В поисках Надежды

Активистка Pussy Riot Надежда Толоконникова

Правозащитники и адвокаты ищут Толоконникову в Челябинске, информации о ее местонахождении до сих пор нет
Правозащитники из Общественной наблюдательной комиссии Челябинска пытаются выяснить, в каком из городских СИЗO находится сейчас участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова. По данным ее мужа Петра Верзилова, Толоконникова железнодорожным этапом проехала через Ульяновск и Уфу и была высажена в Челябинске еще неделю назад. Однако в пресс-службе ГУФСИН сообщают, что "официальной информации о местонахождении Толоконниковой нет".

Надежда Толоконникова переводится из мордовской колонии ИК-14 в другое исправительное учреждение, заявили представители ФСИН 21 октября. В ведомстве тогда отмечали, что, согласно закону, новое местонахождение заключенной будет раскрыто одному из ее родственников, а муж Толоконниковой Петр Верзилов сообщил, что она отправлена по этапу в исправительную колонию Чувашии.

Как считает Верзилов, до места назначения его жена пока не доехала – ее по пути в Чувашию высадили в Челябинске. "Защита Толоконниковой, а также члены ОНК по Челябинской области пытаются в данный момент найти Толоконникову в учреждениях Челябинска, так как полагают, что она находится именно там", – сообщил Верзилов в своем твиттере. О ситуации с поиском Надежды Толоконниковой в челябинских СИЗО РС рассказал ее адвокат Дмитрий Динзе:

Дмитрий Динзе


– Я не люблю гадать. Я отталкиваюсь от фактов. Есть определенные наработки, где она может находиться, – это Челябинск. Соответственно, идет работа по Челябинску. Будет работа и информация по какому-то другому региону, значит там будем проверять информацию, тоже через представителей, которые могут входить в тюрьму, которые могут проходить по камерам и искать ее.

А насколько сейчас законны действия УФСИН, которое не информирует близких о том, где находится Надежда? Они имеют на это право?

У нас большие проблемы для того, чтобы с ней на каком-то пересылочном пункте в дальнейшем встретиться
– Я так понимаю, что они были бы проинформированы, когда бы она доехала до последней точки, грубо говоря, где она непосредственно в дальнейшем будет отбывать наказание. Пока она до этой точки не доехала, абсолютно правильно УФСИН говорит, что это служебная информация – для служебного пользования в рамках того, чтобы не выдавать место, где может находиться при транзите тот или иной человек. Хотя я насколько знаю, на транзитах, если они останавливаются в определенных пунктах, если родственникам известно, где на транзите человек остановился, как правило, пускают адвокатов, пускают родственников, дают им возможность свидания. Но в отношении Толоконниковой они применили схему, когда они просто все держат в тайне, в секрете. Поэтому у нас большие проблемы для того, чтобы с ней на каком-то пересылочном пункте в дальнейшем встретиться, чтобы уточнить – все ли у нее нормально.

Как вы думаете, почему сейчас так поступают с Толоконниковой?

У нее есть информация, которая интересует очень многих людей, про которых она могла бы очень много рассказать.
– У нее есть информация, которая интересует очень многих людей, про которых она могла бы очень много рассказать. Они просто оттягивают момент оглашения этой информации и предоставление этой информации адвокатам, которые, естественно, сразу ее предоставят в СМИ – что с ней происходило, какой беспредел в отношении нее творился и т. д. Они думают, утаив ее местонахождение, что чем больше они не дают ей возможности встречаться с адвокатами, тем меньше будет шумихи в последующем, или информация, которую она предоставит, будет уже неактуальной. Но они ошибаются. Они избрали такой метод просто-напросто для того, чтобы в СМИ более-менее все улеглось, чтобы в отношении ФСИН опять не нагнеталась обстановка. Естественно, как только она появится на связи, мы получим информацию, все станет достоянием общественности мгновенно. Я думаю, что будет очень много вопросов и к ФСИНу, будет много определенных жалоб и заявлений в отношении ФСИН.

Когда вы в последний раз видели Надежду? Как она себя тогда чувствовала?

– Последний раз – это когда я был в Мордовии и вместе с полиграфологом приходил к ней в 14-ю колонию. Это было 10-12 дней назад. Она была на голодовке, когда ее в 14-ю привезли. Естественно, у нее на этом фоне головные боли были, плюс еще дерматическое заболевание. Поэтому она чувствовала себя не очень хорошо.

Челябинские правозащитники из Общественной наблюдательной комиссии официально обратились к начальнику ГУ ФСИН по Челябинской области Владимиру Турбанову с просьбой предоставить им информацию о нахождении Толоконниковой. Рассказывает член ОНК Челябинской области Николай Щур:

– Нам предложили написать обращение к начальнику УФСИН по Челябинской области генералу Турбанову с вопросом, содержится ли в учреждениях области Толоконникова? И он нам в установленный законом срок ответит – то есть в течение 30 дней. Но это же маразм! Я понимаю, что генерал Турбанов воюет с нами уже два года, после того, как мы раскрыли их коррупционные схемы. Но адвокат Толоконниковой и ее муж имеют право знать, где она? Никто не должен подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство обращению. А это классический случай того, как муж Толоконниковой Верзилов подвергается унижающему человеческое достоинство обращению!

По мнению Николая Щура, оставшиеся 4 месяца заключения Надежда Толоконникова может провести в дороге – ее будут катать по стране и никто не узнает, где она находится.

Согласно закону о работе с обращениями граждан, чиновники могут отвечать на них в течение 30 дней – но только в том случае, если моментальный ответ дать невозможно и вопрос требует проработки. В случае с Толоконниковой никакой проработки не нужно. Все заключенные, находящиеся в учреждениях ФСИН Челябинской области, внесены в электронную базу. И узнать, числится ли в ней тот или иной человек, – пара пустяков, как говорит Николай Щур:

– Это дело пяти секунд. Если компьютер включен, нужно просто забить слово "Толоконникова" и все. Я видел, как работает эта система – моментально выдает, где человек, вплоть до отряда или камеры.

Заявление на имя Турбанова написано, прошло шесть дней, ответа до сих пор нет. По мнению членов ОНК, такое затягивание – это прямое нарушение закона. Поэтому уже подана жалоба прокурору:

– Прокурор обязан возбудить административное производство, – рассказывает Николай Щур. Если не возбудит, подадим в суд – и на прокуратуру, и на УФСИН. Останавливаться мы не намерены, потому что ведут они себя, как наглые хамы. Так нельзя.

1 ноября Николай Щур и его коллега по ОНК Дина Латыпова решили поискать Толоконникову в СИЗО №7, которое находится в здании УФСБ и относится к этому учреждению. С первой попытки попасть туда им не удалось. Но затем общественников все же пустили. Толоконниковой не оказалось и там. Николай Щур предполагает, что ее в УФСБ и не было.

Надежда Толоконникова отбывала наказание в ИК-14 в Мордовии. 23 сентября она объявила голодовку, заявив, что руководство спецучреждения угрожает ей убийством. Участница Pussy Riot направила заявление о начале голодовки во ФСИН, пожаловалась на угрозы в Следственный комитет и обратилась за помощью к омбудсмену. СК назначил проверку по фактам, изложенным в заявлении Толоконниковой. 1 октября Толоконникова прекратила голодовку после обещания ФСИН перевести ее в другую колонию. Однако уже 18 октября она возобновила голодовку в связи с возвращением в ИК-14 из тюремной больницы.

2 ноября у здания ФСИН в Москве начались пикеты с требованием сообщить местонахождение Толоконниковой.