Прокуратура против петербургского "Мемориала"

Сегодня в Ленинском районном суде Петербурга прошло слушание по гражданскому иску прокуратуры Адмиралтейского района в отношении Антидискриминационного центра «Мемориал» с требованием признать организацию иностранным агентом.

Как сообщает корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская, этим летом и осенью петербургский Антидискриминационный центр «Мемориал» выиграл у прокуратуры два административных иска: сначала районный суд отказался признать организацию иностранным агентом, а затем суд высшей инстанции подтвердил это решение. Но затем прокуратура инициировала гражданский иск в отношении АДЦ «Мемориал» на том основании, что отказ организации зарегистрироваться в качестве иностранного агента якобы нарушает интересы «неопределенного круга лиц». Камнем преткновения являет отчет "Цыгане, мигранты, активисты – жертвы полицейского произвола", подготовленный организацией для ООН. По мнению прокуратуры, написание этого отчета является политической деятельностью.

На этом судебном заседании предполагалось, что эксперты со стороны прокуратуры уточнят, что именно является политической деятельностью, и как это определение соотносится с содержанием отчета, но этого не произошло. Более того, вместо экспертизы было представлено исследование, которое защита «Мемориала» просила признать бездоказательным, поскольку там не был указан метод, которым воспользовался автор, а также список литературы. Поэтому проверить его не представляется возможным.

Координатор программ организации Стефания Кулаева считает, что на этом судебном заседании произошла сенсация, поскольку прокуратура решила уточнить свои требования по иску, попросив суд признать АДЦ «Мемориал» иностранным агентом. По словам Кулаевой, раньше по отношению к другим НКО была избран иной путь: от них требовали, чтобы они сами вносили себя в реестр иностранных агентов. Сотрудники АДЦ «Мемориал» уверены, такое изменение тактики прокуратуры говорит о том, что как бы ни обернулись дела в суде, она все равно будет изыскивать все новые и новые пути для того, чтобы прекратить деятельность организации.