Черный Ленин как торговая звезда

Фрагмент работы Энди Уорхола "Черный Ленин" с сайта аукционного дома "Бонэмс"

Портрет советского вождя работы Энди Уорхола взвинтил интерес к торгам "Расцвет поп-арта". Помимо черного Ленина, Уорхол рисовал еще и красного.
В канун очередной годовщины Октябрьской революции лондонский аукционный дом "Бонэмс" объявил о торгах, на которых центральным лотом будет портрет Владимира Ленина работы американского художника Энди Уорхола. О растущем интересе к творчеству Уорхола говорит, в частности, недавняя выставка его работ в здании шотландского парламента под названием "Энди Уорхол: поп, власть и политика".

"Бонэмс" назвал аукцион, на котором выставлен портрет Ленина, – "Расцвет поп-арта", поскольку торги посвящены работам художников этого направления современной живописи, а Энди Уорхол – один из его лидеров. Обычно художники поп-арта специализируются на изображении продуктов массового потребления; знаменитая консервная банка супа фирмы Campbell 1962 года сделала Уорхолу имя. Однако у него была еще одна тема, которой он посвящал многие работы, – потретные изображения знаменитостей, что, как известно, важный элемент поп-культуры в целом. Широко известны его портреты актрис Элизабет Тэйлор и Мэрилин Монро, Джона Леннона, Майкла Джексона, боксера Мухаммеда Али. Но среди них были и знаменитые политические деятели: Мао Цзэдун и Владимир Ленин.

Интерес Уорхола к фигуре Ленина вряд ли можно объяснить политической симпанией; как и все его работы, это – чисто коммерческий проект. Портрет Ленина, выставленный на торги в "Бонэмс", – эстамп размером один метр на 75 сантиметров, выполненный в технике шелкографии. Портрет создан в 1987 году незадолго до смерти художника. Тираж ленинской серии – 120 оттисков.

Это так называемый "Черный Ленин", поскольку он написан черном фоне. У Уорхола есть еще серия портретов Ленина на красном фоне. Считается, что в "Бонэмс" представлен пробный оттиск. Его стартовая цена невелика – 50-70 тысяч фунтов. Но учитывая, что в марте этого года в "Кристис" "Красный Ленин" Уорхола, принадлежавший Борису Березовскому, ушел за более чем 200 тыс. долларов, предварительная цена "Черного Ленина" в "Бонэмс" наверняка будет значительно перекрыта.

– Уорхол был абсолютно аполитичен. Политика его не интересовала, он не скрывал своих амбиций добиться славы любым путем, – рассказал в интервью
Уорхол никогда не высказывался о Ленине, о том, что тот совершил. Думаю, что его это просто не интересовало. Его портреты Ленина очень поверхностны и не раскрывают характера этого человека
Радио Свобода британский художественный критик Джулиан Сполдинг, – Отсюда его тяга к изображению знаменитостей всех мастей. Политики входят в число наиболее узнаваемых и популярных личностей, поэтому Уорхол и обратил на них внимание и создал свои версии их личностей. Сам он отрицал, что является критиком современного ему общества и называл себя выразителем массового вкуса своего времени. Его знаменитые изображения Мао Цзэдуна и Ленина вовсе не говорят о его интересе к учению Мао или идеям Ленина. Это не более чем коммерческие продукты, предназначенные для художественного рынка.
Уорхол никогда не высказывался о Ленине, о том, что тот совершил. Думаю, что его это просто не интересовало. На мой взгляд, его портреты Ленина очень поверхностны и не раскрывают характера этого человека. Скорее всего, он и не стремился к психологической глубине. В этом же ключе он трактовал и отбираемых для своих портретов людей. В своей книге "Философия Энди Уорхола" он пишет: "Моя идея хорошей картины заключается в том, чтобы изображение было узнаваемым и посвящено знаменитой личности". Это воспринимается как его кредо. И, конечно, Уорхола обуревали собственные амбиции. Широко известно его выражение, что в наше время человек может стать знаменитым за пятнадцать минут. В его портрете Ленина действительно есть что-то от иконы. Но если Уорхол сознательно пришел к этому, то это также не имеет отношения к Ленину, который ничего общего не имел с православной церковью. Более того, он был ее главным врагом, – поясняет Джулиан Сполдинг.

Портрет Ленина Энди Уорхол писал по хорошо известной фотографии молодого вождя международного пролетариата. На мрачном, черном фоне выделяются бледно-красное лицо и желтые, канареечные и бледно-синие блики на руке, опирающейся на книгу. Портрет чем-то напоминает икону, настолько он лаконичен и суров. Один из художественных критиков назвал этот портрет Ленина "одним из величайших образов поп-арта".

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"