Джазмены и композиторы, родившиеся в октябре, составляют уникальную когорту талантов.
Контрабасисты и баритон-саксофонисты по понятным причинам люди высокого роста. Или – почти. Я помню контрабасиста Ахмада Джамаля на сцене «Аудиториума Шатле» в Чреве Парижа, Джеймса Каммака. Весьма солидный дядя! Джерри Маллиган, в молодости похожий на морского пехотинца, сбежавший от отца, церковного пастера, был явно не коротышкой. Пэппэр Адамс – второй белый баритон-саксофонист – так же был внушительной фигурой. Хочу заметить здесь, что даже в книгах о джазе регулярно указывается «белый» или «черный». Термин «афроамериканец» был введен, как политкорректный, лет 20 назад. Пэппэр Адамс подчас звучит более огрублено, шершаво, металлически, чем белый же Маллиган, в чем нужно частично обвинить контрабасиста Чарли Мингуса, к школе которого Пэппэр Адамс принадлежал, хотя и не был слишком прилежным учеником.
В открытом море, или же в закрытой на три замка коммуналке Челябинска, вы слушаете тяжеловесное «Бремя Джаза» на коротких «Свободы», а так же с помощью современной технологии с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в столице Франции – ваш неизменный ДС.
Pepper Adams - Alone Together – 5:48 (Pepper Adams - Critics Choice – EMI)
«Alone Together», «Врозь, но вместе…» - ситуация банальная, я бы сказал, но из самых кошмарных. Композиция Артура Шварца. Сам Перчик Адамс (настоящее имя всегда приводившее меня в ужас - Парк Третий), баритон-саксофон. Джимми Роулес – рояль; Даг Уоткинс – контрабас и Мел Льюис ударные. Дата, увы, не указана.
Пэппэр родился восьмого октября 1930 года в Хайленд Парке, штат Мичиган. Как пишут историки джаза, «нужно же было умудриться родиться в годы великого кризиса». Родители Пэппэра кочевали по стране в поисках работы, пока не обосновались в Рочестере, штат Нью-Йорк, где в 1943 году юный Перчик услышал живьем оркестр Кути Уильямса, у которого пианистом был сам Бад Пауэлл. За сим последовал Дюк Эллингтон, Рекс Стюарт, и самое невероятное, – Харри Карни – баритон-саксофонист оркестра Дюка.
Дальше все было банально: уроки фортепьяно в школе, до-ре-ми-фасоль.., кларнет, затем тенор-сакс. У дедушки с бабушкой, где Пэппэр провел изрядное количество времени, молодой человек обнаружил гигантскую коллекцию граммофонных пластинок, на которых слегка поскрипывали джазмены от Фатса Уоллера до Джона Кёрби. Ему было шестнадцать, когда семья двинула в город, которого, как говорят, больше нет, в Детройт, и вот тут-то он вооружился баритон-саксофоном, который уже был ему по росту…
Pepper Adams - Star-Crossed Lovers – 3:54 (Pepper Adams - Encounter! – Prestige)
«Star-Crossed Lovers», перевод-головоломка, но по смыслу это «Звездами осенённые любовники….». Дуэт Пэппэра Адамса (баритон) и Зута Симса, тенор; Томми Флэнэген – рояль; Рон Картер – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. 11 декабря 1969 года, город Нью-Йорк.
Страшно подумать, во что превратился Детройт! Банкротство города! Огромного! Сорняки торчат до второго этажа! Пустые окна! И это не просто столица четырех колес, это город джаза, целая школа….
Вот, как звучал Джерри Маллиган по сравнению с Перчиком – менее наждачно, хотя оба были гигантами бартон-саксофонов. Джерри играет с еще одним, родившимся в октября джазменом, великим Телониусом Монком:
Monk & Mulligan - 'Round Midnight – (Gerry Mulligan & Thelonious Monk — Mulligan Meets Monk – Riverside)
«'Round Midnight» – та самая «Полночь» Монка, которой не суждено кончиться. Джерри Маллиган – баритон-саксофон; Монк – рояль; Уилбэр Уээр – контрабас и Шэдоу Уилсон – ударные. 12 августа далекого 1957 года, Нью-Йорк. Джерри всё еще относительно (химия) был похож на морского пехотинца, а Монк на сильно загоревшего Троцкого (фото в профиль).
Thelonious Monk - Ask Me Now – 4:37 (Thelonious Monk - SOLO - CBS)
«Ask Me Now», «Спроси меня теперь…» Телониуса Монка. Сольная запись 1965 года для «CBS». О Монке, как и Колтрейне, о котором я промолчал в сентябре, я могу говорить часами, но об обоих шли на нашем радио до сих пор доступные передачи. Я не против того, чтобы все начинать сначала, но, как мне кажется, в обоих случаях, нужно дать эфиру остынуть.
