктов охраны порядка, мялись при ответе на вопрос, удается ли им заставить привлечь к ответственности структуры, эксплуатирующие мигрантов, "потерявших" паспорт. Структуры, поселившие узбеков в подвалы с холодильниками, электроплитами и т.д. А ведь бороться с эти работодателями труднее, чем просто пнуть таджика, придется попотеть. Кстати, местные жители едва ли аплодировали рейдам: "Приходите через неделю, все будет по-прежнему".

Когда было знаменитое дело гольяновских рабов – женщин из Средней Азии, которых держали взаперти без паспортов, насиловали, избивали их детей, меня поразило то, что на пресс-конференции журналисты задали освобожденным специальными дружинами (!) рабыням вопрос: "А было ли у вас разрешение на работу, когда вы приехали в Россию?" Важно так спросили, мол, вы что, не понимаете, что сами виноваты? А ведущая "прессухи" даже повторила вопрос погромче.

Даже журналисты, не говоря уже об избирателях Навального, оказывается, не знают, что по действующему законодательству мигранты из безвизовых стран должны сначала приехать в Россию, а потом получать разрешение. И вот здесь начинается беспредел. Когда я позвонила в Федерацию таджикских мигрантов, ее руководитель Каромат Бакоев ответил с прохладцей: "Вы знаете, что Федерация таджикских мигрантов сама выступает за введение виз? Я вам серьезно говорю".

Дело в том, что в этой сфере – бардак, бесправие и рабство, и на всем этом баснословные барыши делает ФМС (с каждого мигранта вымогают минимум по 20 000 рублей за разрешение на работу; результат – нелегалы). Поэтому Навальному не мешало бы проявить здесь как раз расследовательские качества. В противном случае это обычный увод "пипла" от проблем – "давайте отыграемся на слабых", игра на самых низменных человеческих инстинктах.

Избирателям Навального тоже не мешало бы представлять себе, что мигранты – это бизнес, за которым стоят крупные воротилы. И, как любой крупный бизнес, его так просто не отдадут. Внешнее следствие системы.

Кстати, жены "слуг народа" из ФМС были замечены за ураганным опустошением дорогих бутиков на Елисейских полях. На трудовые доходы от "шкурения" узбеков, надо полагать. Не удивлюсь, если "шубохранилище" есть и у главы ФМС Константина Ромодановского.

О том, что миграционное законодательство коррупционно (сначала мигранты приезжают в РФ из безвизовых стран, а затем в течение трех месяцев обивают пороги ФМС с толстопузыми чиновниками), правительство РФ предупреждали правозащитники еще с начала 2000-х годов.

Вот тут мы с руководителем ассоциации "Гражданское содействие" Светланой Ганнушкиной дискутируем обо всем этом (много букв). Я просто как свидетель зимнего погрома против мигрантов, а Светлана Алексеевна как эксперт говорит: "Самое гуманное решение – самое выгодное". А самое гуманное решение – это чтобы законодательство было изменено и мигрантов было бы меньше, но они бы работали в человеческих условиях.

Для сравнения, мигранта в Лондоне с выявленным туберкулезом будут лечить, независимо от его правового статуса. Мигранта в Москве просто депортируют, об этом мне рассказывали врачи в тубдиспансерах. Внимание, вопрос: а много ли мигрантов в России при таких условиях добровольно пойдут на осмотр?

Получается, что с такой постановкой вопроса – гуманное решение – согласны все, и правозащитники в том числе, далекие от поддержки ультраправых идей. А популизм рассчитан либо на дураков, либо на сволочей. Либо на тех и других вместе.

Ведь что, по сути, предлагает Алексей Навальный, на волне протестов и уголовных дел превратившийся в респектабельного политика? Совсем уж гомогенное государство, где грабить, убивать и насиловать будут только русские. Полиция по-прежнему не будет принимать заявлений и по-прежнему вешать по 20 украденных кошельков на мигрантов, заплативших за визы, или бездомных... Красота! Мы за это заплатили налоги.

А если нам такая альтернатива не нравится, надо начинать действовать с другого конца. Для начала – менять ценности.

Анастасия Кириленко – специальный корреспондент РС