Королевское крещение. Все по-новому

Новорожденный принц Джордж на руках у матери. 23 июля 2013 года

В Лондоне сегодня – крещение маленького принца Джорджа, сына принца Уильяма и Кейт Миддлтон
23 октября в Лондоне в Королевской часовне Сент-Джеймсского дворца – крещение принца Джорджа, трехмесячного сына принца Уильяма и Кейт Миддлтон, носящих титулы герцога и герцогини Кембриджских. Принц Джордж находится на третьей ступени лестницы, ведущей к трону. Крещение будущего короля превратилось в национальный праздник Соединенного Королевства.

45-минутная церемония крещения принца Джорджа становится еще одним красноречивым доказательством демократизации британской монархии. Во-первых, вопреки традиции крещение принца совершается не в Музыкальном зале Букингемского дворца, где проходила церемония крещения принца Уильяма, наследного принца Чарлза, его братьев Эндрю и Эдварда, и где крестили королеву Елизавету II, а в небольшой часовне Сент-Джеймсского дворца.​ Выбор нетрадиционного места для крещения комментаторы объясняют, в частности, тем, что в этой часовне в течение недели находилось тело матери Уильяма принцессы Дианы перед ее похоронами в 1997 году. Кроме того, здесь же в апреле 2011 года состоялась, перед ее замужеством, конфирмация Кейт Миддлтон – официальное приобщение к англиканской церкви. Часовня была построена в XVI веке королем Генрихом VIII и декорирована Гансом Гольбейном-младшим, в ознаменование четвертой женитьбы короля на Анне Клевской.

Уильям и Кейт порвали с давней традицией крещения в королевской семье, пригласив на церемонию своих школьных и университетских друзей, при "вопиющем" отсутствии нескольких членов королевской семьи. На совершении обряда отсутствуют сестра наследного принца Чарльза принцесса Анна, его братья, принцы Эндрю и Эдвард, и супруга последнего графиня Уэссекская. Кроме друзей детства и школьных и университетских приятелей Уильяма и Кейт, присутствуют королева Елизавета Вторая и ее супруг принц Филипп, принц Чарльз с супругой герцогиней Корнуольской, брат Уильяма принц Гарри, родители Кейт, ее сестра Пиппа и брат Джеймс. Крестит младенца архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби.

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби - новое лицо Англиканской церкви

У принца Джорджа семь крёстных, среди которых особы отнюдь не королевских кровей: университетский приятель Уильяма Оливер Бейкер; его друг детства Уильям ван Кутзем; близкая подруга принцессы Дианы Джулия Сэмуэль; школьная подруга Кейт Эмилия Джардин-Патерсон, сын герцога Вестминстерского Хью Гроувнер; быший личный секретарь принца Уильяма Джеми Лоутер-Пинкертон и его кузина Зара Тиндалл. Для сравнения: крестными самого принца Уильяма в 1982 году были бывший король Греции Константин, принцесса Александра, герцогиня Вестминстерская, лорд Ромси, достопочтенная леди Огилви. Королевский биограф Роберт Лейси считает, что нынешние королевские крестины не только нарушают старые традиции, но и создают новые:

– Шесть крестных отцов и матерей вполне соответствуют традиции королевских крестин. В добрые старые времена это было вызвано необходимостью почтить основных членов королевской семьи и главных родственников. Сейчас стремятся предоставить эту почетную возможность представителям разных социальных групп. Кроме того, если у ребенка будет шесть крестных отцов и матерей, у него будет гораздо больше шансов, что по мере взросления кто-то из них останется еще в живых, поскольку пожилые крестные вряд ли доживут до совершеннолетия принца, а молодые, знавшие его ребенком, вступят в зрелость вместе с ним.

