Региональные банки попали в зону риска

Последние решения Центробанка России ставят вопрос, стоит ли хранить частные сбережения в местных банках
Государственное Агентство по страхованию вкладов начинает 12 ноября выплаты частным вкладчикам тульского банка "Первый Экспресс", лицензия которого была отозвана в конце октября. В целом с начала 2013 года Центральный банк России лишил права заниматься банковской деятельностью 23 кредитные организации, из них 12 – региональные. Такие жесткие действия регулятора уже заставляют задуматься, а стоит ли населению хранить свои сбережения в относительно мелких и нестоличных банках.

На выплаты по защищенным государством частным вкладам банка "Первый Экспресс" Агентство по страхованию вкладов потратит почти 4,5 миллиарда рублей. Однако, как сообщается, около 10 процентов вкладчиков, или 2,4 тысячи человек, имели в этой кредитной организации сбережения больше установленной законом суммы, составляющей на сегодня 700 тысяч рублей. Еще большую сумму – более 20 миллиардов рублей – Агентству придется выделить на компенсации застрахованных вкладов банка "Пушкино", лишившегося лицензии в конце сентября.

На фоне общего объема фонда страхования вкладов это не слишком большая сумма
Столь крупные выплаты, по мнению заместителя генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрея Мельникова, пока не угрожают стабильности работы его ведомства. "На фоне общего объема фонда страхования вкладов (это более чем 220 миллиардов рублей) это не слишком большая сумма. Она даже меньше, чем наши расчетные параметры для стандартной работы, то есть с точки зрения угрозы системе страхования вкладов здесь даже и речи близко не идет", – говорит чиновник.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян

Впрочем, уверены эксперты, зачистка банковской системы России от недобросовестных и проблемных игроков будет продолжаться, несмотря на то что все они в свое время прошли проверки Центрального банка при вступлении в систему государственного страхования частных вкладов. Как отметил в интервью Радио Свобода президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, связано это с новыми, более жесткими требованиями регулятора к кредитным организациям, работающим в стране:

Система страхования подняла нашу банковскую систему на качественно новый уровень. Тогда отсеялось и отфильтровалось очень много банков
– Система страхования подняла нашу банковскую систему на качественно новый уровень. Тогда отсеялось и отфильтровалось очень много банков, и планка требований стала существенно выше. Но сейчас Центральный банк эту работу продолжает, и в новых условиях, естественно, возникают дополнительные требования. Особенно с учетом некоторых преобразований в системе мегарегуляции, в условиях довольно серьезного и устойчивого оттока капитала. Кроме того, нужно учитывать и вхождение России в Таможенный союз, что дало возможность не самым добросовестным участникам рынка использовать это для некоторых фиктивных договоров. Все это требует новых фильтров.

– Тем не менее нет ли у вас ощущения того, что Центральный банк России сейчас выполняет какую-то свою внутреннюю программу по сокращению числа российских банков?

– В последние годы (если не считать, может быть, прошлого года) по 30-40 банковских лицензий ежегодно отзывалось. Трудно сказать, много это или мало, но банковская система потому и сократилась с 1200 банков десять лет назад до 900 сейчас. Тем не менее я не считаю, что есть такой план по отзыву лицензий – его и не должно быть. Но повышение планки происходит, и в некоторых случаях, возможно, даже слишком избыточно.

– В последнее время в списке кредитных организаций, лишенных лицензий, можно видеть достаточно много региональных банков. Можно ли на основании этого сделать вывод, что Центральный банк целенаправленно выводит их с рынка, придерживаясь стратегии на все большую консолидацию национального банковского сектора? Или же в регионах действительно есть некие проблемы?

По регионам есть, может быть, некоторая такая уязвимость, тема, вызывающая много вопросов, – это наличность
– Я не считаю, что там есть сложности. Вместе с тем я не могу и не хочу думать, что их давят и в этом существует какой-то умысел. Я думаю, что по регионам есть, может быть, некоторая такая уязвимость, тема, вызывающая много вопросов, – это наличность. Например, сельскохозяйственные работы без наличности не могут быть проведены. Кроме того, малый и средний бизнес в регионах тоже живет определенной жизнью, которая невозможна без использования наличности. Мы не можем запретить здесь оборот наличности. Поэтому нужно четко дифференцировать, где эта наличность действительно используется во благо, а где ее использование является предлогом для ведения псевдомалого бизнеса – для обналичивания денег с дурными намерениями.

– То есть такие формальные нарушения со стороны региональных банков все-таки существуют? Но как в этой ситуации следует действовать Центральному банку: закрывать на них глаза или все-таки отзывать лицензии?

Тогда мы, действительно, получим не только стагнацию, а мы можем перейти и к рецессии. Это очень опасно
– Никто не ставит вопрос о том, что региональные банки должны сокращаться – я, по крайней мере, никогда об этом от Центрального банка не слышал. И очень бы не хотелось думать, что это подсознательно там где-то есть. Но я боюсь, из-за непонимания глобальных процессов Центральный банк не осознает, что избыточные перегибы в этом направлении могут нанести очень серьезный ущерб и нашему еще недоразвитому малому и среднему бизнесу, и экономике в целом. И тогда мы, действительно, получим не только стагнацию, а мы можем перейти и к рецессии. Это очень опасно, это все надо взвешивать – борясь за минимизацию теневого оборота, мы, наоборот, можем его усилить.

– Вы настаиваете на том, что Центральный банк России не ведет какой-либо кампании по искусственному сокращению численности региональных банков. Но ведь за последнее время об этом не раз говорили, в том числе и на достаточно высоком экспертном уровне…

– Может быть, это кем-то и декларировалось. Но я процитирую Сергея Михайловича Игнатьева (до 24 июня 2013 года председатель Центрального банка. – РС), который публично и однозначно заявлял о том, что категорически с такой постановкой вопроса не согласен. Он же сам подчеркивал, что во все кризисы, которые были, именно небольшие банки и в регионах в частности, оказывались более устойчивыми. Просто он человек, который это декларировал не очень громко и агрессивно. Уверяю, что и Эльвира Сахипзадовна Набиуллина (новый председатель Центрального банка. – РС) не менее продвинутый человек, который прекрасно понимает, что установка на сокращение банков и для Центрального банка и для экономики неприемлема.

– И тем не менее ваш прогноз: следует ли ждать новых проблем с региональными банками в России?

– На мой взгляд, какие-то единичные такие случаи могут быть. С другой стороны, я думаю, что некоторое излишне резкое повышение требований к банкам все-таки смягчится. Мы не должны допускать, чтобы у нас создавалось ощущение целой полосы банкротств и отзывов лицензий.