"Кого успели — побили, один цыган в больнице лежит, с несколькими ранениями..."
В Челябинске ищут погромщиков. Ночью 14 октября – когда в Москве шли задержания виновников беспорядков в западном Бирюлеве - в Челябинске неизвестные молодые люди напали на кафе, принадлежащее армянам - на сайте заведение обозначено как ресторан под названием "Тихий Дон". Информация о нападении стала распространяться лишь через сутки, во вторник. Во второй половине дня сотрудник пресс-службы областного управления МВД Марат Зинатуллин сообщил следующее:
"Челябинские полицейские устанавливают личности мужчин, совершивших противоправные действия в одном из городских кафе. В ночь на 14 октября в дежурную часть отделения полиции №7 в Курчатовском районе из городской больницы поступило сообщение о том, что с черепно-мозговой травмой к ним был доставлен молодой человек 1994 года рождения. Сотрудниками полиции установлено, что телесные повреждения он получил в одном из городских кафе по улице Чичерина. По предварительной информации, около часа ночи в кафе зашла группа неизвестных, одетых в куртки с капюшонами и шарфы, которые произвели несколько выстрелов из травматического оружия и причинили телесные повреждения трем посетителям заведения, один из которых был госпитализирован в тяжелом состоянии. В настоящее время по данному факту возбуждено уголовное дело по части 1 статье 111 УК РФ "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью". Сотрудниками полиции проводятся мероприятия по установлению всех обстоятельств происшествия и личностей нападавших".
Руководитель челябинского регионального отделения «Союза Армян России» Гагик Мхитарян не присутствовал в ресторане в тот вечер, но, разумеется, был о просишествии оповещен, встречался для обсуждения ситуации с сотрудниками областных УВД и УФСБ. Мне он рассказал, что около часа ночи в заведение зашли около 20 человек в масках, которые начали стрелять из травматического оружия - в бар, в окна, в потолок. Досталось и посетителям:
"Кого успели — побили, один цыган в больнице лежит, с несколькими ранениями. Побили таджиков. Русских не трогали, били только "черных". Целились из пистолета в бармена. Кричали что-то вроде: "Кто смелый, выходи!". В общем, беспредел. На тот момент в кафе находилось около 15 человек. Все продолжалось около 30 секунд, после чего они скрылись. Ничего не требовали, зашли, постреляли, избили, ушли – это акт устрашения. Или это продолжение московских событий…Я предполагаю, что это националистическая выходка".
По мнению Гагика Мхитаряна, национальный вопрос стоит в Челябинской области не слишком остро, но, тем не менее, он не мог не вспомнить о том, как в 2008 году в Верхнеуральске из-за пьяной ссоры в летнем кафе, принадлежащем армянам, на следующий день произошла массовая драка. В ней погиб местный житель Денис Никитин - он и был одним из участников первоначального конфликта в кафе. Впоследствии молодой армянин был признан виновным в его гибели и получил 7 лет колонии строгого режима. Скандал вышел громкий. Правоохранительные органы категорически заявляли, что никакой национальной подоплеки в ситуации нет – исключительно бытовая.
Между тем, вслед за убийством Дениса Никитина подожгли автомастерскую местного армянского бизнесмена, в которой сгорели 7 машин, подожгли дом еще одной армянской семьи. В результате в течение нескольких дней 15 семей армян спешно покинули город. А оставшиеся удивлялись – почему же если конфликт бытовой, поджигают дома армян, которые никакого отношения к нему не имели? Неужели просто совпадение?
Весной 2011 еще один конфликт между армянами и русскими произошел под Южноуральском – и опять в кафе. Похоже, вновь не на трезвую голову. В драке пострадал сын местного казачьего атамана. Разгорелось настоящее противостояние между казаками и армянской диаспорой. Причем масла в огонь подливали именно казаки, требовавшие денег на лечение, возбуждения уголовного дела, извинений. В противном случае оставляли за собой право на самосуд. Их пыл пришлось охлаждать властям и полиции. Конфликт не без труда был улажен спустя два месяца. К счастью, физически в нем серьезно никто не пострадал, чего не скажешь о нынешнем случае.
Молодой человек 1994 года рождения, цыган, сейчас находится в тяжелом состоянии в нейрохирургическом отделении одной из челябинских больниц. Врачи не дают никакой информации о его сегодняшнем самочувствии, но доставлен к ним он был в состоянии комы. Комментируя нападение на «Тихий Дон», лидер челябинского отделения незарегистрированной русско-националистической партии "Великая Россия" Лев Большаков обвинил в случившимся власти:
"Надо разбираться, что вообще в этом кафе происходило ранее, может, были конфликты личного характера. Но не исключаю, что могло быть что-то и на национальной почве, потому что миграционная политика российского государства доводит людей просто до края. И я не могу их винить, надо менять политику, чтобы такого не происходило. Этнические преступления не прекращаются, и власть ничего толком не делает, никаких конкретных мер нет".
Между тем, сопредеседатель челябинского регионального отделения партии "РПР-Парнас" Алексей Табалов не считает, что национальный вопрос и проблема с мигрантами стоят для Челябинской области настолько же остро, как и для Москвы.
"У нас в регионе вопрос с межнациональными отношениями и мигрантами стоит гораздо менее остро, чем в Москве. Особых эксцессов на национальной почве не было. Но ситуацию с нелегалами усугубляют коррупционеры. Такие работники, которых держат в положении рабов, выгодны, прежде всего, некоторым предпринимателям и чиновникам, которые их крышуют. Необходимо разбираться, почему недолжным образом работает Федеральная миграционная служба, жилищная инспекция, которая должна следить за тем, в каких условиях проживают приезжие. Но надо признать, что на жизнь рядовых челябинцев эти проблемы мало влияют. А что касается погрома в кафе – думаю, что он спровоцирован эмоциональной неуравновешенной реакцией на события в Москве отдельных впечатлительных граждан с не самым лучшим воспитанием. "Наших бьют – пойдем и мы кого-нибудь побьем!"
15 октября полиция и сотрудники миграционной службы по Челябинской области провели рейд по выявлению незаконных мигрантов на так называемом Каширинском рынке. Было задержано несколько десятков человек, из которых более двадцати оказались "нелегалами".