Уроки "битвы народов"

Русские, прусские и австрийские войска на поле битвы под Лейпцигом, 16-19 октября 1813 года

Исполняется 200 лет крупнейшему сражению наполеоновских войн – "битве народов"
Двести лет назад, с 16 по 19 октября 1813 года, на территории нынешней Германии шло одно из главных сражений Наполеоновских войн – "битва народов". 20 октября на месте сражения, под Лейпцигом, будет организована реконструкция битвы.

О значении битвы под Лейпцигом и о тех уроках, которые она преподает даже современным политикам, рассуждает историк и журналист Ярослав Шимов:

– Антинаполеоновская коалиция была уже шестой на тот момент за весь 20-летний период войн революционной, а потом императорской Франции с коалициями крупнейших держав Европы. Эта коалиция была представлена на поле битвы при Лейпциге армиями Российской и Австрийской империй, там были также прусские войска и подошел небольшой шведский контингент, которым командовал бывший наполеоновский маршал Бернадот, который в тот момент в силу стечения разнообразных обстоятельств стал наследником шведского трона. (Его потомки, кстати, до сих пор занимают этот трон.) В общем и целом "битва народов" оправдывает свое название – там была представлена буквально вся Европа.

Ведь на стороне Наполеона тоже были далеко не только одни французы. Там были союзные ему итальянский и польский контингенты, представители той части немецких государств, которые тогда находились в сфере влияния Наполеона – так называемого Рейнского союза. Действительно, на этом поле битвы, вернее, на полях (поскольку это была очень сложная композиционно битва), сошлись представители более чем десятка стран и народов тогдашней Европы.

– Насколько активное участие принимала в этом сражении русская армия, незадолго до этой битвы разгромившая Наполеона в России?

– Русская армия под командованием Барклая де Толли приняла очень активное участие в "битве народов", она представляла собой один из основных контингентов на стороне сил коалиции. Это был период так называемого похода русской армии в Европу, когда она в союзе с другими державами добивалась окончательного поражения Наполеона.

Наполеон Бонапарт. Портрет работы Жака-Луи Давида (1812)

Нужно иметь в виду, что Наполеону летом того же 1813 года были сделаны достаточно выгодные предложения о мире. Было перемирие, которое продолжалось несколько недель, во время которого коалиция пыталась договориться с Наполеоном. Он отверг ее условия. Возможно, это была его роковая ошибка. Известен монолог Наполеона (об этом писал австрийский канцлер Меттерних, который встретился с Наполеоном тогда), который сказал Меттерниху, что, мол, ваши государи (имя в виду и австрийского императора, и русского царя, и других наследственных монархов) могут не раз терпеть поражения, после чего возвращаться в свои дворцы и продолжать править. Но я, заявил Наполеон, – дитя удачи. Его решение, его ставка – все или ничего – была им сделана.

В итоге "битва народов" стала тем пунктом, который определил окончательное поражение Наполеона. Хотя впереди еще была одна из завершающих кампаний – кампания 1814 года уже в самой Франции, которая была с точки зрения воинского искусства абсолютно блестящей. Наполеон с гораздо меньшими силами и в худшем состоянии все равно наносил множество поражений коалиционным войскам, и они, по большому счету, победили его, как и при Лейпциге, скорее числом, чем умением.

– Историки пишут, что в этой битве полководческий талант руководителей коалиции не особо проявился. Коалиция подавила Наполеона скорее своей мощью. Вы согласны?

– В принципе, да. Там, во-первых, был большой перевес в численности, почти двукратный перевес в артиллерии на стороне сил коалиции. Наполеон рассчитывал только на выгодность своих позиций. В окрестностях Лейпцига протекает несколько рек, они впадают друг в друга – такая сложная местность. Наполеоновское военное искусство отличалось тем, что он в нужный момент на решающем участке концентрировал силы, добивался перевеса и побеждал противника. Поэтому ему не всегда нужен был общий количественный перевес. Он рассчитывал на что-то подобное и в этот раз. Но не вышло, по разным причинам.

Во-первых, к союзникам подошли очень значительные подкрепления. Во-вторых, в самой армии Бонапарта началось брожение. Как я уже сказал, там были немецкие контингенты, в частности саксонский. Так вот, часть саксонцев в разгар битвы с пруссаками, с армией маршала Блюхера, перешла на сторону противника, что сильно осложнило положение наполеоновских войск на одном из участков этого фронта. В конечном итоге, тем не менее, в этой битве Наполеон был побежден, но не был разгромлен наголову. Он отступил с большими потерями, но увел основные силы своей армии, которая, сильно потрепанная, отошла в западную часть Германии. Война продолжалась еще до весны 1814 года. Тем не менее, с точки зрения военного искусства (если абстрагироваться от того, что любое сражение – это большая трагедия, погибает множество людей) это была битва гиганта если и не с пигмеями, все-таки Блюхер, Шварценберг или Барклай де Толли были весьма толковыми генералами, то с фигурами не очень большого масштаба в сравнении с Наполеоном. Победа была одержана ими именно за счет общего перевеса сил коалиции и ослабленности наполеоновских войск.