Телониус Сфиэ Монк появился на свет в Роки Манут, Северная Каролина десятого октября 1917 года, который был отмечен в другой стране совершенно иными событиями и уж совсем иной музыкой.
Абдула ибн Бухайна так же родился в октябре. В Питсбурге, что в Пенсильвании. Произошло это на два года и один день позже Телониуса Монка. Биография его, по признаниям близких друзей, разукрашена фантазиями и легендами. Официально он работал до двадцати лет шахтером, а потом чуть ли не сталеваром, перешел через дорогу жизни и стал ударником в оркестре Флетчера Хендерсона. В ту эпоху его звали просто Арт Блейки. Он был аккомпаниатором пианистки Мери Лу Уильямс, прежде чем она не задумалась о вечности и ее собственной позиции на небе и не покинула джаз. Он так же играл с Телониусом Монком в сороковых в знаменитом клубе «Minton’s». В 1949 году Арт Блейки вошел в состав комбо «Счастливчика», Лаки, Миллиндера, а с 1951 по 53 держал ритм в квартете Бадди ДеФранко. Первый оркестр под названием «Семнадцать Вестников» родился в 1947 году и в него, кроме прочих, входили Майлз Дейвис и Фэтс Наваро. Семь лет спустя появились знаменитые «Вестники Джаза» с трубачом Клиффордом Брауном, саксофонистом Лу Доналдсоном, пианистом Хорасом Силвером и контрабасистом Кёрли Расселом. Честно говоря, сначала это был просто концерт комбо, которое выступило под этим названием в нью-йоркском клубе «Birdland». Год спустя Хорас Силвер запустил на орбиту квинтет «Jazz Messengers» с Кенни Дорэмом, Хэнком Моубли, Дагом Уоткинсом и пригласил Арта Блейки на роль лидера. Остальное большинство из вас знает.
Вот караван «Вестников», бредущий, не сдвигаясь с места, через 100 квадратных метров студии звукозаписи «RIVERSIDE». Это уже 1964 год и это чистый, неразбавленный, хард-боп:
Art Blakey & The Jazz Messengers – Caravan - 9:44 (Art Blakey & The Jazz Messengers – Caravan – Riverside
«Caravan» Хуана Тизола. «Вестники Джаза», 23 октября 1962 года. Фредди Хаббард – труба; Кёртис Фуллер – тромбон; Уейн Шортер – тенор-саксофон; Седар Уолтон – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Арт Блейки – лидер и ударные.
Арт Блейки часто любил менять состав «Вестников» и особенно приветствовал молодых джазменов (Киза Джаррета, Уинтона Марсалиса, Тернеса Бланшара). Но лучшим периодом комбо считаются шестидесятые годы, когда в «Вестниках» играли такие гениальные композиторы, как саксфонист Бенни Голсон – «Blues March», и пианист Бобби Тиммонс «Moanin’».
Barney Kessel & Red Mitchell – I'm on my way – 4:31 (Barney Kessel & Red Mitchell - Two way conversation – Universal)
«I'm on my way», «Я на пути…» – гитариста-самоучки Барни Кессела. Кессел родился 17 октября 1923 года в городке Маскоги, Оклахома. Он работал продавцом газет и копил деньги на свою первую гитару. В четырнадцать лет Барни вошел в состав местного, так называемого, «территориального» оркестра. Гитарист Чарли Кристиан по тем временам уже звезда, приехал в 1939 году в Оклахома-Сити его послушать. Часть жизни Кессел провел в Голливуде, играя в оркестре Бена Поллака рядом с самим Лестером Янгом. Барни Кессел знаменит не только своими выступлениями-дуэтами, как в данном случае с контрабасистом Редом Митчелом, но и преподавательской работой, причем не только в США, но и в Европе и Азии. Барни покинул подлунный мир восемь лет назад.
Финишная прямая вашего личного «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Вы наверняка заметили, что в сегодняшнем «Времени Джаза» меньше повествования и больше музыки. Причин две: даже укоротив список джазменов, родившихся в октябре, я смог дать не всех и не в солидном объеме. Вторая причина: я получил за последнее время несколько имейлов и комментов, в которых спрашивается: почему я делаю передачи, не как обычный радио-DJ? То есть музыка и чуть-чуть информации. Один наш слушатель пишет, что, наверное, я story-teller, рассказчик? Вполне возможно, но даже сегодня сухого комментария не получилось. Ваше мнение по этому вопросу меня более чем интересует…
Вот тема Артура Шварца, с которой мы сегодня начали:
Charlie Haden, Lee Konitz & Brad Mehldau - Alone Together – 13:48 (Lee Konitz - ALONE TOGETHER - Blue Note)
«Alone Together» Артура Шварца; трио последнего на сегодня юбиляра саксофониста Ли Конитца. Дата рождения – 13 октября 1927 года, место – город Чикаго. Брад Мелдо играл на фортепьяно и Чарли Хейден – на контрабасе. Ли Конитцу исполнилось 86 лет. Он был одним из учеников пианиста и композитора Ленни Тристано и он же был одним из отцов-основателей движения кул в джазе. Он играет на теноре и сопрано-саксофонах, но его основной инструмент – альт-сакс. Концерт трио был записан в декабре 1996 года в Лос-Анджелесе.
