К невыплатам зарплат рабочим, строящим олимпийские объекты в Сочи, стали понемногу привыкать. История 23-летнего Роберта Кесьяна на этом фоне не выглядит типичной.
Выпускник факультета городского строительства и хозяйства Сочинского госуниверситета устроился на работу в московскую компанию "Кьютек" в августе 2012 года. Компания возводила гостиницы для гостей Олимпиады в Имеретинской низменности. Кесьян поначалу получил должность производителя работ, а затем был переведен начальником участка. В ноябре этого же года ему предложили место ведущего инженера производственно-технического отдела.
Как свидетельствует сам Роберт, поначалу все складывалось удачно, но в июле 2013 года отделу, в котором числились семь инженерно-технических работников и около 100 рабочих, впервые не выплатили жалованье.
В отличие от большинства рабочих-мигрантов, которые, как правило, трудятся на олимпийских объектах без соответствующих договоров, и сам Роберт, и все его коллеги были трудоустроены по правилам российского трудового Кодекса и получали так называемую "белую" зарплату с вычетом всех положенных налогов. Ситуация стала получать сомнительную историю после того, как выяснилось, что трудовые книжки работников наниматель переправил в московский офис "Кьютек". Людям объяснили, что это связано с невозможностью содержать в Сочи обособленное подразделение компании.
Впрочем, они особенно и не сопротивлялись, ведь до июля "Кьютек" исправно выполнял свои обязательства. Сейчас, когда задолженность московского работодателя превысила 4 месяца и зашкалила за 5 млн рублей, коллеги Кесьяна опасаются, что их документы могут попросту исчезнуть.
По словам Роберта, в его отделе трудились российские граждане из Ростовской области, Краснодара, Екатеринбурга и даже Находки. В московском офисе подрядчика телефоны молчат, а в руководстве заказчика строительства – краснодарской компании "Омега" – утверждают, что офис "Кьютек" якобы реформирован, а сама фирма объявила себя банкротом. При этом никто из сотрудников производственно-технического отдела, которым руководил Роберт Кесьян, трудового расчета не получил. Из-за отсутствия трудовых книжек люди не могут устроиться на другую работу.
Роберт Кесьян рассказывает, что его ситуация не самая критическая. Он – сочинец. На протяжении 4 месяцев его поддерживает семья, родители, друзья. Куда хуже дела у приезжих, снимающих жилье, стоимость которого превышает столичный ценник. Особенно накануне открытия Олимпийских игр.
Из частных разговоров с жителями Большого Сочи можно узнать, что аренда однокомнатной и отнюдь не самой благоустроенной квартиры в Адлерском районе уже сейчас достигает 2 тыс. долларов в месяц. К январю аппетиты владельцев коттеджей, частных гостиниц, жилых гаражей возрастут в разы. Сочинцы, на протяжении 6 предолимпийских лет терпевшие лишения, неудобства, постараются компенсировать материальные и моральные потери хотя бы за счет съемщиков жилья. На полном серьезе в Адлере говорят, что сутки проживания в частном секторе могут обходиться гостям Олимпиады в 20 тыс. рублей. Регулировать этот рынок государство не в силах. Нет никаких оснований думать, что для рабочих будут сохраняться щадящие тарифы.
Сослуживица Роберта Кесьяна, Ольга, экономист по образованию, говорит, что ее положение близко к отчаянному. На руках двое детей и муж, попавший в аналогичную ситуацию, только в другой компании.
– И таких сотни, – утверждает Ольга, – не просто рабочих, а людей с высшим образованием, выполняющих сложнейшие инженерно-технические задания. Они все – граждане России, доведенные до такого состояния, что не имеют возможности купить билет на обратную дорогу.
14 ноября Роберт Кесьян и его коллеги посетили прокуратуру Адлерского района, где оставили заявления с требованием начать расследование деятельности компании "Кьютек".
Сам "Кьютек", по словам вице-губернатора Краснодарского края Джамбулата Хатуова, является субсубподрядчиком "Центра передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега". Единственным акционером со стопроцентным портфелем акций является Краснодарский край в лице департамента имущественных отношений администрации Кубани. Именно по его заказу в Имеретинской низменности строится гостиничный комплекс "Малый Ахун" на 1325 номеров, 225 номеров категории "4 звезды" и 1100 "трехзвездных".
Это уже не первый скандал, связанный с подрядчиками "Омеги". Месяц назад рабочий из Оренбурга Роман Кузнецов, зашив себе рот нитками, вышел к проходной объединенного медиацентра, который строит компания "Крилакспецстрой", чтобы потребовать возвращения долгов по зарплате. Лишь активное вмешательство прессы заставило прокуратуру Сочи вплотную заняться скандалом. После этого долги рабочим были возмещены в полном объеме.
В случае Роберта Кесьяна ситуация сложней. В "Омеге" всячески открещиваются от обанкротившегося "Кьютек", перекладывая ответственность на генерального подрядчика строительства комплекса "Малый Ахун" – московскую корпорацию "Инжтрансстрой". Та в свою очередь заявляет, что не несет обязательств за деятельность своего субподрядчика, у нее и своих проблем вышел головы: корпорация выступает в качестве ответчика в арбитражном суде по делу о неустойке почти в 1 млрд рублей в пользу заказчика олимпийских объектов – "Омеги".
В прокуратуре Адлера уже успели заявить, что дело Кесьяна, скорее всего, получит затяжной характер: ни одна из сторон не станет брать на себя долги развалившегося "Кьютек". При этом согласились, что с приближением Игр вал подобных "глухарей" будет только увеличиваться.
Вряд ли стоит надеяться на только что созданную на Кубани комиссию по урегулированию трудовых споров. В частности, она призвана координировать деятельность заинтересованных органов по оперативному принятию мер при отсутствии трудовых договоров в письменной форме, а также при выплате заработной платы по "серым" схемам.
Едва ли данный орган, рожденный в недрах департамента труда и занятости населения администрации Краснодарского края, будет заниматься расследованием деятельности собственной "дочки" в лице компании "Омега" и ее подрядчиков. По крайней мере, первое заседание комиссии, состоявшееся 8 ноября, показало, что чиновники ориентированы не столько на урегулирование трудовых споров между работниками и нанимателями, сколько на выявление "незаконных мигрантов". Это очередная уловка властей, подверстанная к кампании по очистке Сочи от нелегалов и лиц без регистрации.