Венгерский сокол пока не летает

Авиалайнер бывшей венгерской национальной авиакомпании Malev airlines

Несмотря на интерес политиков, создать новую национальную авиакомпанию в Венгрии не получается
Венгрия мечтает о возрождении национальной авиакомпании. При этом неясности и скандалы вокруг проектов такого возрождения не прекращаются. Они многое говорят об экономическом и политическом климате в сегодняшней Венгрии.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Мария Лопатто о венгерской авиакомпании


Глава венгерской партии «Йоббик» («За лучшую Венгрию») Габор Вона предложил созвать экспертную комиссию для формулирования концепции национальной авиакомпании. Лидер венгерских правых радикалов - не первый политик, сделавний подобное заявление: после банкротства авиакомпании Malev в феврале 2012 года имели место как минимум четыре попытки создания новой компании - национального перевозчика. Самый успешный проект, Solyom («Сокол»), объявил о неплатежеспособности в середине октября.

Габор Вона, ультраправый борец "За лучшую Венгрию"

Национальная авиакомпания в Венгрии была. Malev за 66 лет своего существования успела побывать в частных и государственных руках. В 2007 году ее купил авиаальянс «ЭйрЮнион» во главе с россиянином Борисом Абрамовичем, но в 2010 году венгры выкупили Malev обратно, компания вновь стала государственной. До сих пор более тысячи ее работников добиваются выплаты компенсаций после увольнения. Их права в суде защищает профсоюз венгерских пилотов - пока безрезультатно. Рассказывает руководитель профсоюза Чаба Деметер: «Пока существовал Malev, мы представляли интересы его работников. Сейчас компании нет, но мы продолжаем защищать интересы бывших сотрудников. Мы не остановимся, пока все долги им не будут выплачены. Для этого нам надо доказать, что государство виновато в банкротстве Malev. Компания обязана вернуть своим работникам более двух миллиардов евро, но пока не выплатила ничего. Скоро выборы, вот тут и выяснится, насколько важен этот вопрос для государства».

На вопрос о том, можно ли было спасти Malev от банкротства, эксперты отвечают утвердительно. Кто-то говорит, что не хватило усилий лоббистов в правительстве, кто-то - что просто не было денег. Премьер-министр Виктор Орбан объяснял крах Malev тем, что ЕС не разрешил больших денежных вливаний в авиакомпанию, поскольку это противоречило бы правилам честной конкуренции в Евросоюзе. Однако практика показывает, что добиться разрешений ЕС на продолжение субсидирования компании в подобном случае можно - похожий опыт был, например, у польской авиакомпании LOT.

Вскоре после банкротства Malev, минувшим летом, руководитель компании Solyom Airways Йожеф Ваго объявил о выходе на рынок нового национального авиаперевозчика. Сначала у компании был некий канадский инвестор, потом его сменил спонсор из Омана. Однако 10 октября Soyom объявила, что не может выплатить зарплаты своим работникам, переговоры с инвестором зашли в тупик. Ни от одного из потенциальных спонсоров компания не получила ни форинта, лишь три совладельца Soyom вложили в дело почти полмиллиона евро. Сейчас партнеры рассорились, один из них и вовсе вышел из бизнеса. К тому же до сегодняшнего дня компания не может получить лицензию, которую ожидали еще в конце августа.

Глава Solyom Holding Янош Лучик по-прежнему уверяет, что компания получит деньги и лицензию, что «венгерский сокол» все-таки полетит. Но эксперты не доверяют таким заявлениям: по их мнению, неудачно выбраны и брэнд, и стратегия развития компании. Слово «шойом» содержит самые сложнопроизносимые буквы венгерского алфавита, в устах иностранцев звучит как «солиом». Еще не начав полетов, холдинг запустил на рынок линейку венгерских продуктов - подсолнечного масла, муки и варенья. При этом партнеры компании Solyom, производители продуктов питания, обвиняются в уклонении от уплаты налогов, один из владельцев этих фирм находится в заключении. Хозяева холдинга объявили также о желании выйти на строительный рынок, в культурную и спортивную области, производя разнообразную продукцию под маркой Solyom.

Говорит Чаба Деметер, руководитель профсоюза венгерских пилотов: «У Solyom очень большие амбиции. Руководители компании заявили о планах создания парка в 50 самолетов. В самом начале деятельности компании говорить о таком большом парке опасно. Выбор самолетов также крайне непродуманный: компания хотела закупить аэробусы А340, очень дорогие в эксплуатации. Первый самолет, который они арендовали, - старый списанный «Боинг». Solyom хочет быть авиакомпанией класса "премиум", но со старыми самолетами компания быстро залезет в долги».

Сотрудники Solyom Airways распространили в интернете фотографию самолета с логотипом компании на борту. Но, как выяснили журналисты, это был не самолет авиакомпании, а всего лишь фотография какого-то авиалайнера в аэропорту Брюсселя, на борту которого с помощью фоторедактора разместили эмблему Solyom.

Демонстрация сторонников правящей партии FIDESZ в Будапеште

Возможно, все эти истории стали причиной того, что государство пока не хочет поддерживать новую авиакомпанию - ни субсидированием, ни даже выдачей лицензии. Наоборот, государственные учреждения жалуются, что компания не может предоставить необходимые для оформления бумаги, пеняют ей на непрозрачность. Политолог Арон Варга не удивлен позицией правительства, однако считает, что успешный бизнес-проект и не должен рассчитывать на поддрежку государства: «Экономическое развитие Венгрии взяла под контроль правящая партия FIDESZ, которая распределяет финансы в соответствии со своими интересами. Это видно по финансированию различных проектов на территории Венгрии - как и куда уходят деньги. К тому же уровень коррупции в стране сильно выром. Если речь идет о таком крупном проекте, как авиакомпания, то тут нельзя надеяться только на помощь государства. Надо иметь хороших инвесторов и продуманную рыночную стратегию. Я считаю, что Solyom не сможет занять нишу национального авиаперевозчика».

Создатели Solyom Airways подчеркнуто говорят о своей фирме как о «национальной авиакомпании» и даже назвали первый самолет именем Альмоша, одного из вождей венгерских племен, при котором они перешли через Карпаты. Все это могло бы понравиться правящей партии, считает Арон Варга: «Solyom хотел подстроиться под официальную стратегию. Как мы знаем, правительство в последнее время держит курс на умеренный национализм, поэтому Solyom с самого начала заявлял о себе как о национальной авиакомпании».

Вопрос возобновления деятельности национального перевозчика - не только вопрос престижа. Из двухсот бывших пилотов компании Malev сейчас 150 работают за границей. Если Solyom удастся запустить рейсы, многие пилоты смогут вернуться в Венгрию.