В открытом море, или же в закрытой на три замка коммуналке Челябинска, вы слушаете тяжеловесное «Бремя Джаза» на коротких «Свободы», а так же с помощью современной технологии с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в столице Франции – ваш неизменный ДС.
Pepper Adams - Alone Together – 5:48 (Pepper Adams - Critics Choice – EMI)
«Alone Together», «Врозь, но вместе…» - ситуация банальная, я бы сказал, но из самых кошмарных. Композиция Артура Шварца. Сам Перчик Адамс (настоящее имя всегда приводившее меня в ужас - Парк Третий), баритон-саксофон. Джимми Роулес – рояль; Даг Уоткинс – контрабас и Мел Льюис ударные. Дата, увы, не указана.
Пэппэр родился восьмого октября 1930 года в Хайленд Парке, штат Мичиган. Как пишут историки джаза, «нужно же было умудриться родиться в годы великого кризиса». Родители Пэппэра кочевали по стране в поисках работы, пока не обосновались в Рочестере, штат Нью-Йорк, где в 1943 году юный Перчик услышал живьем оркестр Кути Уильямса, у которого пианистом был сам Бад Пауэлл. За сим последовал Дюк Эллингтон, Рекс Стюарт, и самое невероятное, – Харри Карни – баритон-саксофонист оркестра Дюка.
Дальше все было банально: уроки фортепьяно в школе, до-ре-ми-фасоль.., кларнет, затем тенор-сакс. У дедушки с бабушкой, где Пэппэр провел изрядное количество времени, молодой человек обнаружил гигантскую коллекцию граммофонных пластинок, на которых слегка поскрипывали джазмены от Фатса Уоллера до Джона Кёрби. Ему было шестнадцать, когда семья двинула в город, которого, как говорят, больше нет, в Детройт, и вот тут-то он вооружился баритон-саксофоном, который уже был ему по росту…
Pepper Adams - Star-Crossed Lovers – 3:54 (Pepper Adams - Encounter! – Prestige)
«Star-Crossed Lovers», перевод-головоломка, но по смыслу это «Звездами осенённые любовники….». Дуэт Пэппэра Адамса (баритон) и Зута Симса, тенор; Томми Флэнэген – рояль; Рон Картер – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. 11 декабря 1969 года, город Нью-Йорк.
Страшно подумать, во что превратился Детройт! Банкротство города! Огромного! Сорняки торчат до второго этажа! Пустые окна! И это не просто столица четырех колес, это город джаза, целая школа….
Вот, как звучал Джерри Маллиган по сравнению с Перчиком – менее наждачно, хотя оба были гигантами бартон-саксофонов. Джерри играет с еще одним, родившимся в октября джазменом, великим Телониусом Монком:
Monk & Mulligan - 'Round Midnight – (Gerry Mulligan & Thelonious Monk — Mulligan Meets Monk – Riverside)
«'Round Midnight» – та самая «Полночь» Монка, которой не суждено кончиться. Джерри Маллиган – баритон-саксофон; Монк – рояль; Уилбэр Уээр – контрабас и Шэдоу Уилсон – ударные. 12 августа далекого 1957 года, Нью-Йорк. Джерри всё еще относительно (химия) был похож на морского пехотинца, а Монк на сильно загоревшего Троцкого (фото в профиль).
Thelonious Monk - Ask Me Now – 4:37 (Thelonious Monk - SOLO - CBS)
«Ask Me Now», «Спроси меня теперь…» Телониуса Монка. Сольная запись 1965 года для «CBS». О Монке, как и Колтрейне, о котором я промолчал в сентябре, я могу говорить часами, но об обоих шли на нашем радио до сих пор доступные передачи. Я не против того, чтобы все начинать сначала, но, как мне кажется, в обоих случаях, нужно дать эфиру остынуть.
Телониус Сфиэ Монк появился на свет в Роки Манут, Северная Каролина десятого октября 1917 года, который был отмечен в другой стране совершенно иными событиями и уж совсем иной музыкой.
