Восточные тонкости

До середины 1987 года советские спецслужбы и партийный аппарат успокаивали себя: перестройка – это игра с Западом, спецоперация, обманный ход, необходимый для того, чтобы получить передышку. Что же поделаешь, приходится прибегать к военной хитрости, коли экономика не выдерживает гонки вооружений!

В Иране сейчас, похоже, происходит нечто подобное. Международные экономические санкции оказались столь болезненными, что большая часть истеблишмента поддакивает новому курсу избранного президентом Хасана Роухани, тем более что этот курс одобрил верховный правитель аятолла Хаменеи. Но, так же как это было в СССР, находятся и сверхбдительные, пытающиеся предупредить об опасности. Главный выразитель охранительных настроений, иранская "Правда" – газета "Кейхан", обвиняющая президента в том, что он "попался на американскую удочку". "Нынешняя атмосфера романсов и иллюзий не отражает реальности. Америка стремится не к улучшению отношений, а к тому, чтобы попрать достоинство и гордость Ирана", – пишет "Кейхан". Руководители иранских чекистов, Корпуса стражей исламской революции, лихорадочно готовят массовый митинг под лозунгом "Смерть Америке!" с целью доказать президенту и верховному правителю, что народ против "дружбы с США".

Ох, и приходится же вертеться-крутиться иранскому Горбачеву! По хорошо знакомой нам схеме он пытается "продать" своим "ястребам" необходимость разрядки. Главное для Роухани, по-видимому, вот в чем: закопать под приемлемой для консерваторов риторикой принципиально новое, готовность идти на уступки по ядерной программе.

"Надо отдать должное "шестерке" – иностранцы продемонстрировали новые подходы" – так суммировал итоги очередного тура ядерных переговоров, состоявшихся на этой неделе, министр иностранных дел Ирана Мохаммед Зариф. Неужели? А мы-то думали, что дело обстоит как раз наоборот: это иранская сторона резко смягчила тон, да и по существу, кажется, готова к переменам. Однако не стоит понимать высказывание министра слишком буквально. Реплика эта была адресована не внешнему миру, а господам консерваторам в Тегеране.

Западные переговорщики не верят своим ушам – впервые за долгие годы иранцы обсуждают конкретные детали возможного решения проблемы. Беспрецедентно и то, что переговоры ведутся по-английски, без перевода, что делает позицию иранской делегации более ясной и прозрачной для западной стороны.

Многие считают, что сравнение с Горбачевым некорректно, ведь Роухани – не главный человек в своем государстве. Но ведь и советский лидер был не вполне свободен в своих действиях, и ему приходилось все время оглядываться на "коллективного Хаменеи" – Политбюро ЦК КПСС и на свой "корпус стражей революции" – КГБ. Если бы он этого не делал, ГКЧП случился бы гораздо раньше и, скорее всего, переворот увенчался бы успехом.

Запад не отменит санкции в отношении Ирана до тех пор, пока Тегеран не
Многие считают, что сравнение с Горбачевым некорректно, ведь Роухани – не главный человек в своем государстве
согласится резко снизить порог обогащения урана, не закроет подозрительный объект в Фордо и не обеспечит плотный режим международного контроля над происходящим на других ядерных реакторах. Только полное принятие этих мер позволит миру убедиться, что Иран не создает ядерного оружия. Дадут ли консерваторы своему Горбачеву зайти столь далеко?

Роухани – не "волк в овечьей шкуре", но ощерившиеся волки маячат за его спиной, готовые в любой момент разорвать на части "предателя", стоит только верховному правителю дать отмашку. Если новый президент оправдает надежды и сможет надежно разрешить ядерную проблему, Западу стоит помочь Роухани сохранить лицо и спастись от волчьих клыков.

Андрей Остальский – лондонский политический комментатор, востоковед

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции РС