Саммит Содружества. И раздора

Открытие саммита Содружества на Шри-Ланке. 15 ноября 2013 года

На Шри-Ланке проходит саммит Содружества, в которое входят 53 государства мира - многие из которых являются "политическими антиподами"
15 ноября в крупнейшем городе Шри-Ланки Коломбо открылся трехдневный саммит глав государств, входящих в одну из старейших международных организаций, Содружество, которое до конца 40-х годов прошлого века называлось Британским Содружеством наций. В него входят 53 государства, бывшие в прошлом британскими доминионами или колониями. Нынешний саммит ознаменован рядом конфликтов и ростом идейного противостояния между так называемыми «богатыми» и «бедными» странами, что позволяет экспертам говорить о серьезном кризисе Содружества в 21-м веке, кризисе поставленных целей.

На саммит Содружества на Шри-Ланке, которое возглавляет королева Великобритании Елизавета Вторая, приехал наследник престола принц Чарльз, а также ожидаются премьер-министр Великобритании Дэвид Кемерон и глава Foreign Office Уильям Хейг – несмотря на жесткую критику в их адрес за выбор места проведения встречи. От участия в саммите отказались многие государства – например, Индия и Канада.

Принц Чарльз


Население стран Содружества составляет более 2,2 миллиарда человек – это треть всего населения Земли. Несмотря на расовые, национальные и социальные различия, их объединяет присущая только Содружеству специфическая культурная общность. Во всех этих бывших британских доминионах, колониях и подмандатных территориях широко распространен английский язык. Их правовая, а нередко и политическая система скопирована с британской, во многих из них существует левостороннее дорожное движение, их воинские звания – копия британских, к тому же в этих странах популярны чисто британские виды спорта – крикет и регби. Что касается целей и ценностей этой организации, то они изложены в новой Хартии Содружества, которую подписала 11 марта этого года его глава королева Елизавета II. Хартия провозглашает приоритет демократических принципов и прав человека и запрещает любые формы дискриминации: по расовой или национальной принадлежности, по политическим убеждениям, по полу, по вероисповеданию.

Решение провести очередной саммит в Шри-Ланке вызвало в Великобритании бурную полемику. Правозащитники и оппозиционная лейбористская партия призвали премьер-министра бойкотировать саммит Шри-Ланке, ссылаясь на то, что эта страна не выполняет положений Хартии Содружества, систематически нарушает права человека и проводит авторитарную и репрессивную внутреннюю политику. Именно по этой причине премьер-министр Канады Стивен Харпер отказался прибыть на саммит в Коломбо; Индия также решила не участвовать в нем. Позицию британского правительства на этот счет очертил на прошедших в парламенте дебатах государственный министр по делам Содружества Хьюго Суайр. Он заявил, что Дэвид Кэмерон намерен посетить саммит, в частности, для того, чтобы на месте оценить ситуацию с правами человека в Шри-Ланке. Кэмерон собирается встретиться с местными правозащитниками, журналистами и гражданскими активистами и обсудить с правительством Шри-Ланки выполнение Хартии Содружества в полном объеме.

Премьер-министр Новой Зеландии Джон Кей, президент Науру Барон Вага и премьер-министр Пакистана Наваз Шариф на саммите (слева направо)


Директор британского Института по изучению Содружества (Institute of Commonwealth Studies) профессор Филипп Мерфи считает, что сегодня вполне можно говорить о кризисе Содружества, а именно - кризисе целей, которые оно провозглашает:

- В начале 90-х годов Содружество объявило, что его цель – защита демократии, прав человека и верховенства закона. Поэтому решение провести очередной саммит глав стран Содружества в Шри Ланке – стране, в которой очень ситуация с соблюдением прав человека неблагополучна, и где господствует авторитарный и репрессивный режим, выглядит абсурдным, если иметь в виду провозглашаемые Содружеством ценности. С точки зрения общественного мнения, это решение может иметь катастрофические последствия для Содружества.

- На фоне призывов реформировать Содружество, или заменить его новой глобальной организацией, удивляет отсутствие реакции на эту критику со стороны входящих в него стран. В чем тогда привлекательность Содружества для его членов?

- С одной стороны, новые страны стремились и стремятся присоединиться к Содружеству. С другой, в нем случаются конфликты. Для небольших и бедных стран членство в Содружестве – престижный символ их демократических устремлений, даже если они подвергаются критике за отход от демократических ценностей. Конечно, в 21-м веке трудно оправдывать существование организации, созданной бывшими частями Британской империи. Что неплохо удается Содружеству, так это налаживание диалога между различными странами, развитыми и развивающимися; такой диалог намного легче налаживать на глобальном уровне.

- Незадолго до саммита, 3 октября этого года, после 48 лет членства в Содружестве о выходе из него объявила Гамбия, обвинив эту организацию в неоколониализме. Обычно Содружество само исключало из своих рядов страны с авторитарными и репрессивными режимами, подобными существующему в Гамбии – вроде Зимбабве, или ЮАР эпохи апартеида. Действительно ли в Содружестве сохраняется дух колониализма?

