Монстр стабильности

Не так давно мне случайно пришлось оказаться участником дискуссии на Facebook о роли банкиров и среднего класса в этом мире. Кто же все-таки правит миром? – задавались вопросом почитатели ФБ… Банкиры или народ? Один из участников дискуссии убежденно высказал мнение, что миром правят "денежные мешки", как в России, так и в Соединенных Штатах. Не буду оспаривать тезис касательно борьбы кланов в России, возможно, здесь эта борьба все еще продолжается, где и Авен, и Фридман, и Вексельберг, и Дерипаска, и другие пытаются влиять на власть, на президента, в первую очередь. Все хотят еще больше хапнуть, но может получиться так, как в знаменитой сказке Пушкина "О золотой рыбке". Кто не помнит – с чем осталась старуха в итоге своих непомерных запросов?

Речь не идет о том, чтобы у всех все забрать и поделить, а о самом элементарном социальном балансе, который в России нарушен и не восстановлен до сих пор. Впрочем, мы отвлеклись, но я категорично не соглашусь с утверждением о "борьбе кланов" в Соединенных Штатах. Россияне просто не знакомы с американской жизнью и ее реалиями.

Борьба кланов и "воротил Уолл-стрита" в Соединенных Штатах закончилась лет 40-50 назад, и сегодня решают не Ротшильды, не Дюпоны и не Соросы, кто будет следующим президентом. Политику Соединенных Штатов уже давно определяет средний класс, которого в США в настоящее время около 45% населения. Это не просто сила, это дремлющий и лениво наблюдающий за Вашингтоном монстр. Если этого монстра разбудить и разозлить, то любой президент и вся его администрация уйдут из Белого дома гораздо раньше, чем должны или чем того хотели. Этот монстр не остается без присмотра, за его настроением внимательно наблюдают институты и ведомства, служащие которых также принадлежат к этому среднему классу. Спецслужбы не остаются безучастны к данному процессу и активно мониторят всех и вся. Так что разоблачения беглого Сноудена – это "секреты Полишинеля", вся Америка знает, что "большой брат" бдит. Средний класс его, однако, просто игнорирует, ему опасаться нечего.

Теперь вернемся в многострадальную Россию и зададимся вопросом: есть ли тут средний класс? Конечно, есть! Этот "золотой миллион", как его называют, живет безбедно и вольготно,
Средний класс в России живет вольготно, но ни на кого и ни на что не влияет
зарабатывая в год от одного миллиона рублей и больше. Однако он ни на что не влияет. Ни на политику, ни на экономику. Средний класс "прикормлен" властью и зависит от нее, если не прямо, то косвенно: компании или ведомства, где этот средний класс работает, имеют, как правило, тесные отношения с властью. Так что ни на какие баррикады этот средний класс не полезет, опасаясь потерять свое благополучие. И в этом его проблема. Он доверяет решать свою судьбу отнюдь не президенту и его опричникам, а беднейшему классу населения и в случае каких-то политических катаклизмов рискует потерять гораздо больше, не желая участвовать в эволюционном процессе политического строительства. Российские спецслужбы за ним не наблюдают, он им не интересен. Вот и получается – вроде бы как средний класс в России есть, а вроде бы как его и нету, какая-то имитация...

Вспоминается один старый советский анекдот: "В вагоне едут к светлому будущему Ленин, Сталин, Хрущев и Брежнев. Вдруг поезд останавливается, в вагон входит кондуктор и объявляет: дальше пути нет, все разобрано… Первым встает Ленин и говорит: товарищи, я предлагаю выйти на субботник и отремонтировать путь… Все выходят на субботник, и поезд продолжил движение. Опять остановка и та же проблема. Тут уже поднимается Сталин и спрашивает у кондуктора: кто начальник станции? Иванов, – отвечает кондуктор. А кто начальник дороги?... Петров… А начальник путей сообщения?... Сидоров… Расстрелять… и в 24 часа доложить о ремонте. Поезд опять пошел дальше и вскоре снова остановился. Та же история. Тут уже встает Хрущев и предлагает: давайте мы шпалы и рельсы возьмем вон там далеко впереди и перенесем сюда…. Так и сделали, поехали дальше. Доехали до того места, где нет ни рельсов, ни шпал. Тогда Брежнев решил высказать гениальную идею: занавесить шторы и легким покачиванием имитировать движение поезда…"

Вот это последнее состояние советского общества, откуда ныне все руководство России, называют "застой". Сегодня похожее состояние государственной экономики и политики называют "стабильность". Вопрос только в одном: далеко ли мы уедем с этой "стабильностью"?

Герман Обухов – политзаключенный в СССР, сопредседатель Общества российских политзаключенных, председатель Оргкомитета Международного форума политзаключенных СССР и стран Варшавского договора. Автор пяти книг и восьми киносценариев