Свадьба принца Уильяма и Кейт. 29 апреля 2011 года


Его Королевское Высочество принца Джорджа крестят по англиканскому обряду. Это гарантирует ему беспроблемное восхождение на престол, если, конечно, он не сочетается браком с католичкой. Запрет для членов королевской семьи сочетаться браком с католиками, действовавший с 1701 года, сейчас отменен, но на короля это не распространяется. Произойдет ли дальнейшая демократизация правил престолонаследия? Роберт Лейси поясняет:

– Сейчас трудно сказать, смогут ли будущие короли и королевы не быть англиканами. Недавно было решено, что члены королевской семьи могут сочетаться браком с католиками. Однако если бы это распространилось на монарха, то тем самым он изолировал бы себя от англиканской церкви, чего не может себе позволить, поскольку официально является ее главой. Впереди у принца Джорджа долгая жизнь, прежде чем он станет очередным королем Георгом. Впрочем, при королевском дворе полагают, что его дед, наследный принц Чарльз, при восшествии на престол не примет имя Карл, а предпочтет также стать королем Георгом. В общем, принцу Джорджу предстоит столкнуться со многими проблемами до своей коронации. Конечно, за это время британская монархия может во многом измениться, как это происходит в наше время. Но, в любом случае, младенцу-принцу придется долго пребывать в роли наследника престола, прежде чем он станет королем.

Впервые за последние более чем сто лет в Соединенном Королевстве одновременно есть три будущих монарха, не считая царствующей королевы. Последний раз такое случилось в 1894 году во время царствования королевы Виктории. После крещения будет опубликована историческая фотография четырех поколений членов королевской семьи – 87-летней королевы, ее 64-летнего сына принца Чарльза, 31-летнего внука принца Уильяма и трехмесячного правнука принца Джорджа.

В день совершения обряда принц Джордж и его родители получили гигантскую поздравительную открытку, подписанную более чем пятью тысячами слушателей христианского радио Premier Christian Radio. По традиции, начиная с крещения старшей дочери королевы Виктории в 1841 году, несколько поколений королевских младенцев были крещены в специально сшитом в то время кружевном платье. В частности, в нем был крещен и принц Уильям. Но сейчас 172-летнее платье изрядно поизносилось, и для крещения принца Джорджа была сшита его копия.

Принц Уильям с супругой, герцогиней Кембриджской


Уильям и Кейт хотят, чтобы церемония крещения сына носила максимально скромный характер и была бы не более чем частным семейным торжеством. Роберт Лейси считает, что это – еще один признак демократизации британской монархии:

– Отказ от торжественного пафоса, традиционно свойственного официальным церемониям с участием британского монарха, несомненно, признак дальнейшей демократизации нашей конституционной монархии. Кое-кто даже называет это популистским жестом. Однако, это скорее признак мудрой политической гибкости дома Виндзоров. Последние сто лет британская монархия демонстрирует удивительную политическую прозорливость и способность приспосабливаться к меняющимся социальным обстоятельствам и общественным настроениям. Это залог ее будущего благополучия. Британская монархия будет существовать до тех пор, пока ценности и традиции, которые она олицетворяет, будут соответствовать запросам общества. Не думаю, что принц Уильям и его супруга сознательно реализуют какую-то политику демократизации. Просто они уже люди, обладающие совсем другим мировоззрением, отличным от взглядов их предков, их окружают совсем другие люди. Их трудно заподозрить в надменной вере в свою аристократическую исключительность.

В ознаменование крещения будущего короля Королевский монетный двор выпустил серию памятных монет, среди которых золотая килограммовая монета стоимостью 50 тысяч фунтов, золотая монета весом в пять унций, продающаяся за 8200 фунтов, и серебряная монета номиналом в пять фунтов, ее розничная цена – 80 фунтов. На рынке появилась масса сувениров с королевской символикой, посуда и детская одежда с соответствующими надписями. Крещение принца Джорджа – событие отнюдь не символическое и не только семейное. У него огромный экономический эффект.

Королева Елизавета Вторая и ее супруг принц Филипп, герцог Эдинбургский


По подсчетам экспертов, крестины будущего короля принесут британской казне не менее 500 миллионов фунтов. На этом событии заработают не только продавцы сувениров и детской одежды. Намного повысился спрос на алкоголь и продукты питания, поскольку крещение принца Джорджа отмечается не только в королевской семье, но и во многих семьях рядовых британцев. Это событие также вызвало повышенный наплыв туристов в страну. В наше время британская монархия остается едва ли не самым дорогим коммерческим брендом Великобритании:

– В ситуации экономической рецессии и огромного бюджетного дефицита немалый доход, который приносит институт монархии, – очень важный практический аргумент в его защиту. Сейчас уже мало кто говорит, что монархия слишком дорого обходится налогоплательщикам. Монархия – не только часть британской национальной идентичности, но и, по сути дела, высокорентабельное государственное предприятие, – считает королевский биограф Роберт Лейси.