– Преподает ли эта битва какой-то исторический урок?

– Да, хотя и прошло 200 лет. Я бы сказал, что, как ни странно, она позволяет понять устройство Европы. То, как она была устроена тогда и во многом устроена сейчас. Можно сочувствовать Наполеону, который проигрывает, но проигрывает достойно, под давлением превосходящих сил противника. Но, с другой стороны, если посмотреть на тогдашнюю ситуацию, эта коалиция сложилась как знак протеста уже не только конкретных монархов против Наполеона, но и поднявшихся против него народов, ведомых этими монархами. Протеста против наполеоновской тирании, поскольку Наполеон подчинил себе практически всю континентальную Европу и старался править ею очень жесткой рукой. Ввел систему континентальной блокады против Великобритании, которая была крайне экономически невыгодна всем европейским странам, в ней участвовавшим. Он стремился править Европой единолично, жестко и из одного центра.

Наполеон потом пытался оправдать свою политику в воспоминаниях, которые он писал, вернее, диктовал секретарю на острове Святой Елены. Но его поражение было предопределено тем, что Европа слишком сложно устроена для того, чтобы подчиняться одной жесткой воле. В этом потом убедился и кайзер Вильгельм II во время Первой мировой войны – там тоже были грандиозные интеграционные планы в случае победы Германии. В этом убедился и Гитлер, который пытался построить свою, самую ужасную из всех исторических вариаций, единую авторитарную Европу. И тоже убедился в том, что это совершенно невозможно. К счастью, нынешняя Европа от таких диктаторских экспериментов отказалась, евроинтеграция сейчас строится совсем на иных принципах, не с помощью штыков и пушек.

Монумент в память о "битве народов" под Лейпцигом, возведен к столетию битвы

Председатель правления общества по торжественным мероприятиям в память о ''битве народов'' у Лейпцига Михель Коте говорит о реконструкции битвы, которая намечена на 20 октября:

– Традиция ежегодных мероприятий в память о "битве народов" с ее историческими реконструкциями возникла у нас в 1988 году и с тех пор не прерывалась. Отличие нынешних юбилейных мероприятий – в масштабе запланированной реконструкции битвы и рекордном числе участников в историческом обмундировании: 6 тысяч человек. Весь антураж – орудия, транспорт и так далее, воссоздан в соответствии с историческими документами. Мы ожидаем 30 тысяч зрителей. Все билеты на трибуны уже распроданы, остались только входные билеты. Сама реконструкция битвы будет продолжаться 4 часа. "Битва народов", несомненно, сохраняется в памяти жителей Лейпцига и его окрестностей. Интерес и отношение к этому событию на протяжении времени менялись в зависимости от политических реалий. Как менялось и отношение к одной из главных достопримечательностей Лейпцига – памятнику "битве народов", самому массивному памятнику на территории Европы.

20 октября у нас запланировано множество других мероприятий, вход на которые свободный. Например, с 17 по 21 октября будет действовать исторический бивак кавалерии, разбитый в окрестностях Лейпцига. Возвращаясь к самой реконструкции битвы, хочу отметить, что после выстрелов орудий зрители увидят работу санитаров и полевых лазаретов, имитацию гибели людей на поле боя с обеих воюющих сторон – словом, "обстановку, максимально приближеную к боевой". У реконструкции битвы не бывает репетиций, но вся последовательность представляемых событий тщательно спланирована специальной исторической комиссией, а все участники проинструктированы в соответствии с иерархией, в которой есть даже генеральные штабы, отдающие соответствующие приказы отдельным командирам. Таким образом, каждый отдельный солдат, как и в реальной битве, не знает до приказа, что конкретно ему придется делать.

Цель нашего общества по торжественным мероприятиям в память о ''битве народов'' у Лейпцига – заинтересовать людей историей через аутентичные исторические реконструкции былых событий. При посещении биваков, где живут представители 28 европейских стран, чьи армии участвовали в битве 200 лет назад, посетители могут вступать в беседы с одетыми в костюмы тех лет "воинами"-актерами. И сами эти "воины" общаются, конечно, между собой. Это работает на осуществление другой важной цели нашей работы – способствовать примирению народов, когда-то вовлеченных в войну. Эти дни проходят в праздничной, дружеской атмосфере, где нет места конфликтам и ненависти. Наше главное послание состоит в том, что, хотя здесь и представляется трагическое событие, это представление не нуждается в демонстрации воинственности по отношению к другим.