Ломовой успех фильма "Горько!". Народ массами пошел смотреть на себя в зеркало. Казалось бы, зачем ему за это платить? Сиди дома, любуйся на себя бесплатно. А вот идут, потому что дома зеркало скучное. Ну, напились, подрались, обнялись и опять подрались. А тут вроде как то же самое, только весело, потому что с шутками, гэгами, да еще и со Светлаковым в центре всей вакханалии, какой Светлаков дома-то? Так что в обыкновенном московском кинозале зрительская реакция на этот фильм сразу начинает слоиться в самом что ни на есть социальном смысле. Те, которые по-простому себя узнают, ржут от первой до последней минуты.
Тихая интеллигентная публика, которая пришла на "Горько!", потому что друзья сказали ей, что это хорошее кино, с первых кадров убеждается, что это действительно хорошее кино. Оно качественно и современно снято, в нем придуман прекрасный режиссерский ход, там великолепные актерские работы и толковый сценарист. Но этой публике совсем не смешно. Шутки, гэги и Светлаков, конечно же, местами выжимают смех даже из этой категории граждан. Но для нее это никакая не комедия. Я не берусь судить, что же в итоге вынесла из фильма "Горько!" публика, которая ходила смотреть на себя в зеркало. Я только о том, что хотели сказать ей авторы фильма, и что они (отдельно) хотели сказать другой части своей аудитории – вот этой, условно говоря, интеллигенции.
Тут нужно объяснить, что в фильме нет никакого затейливого сюжета. Все просто: молодые люди решают пожениться. У него совсем простая семья, с толстой и пошлой мамой, с уголовником-братом и с более-менее благообразным папой, от которого, по всей видимости, жениху досталась вполне пристойная внешность, у нее – богатые по местным меркам родители, при этом папа из тех, кто легко "решает проблемы", а мама, хотя и живет в глубокой провинции, все еще помнит, что когда-то получала столичное образование, и потому новых родственников воспринимает с некоторым высокомерием. Но всех их объединяет подготовка к свадьбе детей, а потом и сама свадьба, которая превращается в обычный русский содом. И тут возникает линия конфликта на вечную тему "отцы и дети". Молодожены понимают, что родителей нельзя лишить вот этого единственно понятного им типа свадьбы, которая непременно должна быть "как у людей". Но они хотят другой свадьбы. На берегу моря. С парусником. Со свечками. С белыми шатрами. И прочей романтикой, которую грубые люди обзывают нынче гламуром. И вот они заказывают такую свадьбу в яхт-клубе, заплатив за нее отцовским подарком – шикарной машиной. И сбегают туда со своей "рабоче-крестьянской" свадьбы. Но им становится тошно в этом гламуре. И невеста тут же начинает жалеть, что она все это затеяла. И хочет вернуться назад, к родным, но поздно. В яхт-клубе их настигает весь этот в зюзю ужратый родительский кагал и громит всю их романтику, и, как в старом советском фильме "Обвиняется свадьба", дело заканчивается мордобоем и кровопролитием, а потом, как водится в реальной жизни, тотальным примирением и лобызанием.
И во всем этом есть ровно две идеи. Одна простая, что дети не должны предавать своих родителей: "Любите их такими, какие они есть". И эту мысль авторы доводят в сюжете до полного завершения: киношные дети предали и раскаялись. И больше, видимо, предавать не будут. В этом, полагаю, воспитательная миссия фильма для "простой" аудитории.
Но главный-то посыл в том, что никаких двух народов, двух "публик", нет, что все мы, условно, вышли из одной и той же шинели. В фильме носителем этой идеи реет Сергей Светлаков, который играет самого себя, паренька от свердловской "сохи", который вырос в большие "звезды", и поэтому ему платят большие деньги за всякие там корпоративы, и вот он приезжает подработать на свадьбу, и с огромным удовольствием погружается в родной бедлам, и это удовольствие до того велико, что он даже хочет вернуть отцу невесты полученный гонорар.
Там, кстати, начисто отсутствует мотив насчет того, что "бросайте пить". Пьют они хотя и безобразно, но при этом очень весело и аппетитно, ты как зритель не можешь не оценить, что они в своем пьянстве в общем, достаточно изобретательно развлекаются, они поют, танцуют (то есть держатся на ногах), и даже соображают, чего от них требуется во всякого рода конкурсах.
Так что вторая идея фильма – глобальная. Люби свой народ. "Люби его таким, какой он есть". И на этот зов вы тоже откликаетесь с дорогой душой! Когда фильм заканчивается, понимаешь: люблю. Таким, какой он есть. Куда деваться-то?
Тихая интеллигентная публика, которая пришла на "Горько!", потому что друзья сказали ей, что это хорошее кино, с первых кадров убеждается, что это действительно хорошее кино. Оно качественно и современно снято, в нем придуман прекрасный режиссерский ход, там великолепные актерские работы и толковый сценарист. Но этой публике совсем не смешно. Шутки, гэги и Светлаков, конечно же, местами выжимают смех даже из этой категории граждан. Но для нее это никакая не комедия. Я не берусь судить, что же в итоге вынесла из фильма "Горько!" публика, которая ходила смотреть на себя в зеркало. Я только о том, что хотели сказать ей авторы фильма, и что они (отдельно) хотели сказать другой части своей аудитории – вот этой, условно говоря, интеллигенции.
И во всем этом есть ровно две идеи. Одна простая, что дети не должны предавать своих родителей: "Любите их такими, какие они есть". И эту мысль авторы доводят в сюжете до полного завершения: киношные дети предали и раскаялись. И больше, видимо, предавать не будут. В этом, полагаю, воспитательная миссия фильма для "простой" аудитории.
Там, кстати, начисто отсутствует мотив насчет того, что "бросайте пить". Пьют они хотя и безобразно, но при этом очень весело и аппетитно, ты как зритель не можешь не оценить, что они в своем пьянстве в общем, достаточно изобретательно развлекаются, они поют, танцуют (то есть держатся на ногах), и даже соображают, чего от них требуется во всякого рода конкурсах.
Так что вторая идея фильма – глобальная. Люби свой народ. "Люби его таким, какой он есть". И на этот зов вы тоже откликаетесь с дорогой душой! Когда фильм заканчивается, понимаешь: люблю. Таким, какой он есть. Куда деваться-то?