Абдула ибн Бухайна так же родился в октябре. В Питсбурге, что в Пенсильвании. Произошло это на два года и один день позже Телониуса Монка. Биография его, по признаниям близких друзей, разукрашена фантазиями и легендами. Официально он работал до двадцати лет шахтером, а потом чуть ли не сталеваром, перешел через дорогу жизни и стал ударником в оркестре Флетчера Хендерсона. В ту эпоху его звали просто Арт Блейки. Он был аккомпаниатором пианистки Мери Лу Уильямс, прежде чем она не задумалась о вечности и ее собственной позиции на небе и не покинула джаз. Он так же играл с Телониусом Монком в сороковых в знаменитом клубе «Minton’s». В 1949 году Арт Блейки вошел в состав комбо «Счастливчика», Лаки, Миллиндера, а с 1951 по 53 держал ритм в квартете Бадди ДеФранко. Первый оркестр под названием «Семнадцать Вестников» родился в 1947 году и в него, кроме прочих, входили Майлз Дейвис и Фэтс Наваро. Семь лет спустя появились знаменитые «Вестники Джаза» с трубачом Клиффордом Брауном, саксофонистом Лу Доналдсоном, пианистом Хорасом Силвером и контрабасистом Кёрли Расселом. Честно говоря, сначала это был просто концерт комбо, которое выступило под этим названием в нью-йоркском клубе «Birdland». Год спустя Хорас Силвер запустил на орбиту квинтет «Jazz Messengers» с Кенни Дорэмом, Хэнком Моубли, Дагом Уоткинсом и пригласил Арта Блейки на роль лидера. Остальное большинство из вас знает.
Вот караван «Вестников», бредущий, не сдвигаясь с места, через 100 квадратных метров студии звукозаписи «RIVERSIDE». Это уже 1964 год и это чистый, неразбавленный, хард-боп:
Art Blakey & The Jazz Messengers – Caravan - 9:44 (Art Blakey & The Jazz Messengers – Caravan – Riverside
«Caravan» Хуана Тизола. «Вестники Джаза», 23 октября 1962 года. Фредди Хаббард – труба; Кёртис Фуллер – тромбон; Уейн Шортер – тенор-саксофон; Седар Уолтон – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Арт Блейки – лидер и ударные.
Арт Блейки часто любил менять состав «Вестников» и особенно приветствовал молодых джазменов (Киза Джаррета, Уинтона Марсалиса, Тернеса Бланшара). Но лучшим периодом комбо считаются шестидесятые годы, когда в «Вестниках» играли такие гениальные композиторы, как саксфонист Бенни Голсон – «Blues March», и пианист Бобби Тиммонс «Moanin’».
Barney Kessel & Red Mitchell – I'm on my way – 4:31 (Barney Kessel & Red Mitchell - Two way conversation – Universal)
«I'm on my way», «Я на пути…» – гитариста-самоучки Барни Кессела. Кессел родился 17 октября 1923 года в городке Маскоги, Оклахома. Он работал продавцом газет и копил деньги на свою первую гитару. В четырнадцать лет Барни вошел в состав местного, так называемого, «территориального» оркестра. Гитарист Чарли Кристиан по тем временам уже звезда, приехал в 1939 году в Оклахома-Сити его послушать. Часть жизни Кессел провел в Голливуде, играя в оркестре Бена Поллака рядом с самим Лестером Янгом. Барни Кессел знаменит не только своими выступлениями-дуэтами, как в данном случае с контрабасистом Редом Митчелом, но и преподавательской работой, причем не только в США, но и в Европе и Азии. Барни покинул подлунный мир восемь лет назад.
Финишная прямая вашего личного «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Вы наверняка заметили, что в сегодняшнем «Времени Джаза» меньше повествования и больше музыки. Причин две: даже укоротив список джазменов, родившихся в октябре, я смог дать не всех и не в солидном объеме. Вторая причина: я получил за последнее время несколько имейлов и комментов, в которых спрашивается: почему я делаю передачи, не как обычный радио-DJ? То есть музыка и чуть-чуть информации. Один наш слушатель пишет, что, наверное, я story-teller, рассказчик? Вполне возможно, но даже сегодня сухого комментария не получилось. Ваше мнение по этому вопросу меня более чем интересует…
Вот тема Артура Шварца, с которой мы сегодня начали:
Charlie Haden, Lee Konitz & Brad Mehldau - Alone Together – 13:48 (Lee Konitz - ALONE TOGETHER - Blue Note)
«Alone Together» Артура Шварца; трио последнего на сегодня юбиляра саксофониста Ли Конитца. Дата рождения – 13 октября 1927 года, место – город Чикаго. Брад Мелдо играл на фортепьяно и Чарли Хейден – на контрабасе. Ли Конитцу исполнилось 86 лет. Он был одним из учеников пианиста и композитора Ленни Тристано и он же был одним из отцов-основателей движения кул в джазе. Он играет на теноре и сопрано-саксофонах, но его основной инструмент – альт-сакс. Концерт трио был записан в декабре 1996 года в Лос-Анджелесе.