Тень олимпийской выставки

Временное жилье беженцев из Абхазии в Адлере. Фотография из цикла "Проект Сочи"

В Сахаровском центре показали фрагмент запрещенного "Проекта Сочи"
Перекрестный Год России в Королевстве Нидерландов и Нидерландов в России омрачен чередой скандалов. 18 октября в Центре современного искусства "Винзавод" должна была открыться фотовыставка голландских авторов Роба Хорнстры и Арнольда ван Брюггена "Проект Сочи". Однако за неделю до назначенной даты на "Винзаводе" далеко не парадную выставку, посвященную строительству олимпийских объектов в Сочи, а также жизни на Северном Кавказе и в Абхазии, решили отменить. В полном формате ее, как и планировалось ранее, открыли в Городском театре Амстердама. В Москве публика сможет увидеть лишь часть проекта: вернисаж состоялся в Сахаровском центре.

Руководство "Винзавода" среди причин отмены выставки не называет то обстоятельство, что Хорнстре и ван Брюггену отказали во въездных визах в Россию. В официальном сообщении лишь указано, что авторы "Проекта Сочи" не подписали договор и не предоставили иные необходимые материалы.
В Сахаровском центре, говорит его директор Сергей Лукашевский, такие формальности не нужны:

– Обычно мы просто договариваемся непосредственно с автором. Если нас устраивает содержание выставки, если обе стороны устраивают условия сотрудничества, то мы выставляем у себя фотографии. Собственно говоря, мы иначе и не можем действовать, потому что большая часть выставок проходит без специального бюджета, в основном на волонтерских началах. Мы просто не можем себе позволить какие-то сложные проекты, которые бы требовали оформления большого количества документов. Когда возникла эта ситуация с "Винзаводом", возникла идея, что часть выставки может быть показана у нас. Авторы этого проекта специально к нам не обращались. Это было наше предложение. Их работы – это такая честная, хорошая документальная фотография, здесь нет ничего, кроме желания показать жизнь такой, какая она есть. Они снимали довольно длительный период, пять лет. Это просто фотографии предолимпийского Сочи, такого, каков он сейчас, в момент своей трансформации.

Сергей Лукашевский отмечает, что с советом "не устраивать эту выставку" к нему никто не обращался, и что он вообще не помнит случая, когда такие "советы" поступали бы от кого бы то ни было:

- Это происходит просто потому, что всем очевидно, что мы, в данном случае, не следуем никаким указаниям и предупреждениям. При этом мы сталкивались уже с попытками разных сил устраивать вокруг наших мероприятий скандал, на мой взгляд, на пустом месте. Напомню, в феврале этого года был неприятный инцидент на проекте "Московские процессы". Тогда мы попытались сделать такую площадку, на которой бы разные стороны, имеющие разный взгляд на современное искусство и на проблему взаимодействия художников со священными для тех или иных религий символами, могли бы дискутировать, высказывать свою точку зрения в форме театрального суда. Там были реальные представители - как авангардного искусства, так и радикальные православные активисты. Несмотря на попытку быть взвешенными, нейтральными и предоставить возможность для равного участия всем, дискуссионно-театральная акция для каких-то людей, в том числе и во власти (к нам приходили представители ФМС искать у нас незаконно работающих иностранцев), превратилась в повод для скандала. Я отдаю себе отчет, что теоретически что-нибудь такое возможно и сейчас, но никаких кулуарных или более официальных попыток давления или уговоров не было. Мы ни с чем подобным не сталкиваемся. Выставка будет работать неделю – до 24 октября. Потому что просто дальше у нас была по плану другая выставка.

Куратор выставки с российской стороны Александр Сорин сообщает, что полную версию "Проекта Сочи" все желающие могут увидеть на специально созданном сайте www.thesochiproject.nl. А вот какова цель Центра
документальной фотографии FOTODOC при Сахаровском центре:

– Мы занимаемся документальными проектами, как правило, социально содержательными, которые в других местах, в других пространствах выставочных не показываются. Голландцы сделали очень хороший проект, но из-за недостатка площадей у нас невозможно было разместить все материалы такой большой выставки, потому что там, кроме фотографий, еще должны были быть много-много дизайнерских плакатов, схем и прочих материалов. Там был очень большой и сложный дизайн выставки. Здесь – лишь несколько фотографий, это такая тень выставки. Их отбор – дело рук авторов. Это большие фотографии, очень большого формата, но их всего несколько. Но это история, которая не пытается компенсировать отсутствие большой выставки, а это экспозиция о проблеме, над которой работали авторы и которую оказалось невозможно показать в помещении "Винзавода". Мы делаем акцент на том, что не только Олимпиада сама по себе оказалась сопряженной со многими проблемами, но это еще невозможность всюду, где хочется, свободно говорить об этих проблемах, - говорит Александр Сорин.