Должны ли госмонополии финансировать большой спорт

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Умрет ли большой спорт в России без поддержки госмонополий?

Владимир Кара-Мурза: Сегодня пришло сообщение о том, что ВТБ стал совладельцем футбольного клуба "Локомотив". А накануне шесть сенаторов, среди которых хоккеист Вячеслав Фетисов, внесли в Думу проект закона, который должен ограничить естественные монополии в финансировании профессионального спорта. Поправки должны коснуться прежде всего футбола, где каждая госкомпания спонсирует по несколько клубов. Больше всего подобных проектов у "Газпрома".
Должны ли госмонополии финансировать большой спорт - об этом мы сегодня беседуем с лидером движения "Россия молодая", бывшим депутатом Думы Максимом Мищенко и спортивным обозревателем Радио Свобода Алексеем Кузнецовым, он на прямой телефонной связи со студией.
Назрел ли такой законопроект? Чтобы в потребительскую цену товаров госмонополий не входило финансирование профессионального спорта.
Максим Мищенко: Это не законопроект, это пока что инициатива, которая требует обсуждения. И она внесена в Госдуму как материалы для будущего круглого стола, который пройдет в Госдуме или в Общественной палате. Но ход мысли я понимаю, и в нашей стране назрела проблема, что у нас большинство денег, по оценкам специалистов - 80-90 процентов, которые идут в спорт, идут на финансирование спорта высоких достижений, клубов и так далее, а на массовый спорт идет 10-20 процентов. Если взять страны Европейского союза, например, Норвегию, там ровно наоборот: 20 процентов - элитарный спорт, 80 процентов - массовый спорт. Скорее всего, дискуссия развернется вокруг того, сколько нужно куда давать, на какие виды спорта и на какой уровень. В том, что наши госкопрорации финансируют спорт, нет ничего плохого. А кто еще будет у нас финансировать? Они у нас и бюджет федеральный финансируют, 70 процентов - это поступления от крупных госкорпораций. Наш национальный продукт - нефтегазовый, и эти деньги тоже в спорте. Но внутри, конечно, необходимо четко разграничить, что должно идти на покупку игроков для клубов "Спартак", "Зенит", а что должно идти на массовый спорт. И мне кажется, что было бы более правильным в приоритет поставить массовый спорт. Потому что за границей уже рассчитали, если анализировать интегрально, вложения, может быть, будут более долгосрочные, мы не получим результат сразу, но в конечном счете мы никуда от этого не уйдем. Либо нам придется заменить всех наших игроков легионерами, давать гражданство людям, которые не говорят по-русски, чтобы они играли за сборную России; либо мы должны начать выращивать своих. Речь идет именно об этом.
В фильме "Легенда 17" тренер послал Харламова играть в Чебаркуль. Почему? Не только потому, что талант загордился бы и погас в какой-то момент, но и потому что, что талантливая звезда там вытянула и вдохновила огромное количество людей, которые подняли в итоге его и еще множество людей на высокий уровень. И мы победили тогда у канадцев, потому что были такие тренеры, которые проводили именно такую политику. А сейчас что мы видим? Наши спесивые спортивные звезды сидят и кроют чуть ли ни матом своих болельщиков. Так что должны быть правильно расставлены приоритеты, и дискуссия должна идти в этом русле.
Владимир Кара-Мурза: Дадим слово Валерию Драганову, бывшему вице-президенту Российского футбольного союза и президенту холдинга "Автотор".
Валерий Гаврилович, выживет ли профессиональный спорт без поддержки государственных монополий?
Валерий Драганов: Не выживет, к сожалению. С моральной стороны, на самом деле, ничего аморального в этом нет, и я согласен с господином Мищенко, так устоена наша экономическая жизнь, что мы обязаны развивать то, что является конкурентным преимуществом нашей экономики - энергетический комплекс, и кто, как не он, должен участвовать в финансировании спорта. Нужно разделять массовым и профессиональный спорт. Тот же "Газпром" является партнером "Зенита" и "Шальке", и кажется, что эта история история выходит несколько за рамки морали. Но на самом деле все в рамках морали и закона, потому что менеджмент компании вряд ли позволили себе принимать неправовые решения, а отдача от этого спонсорства налицо. Сегодня через спорт идет реклама. Есть несправедливость, почему одни клуба удостаиваются внимания госкорпораций, а другие нет, но мы можем видеть, что и волейбол, и баскетбол, и некоторые индивидуальные виды спорта тоже финансируются государственными корпорациями. Но мне трудно согласиться с мнением сенаторов, что надо все сразу прекратить.
Другое дело, может быть, стоит позаботиться, чтобы государственное финансирование из бюджета и госкорпораций имело одну прозрачную систему контроля, и мы были бы уверены, что до копейки эти деньги доходят до потребителя, до каждой школы, до каждого спортивного зала, а если это финансирование касается подготовки спортсменов, всецело ли средства идут на создание ему надлежащей структуры. Юношеский и детский спорт сегодня, к сожалению, сильно засорен, имеет место нерапроправная конкуренция и прямая коррупция, но это вообще отражений нашей жизни, и это та сфера, которой сегодня уделяется довольно много внимания и общественностью, и властью. Я считаю, что невозможно обойтись без финансовой помощи со стороны госкораций спорту и футболу в частности. Футбол - это не просто игра, а уже социальное явление, сильный фактор экономики, социальной жизни, культуры и даже воспитания молодежи.
Владимир Кара-Мурза: Алексей, развращают ли спортсменов, играющих под российскими клубными знаменами такие высокие заработки?
Алексей Кузнецов: Я думаю, что высокий заработок развращает любого человека, но я хочу обратить внимание, что в записке сенаторов об этой инициативе указана четкая цель внесения этого закона: "Государство, получая часть прибылей естественных монополий, должно разумно перераспределять средства на содержание национальных футбольных и иных спортивных клубов, исходя из общенациональных интересов". То есть речь идет вовсе не о том, чтобы запретить "Газпрому" или РЖД, или нефтяным компаниям финансировать спортивные клубы. По-моему, речь идет о конкретной и довольно циничной вещи - о перераспределении финансовых потоков, то есть кому-то, очевидно, во власти показалось, что эти финансовые потоки распределяются не так, как им бы хотелось. И сенаторы во главе с Вячеславом Фетисовым, который приближен, как говорится, к высокому начальственному телу, играет в хоккей с Путиным и Шойгу, достаточно близко может с ними общаться, посчитали, что пришло время эти финансовые потоки перераспределить. Что это означает? Что будет внесено изменение в ту самую диспропорцию, о которой господин Мищенко сказал, что 20 процентов всего идет на массовый спорт? Мне кажется, в этом смысле не произойдет никаких перемен. Во-первых, потому что спорт российским государством сейчас считается одним из главных пиар-проектов, это видно по тому, какая идет бешеная пиар-атака в поддержку Олимпиады в Сочи, доходящая до безумных вещей, и во-вторых, естественные монополии не планируют, мне кажется, особо менять свой курс на поддержку общенациональных физкультурных проектов...