Нередко богатые развитые страны обвиняют бедные и развивающиеся в пренебрежении идеалами демократии и прав человека.
- На протяжении последних пятидесяти лет Содружество много сделало, чтобы искоренить все рудименты наследия Британской империи и создать новую организацию, представляющую интересы новых независимых государств. Однако Содружество открыто для критики. Нередко богатые развитые страны обвиняют бедные и развивающиеся в пренебрежении идеалами демократии и прав человека. Бывшие колонии в ответ обвиняют Содружество в неоколониализме - и это одна из причин, почему Содружеству так трудно критиковать бывшие колонии. Президент Гамбии Яйя Джамме повсеместно осуждается за нарушения прав человека. Выходом своей страны из Содружества он хотел оправдать убийства, совершенные в Гамбии, шокировавшие весь мир. Конечно, это главная причина его решения, а отнюдь не сохраняющееся наследие британского империализма.

- Можно ли в таком случае говорить о существующем в Содружестве конфликте между богатыми странами, которые иногда называют, «белым большинством», и азиатскими и африканскими?

-Такое противоречие внутри Сообщества существует. Входящие в него развитые страны рассматривают его как механизм продвижения идеалов демократии и прав человека, тогда как развивающиеся страны предпочитают видеть в нем организацию, содействующую, прежде всего, экономическому развитию. Обычно они говорят: «Нам трудно рассуждать о демократии и правах человека в обстановке, когда народ голодает и безработица растет». Конечно, это противоречие наносит ущерб Содружеству.

- В чем вам видится главная проблема, с которой сейчас сталкивается Содружество?

- Содружество скрепляется идеей исторической связи с Великобританией. Именно это создает проблему для организации, существующей в 21-м веке. Сейчас этого явно недостаточно, и необходимо задуматься над каким-то другим принципом, объединяющим конгломерат столь непохожих друг на друга стран. Это должен быть принцип, обладающий политической ценностью именно в наше время, ведь в Содружество входят страны с разным уровнем политического и экономического развития, которые не всегда способные разделять европейские политические и гуманитарные ценности.

В 60-е годы британское правительство просто не знало, что делать с Содружеством.
Для руководства Содружества всегда оставалось огромной проблемой добиваться единства его членов и изыскивать для них какую-то плодотворную идею, создающую ощущение коллективной идентичности. В 60-е годы британское правительство просто не знало, что делать с Содружеством. Импульс и смысл его существованию придала тогда группа харизматических лидеров новых независимых стран - таких как Кваме Нкрума, Кеннет Каунда, Джулиус Ньерере. Они считали тогда, что главная цель Содружества – завершить процесс деколонизации. В то время серьезные проблемы возникли в Родезии и в ЮАР. Тогда Содружество выглядело как своеобразный крестовый поход. Это мгновенно сплотило всех его членов, по крайней мере, на последующие двадцать лет. Но, когда в начале 90-х годов цель была достигнута, и в ЮАР был отменен апартеид, то Содружество вновь утратило цель. Эта проблема не решена до сих пор.

- Много шума наделала в 2010 году попавшая в печать инструкция генерального секретаря Содружества, в которой он рекомендовал своему персоналу не поднимать вопросы о правах человека на официальных встречах и переговорах. Кроме того, Сообщество отвергло в 2011 году рекомендации так называемой «Группы значительных лиц» по реформированию его работы в области прав человека. Критики тогда обвиняли Содружество в отходе от основополагающих принципов его собственной Хартии...

- Да, действительно, генеральный секретарь позволил себе тогда высказывания, подрывавшие единство Сообщества. Что касается рекомендаций «Группы значительных лиц», то я бы не сказал, что все 106 их рекомендаций стоило реализовать. Самое неприятное было в том, как ее доклад попал в печать - это была элементарная утечка. его пытались скрыть. К этому можно добавить и беспрецедентное увольнение в январе этого года верховного судьи Шри-Ланки, вызвавшее волнения в стране и возмутившее многие страны Содружества.

- Некогда Содружество называлось Британским содружеством наций. Его возглавляет королева Великобритании. Конечно, все члены Содружества равны. Но можно ли сказать, что Британия в нем «равнее» остальных? И какую роль Содружество играет в британской политике?

Британскому правительству очень трудно внедрять в Содружестве какие-то идеи или настаивать на каких-то реформах из боязни быть обвиненным в неоколониализме.
- Нынешнее коалиционное правительство, которое пришло к власти в 2010 году, обещало сделать Содружество приоритетной частью внешней политики. В прошлом британские правительства много говорили о важности Содружества для Великобритании. Нынешнее правительство хотело бы превратить его в важный дипломатический ресурс. Однако существует одна очень деликатная проблема для осуществления британского влияния в этой организации. Британскому правительству очень трудно внедрять в Содружестве какие-то идеи или настаивать на каких-то реформах из боязни быть обвиненным в неоколониализме. Это одна из проблем, стоящих перед правительством Великобритании. Впрочем, это проблема всех последних десятилетий.

- Чтобы вы посоветовали Содружеству для решения его неотложных проблем?

- Прежде всего, странам Содружества нужно серьезно задуматься, кто займет пост его генерального секретаря после Камалеша Шармы. Это должен быть лидер, обладающий талантом организатора, способностью сплотить членов Содружества и сформулировать новые принципы его единства. Сейчас существует общее мнение, что нынешняя администрация Сообщества очень неэффективна. Для того чтобы вернуть былое доверие к Содружеству и вдохнуть в него новую жизнь, на посту генерального секретаря должна находиться по-настоящему выдающаяся личность, - сказал директор британского Института по изучению Содружества профессор Филипп Мерфи.