Борису Гребенщикову – 60 лет
Борис Гребенщиков отмечает 60-летие. Кроме того, что он автор более 500 песен, необыкновенно популярных и любимых многими, БГ еще и литератор, переводчик, философ, художник.
В 1972 году он вместе с Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум", в 1974 появился первый альбом – "Искушение Святого Аквариума", но до того, как группа стала известной, было еще далеко. "Взрыв" случился на Всесоюзном фестивале рок-музыкантов в Тбилиси в 1980 году. Вот как вспоминает об этом в книге "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…" музыкальный критик Артемий Троицкий: "Борис начал играть на гитаре стойкой от микрофона, а затем лег на сцене, держа обалдевший от такого обращения одолженный "Телекастер" на животе и бряцая по струнам…" Возмущенное жюри покинуло помещение, половина зала свистела, остальные аплодировали, в результате Борис Гребенщиков был уволен с работы и исключен из комсомола, но лидер "Аквариума" об этом не пожалел – у него появилась масса свободного времени для занятий любимым делом.
В 1981 году опальную группу взял под крыло только что появившийся на свет Ленинградский рок-клуб, и она начала много выступать с концертами. В конце 80-х, с началом перестройки, концертов стало еще больше, один за другим выходили альбомы, раскупавшиеся в считаные часы: "День Серебра", "Дети Декабря", "Десять стрел", "Равноденствие". Группа получила доступ на телевидение, с конца 80-х начались зарубежные гастроли, в 1990 году в Лондоне вышел англоязычный альбом Radio London.
Но Борис Гребенщиков никогда не был просто музыкантом – он был интеллектуалом, к тому же увлекавшимся то православием, то шаманскими практиками, то буддизмом, переводил "Бхагават-гиту". В 2006 году в Малайзии он познакомился с известным индийским гуру Шри Чинмоем, который дал ему новое имя – Пурушоттама, "выходящий за пределы ограничений".
– Он прежде всего музыкант, у которого мы учились делать тексты на русском языке, когда начинали заниматься рок-музыкой в 80-х годах: это прежде всего просветитель, – говорит известный рок-музыкант, лидер группы "Телевизор" Михаил Борзыкин. – Ему удалось умело перевести английские выражения на русскую почву, он создал настоящий рок-н-ролльный язык, которым потом пользовались все рок-музыканты. Он меняется сам, меняются аранжировки, музыкальные составы. В чем секрет его долгого успеха? Все эти годы он скрупулезно собирал свою паству, которая состоит из любителей всего непонятного, мистического, эзотерического. Таких людей в мире всегда было много, а в России в тревожные времена и того больше. На западе эта эстетика немножко увяла, они прошли этот путь в 70-х годах, а в России все еще продолжается это увлечение, как пел Джон Леннон, "пирогом в небе". Масса людей, желающих убежать от реальности, найти нового бога, нового гуру, автоматически попадают в паству Гребенщикова.
– При этом ведь он всегда говорит, что не хочет быть ничьим вождем – только музыкантом.
– Ну да, настоящий гуру так и должен себя вести. Раньше он говорил, что хотел бы быть старейшиной, то есть иногда он адекватно оценивает свои отношения с публикой. Он и стал старейшиной, но никого никуда не ведет, кроме своего концерта. Жаль только, что иные его поклонники, попадая в его мистические миры, на долгие годы выпадают из реальности, из адекватного состояния. Как выяснила Европа в 70-е годы, если сосредотачиваться только на внутреннем мире, это путь в никуда. Ганди и Леннон прекрасно показали, что совсем не обязательно так яростно отделять эзотерическое от политики, как делают некоторые авторы песен. Но в большинстве песен Гребенщикова присутствует желание выглядеть светлым – это и притягивает к нему публику.
А вот для музыкального журналиста, историка российской рок-музыки Андрея Бурлаки день рождения Бориса Гребенщикова – это личный праздник, ему не важны духовные искания БГ.
– Боря для меня прежде всего близкий друг, с которым меня связывает большой кусок жизни, истории нашей страны и отечественного рок-н-ролла. Мы люди одного поколения, "одного караса", как говорил герой Воннегута, идущие в одну сторону. Это очень близкий мне человек, с которым мы всегда думали в одном направлении. В то же время это колоссальная фигура, которая изменила реальность в стране, чем могут похвалиться очень немногие. Есть факиры на час, есть манипуляторы сознания, а Борис Гребенщиков всегда жил так, как хотел, говорил то, что считал возможным сказать городу и миру. Сам он ничего от общества не хотел – хотел только жить так, как ему казалось нужным, и творить то, что волновало его ум и сердце. А то, что его мысли и образы оказались созвучны миллионам людей, говорит только о том, что у нас в стране еще не все потеряно и что мыслящих людей у нас все-таки больше, чем дураков и аферистов.
– Он увлекался столькими философскими и религиозными системами. Кто он для вас – христианин, буддист?
– Для меня Боря, прежде всего, порядочный человек. Я не считаю возможным и не буду обсуждать вопросы вероисповедания, кроме как со своим батюшкой, да и так ли это важно? Судите о человеке по его делам, как сказано в Писании. Так ли важно, ходит человек в церковь, в дацан, в пагоду, в мечеть, или никуда не ходит? Господу важно то, что мы делаем, что даем миру, а не то, что хотим показать. К тому же вера – это не увлечение, это присущее человеку качество, которое определяет его пути. Боб Дилан тоже причислял себя то к одной церкви, то к другой – человек ищет разные пути и находит их. Мне кажется, это нормальный, естественный процесс поисков себя, собственной идентичности, каждый решает эти вопросы индивидуально.
– В чем секрет столь долгой популярности Бориса Гребенщикова?
– В его актуальности. Значит, художник живет в некоем резонансе с обществом – этому нельзя научиться, это есть или нет, но, с моей точки зрения, это свойство дается ежедневным тяжелым трудом. А Боря – работяга, я его хорошо знаю: с одной стороны, Бог ему дал, с другой – он очень удачно этим воспользовался, такое вот сочетание. Мы все – и Гребенщиков, и Юра Шевчук – люди взрослые, но если молодежь нас слушает, значит, это хорошо. Мы же учим только "разумному, доброму, вечному". Я музыкальный журналист, слушать музыку – это моя работа, но сегодня я слушаю Гребенщикова для себя, для удовольствия, и это просто праздник, – говорит Андрей Бурлака.
Сам же Борис Гребенщиков устраивает свой музыкальный праздник чуть позже, в декабре. Хотя в начале года он публично заявил, что "ложится на дно", прекращает общение с прессой, так что многие даже подумали, что он распускает "Аквариум", но на самом деле оказалось, что выступления группы продолжаются. 2 ноября Борис Гребенщиков участвовал в благотворительном концерте в помощь бездомным, под знаком "БГ+" уже издан новый сингл "Праздник урожая во дворце труда". В начале декабря БГ собирается выступить с целым парадом "больших именинных концертов" в Москве, Петербурге, Киеве и Риге.
В 1972 году он вместе с Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум", в 1974 появился первый альбом – "Искушение Святого Аквариума", но до того, как группа стала известной, было еще далеко. "Взрыв" случился на Всесоюзном фестивале рок-музыкантов в Тбилиси в 1980 году. Вот как вспоминает об этом в книге "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…" музыкальный критик Артемий Троицкий: "Борис начал играть на гитаре стойкой от микрофона, а затем лег на сцене, держа обалдевший от такого обращения одолженный "Телекастер" на животе и бряцая по струнам…" Возмущенное жюри покинуло помещение, половина зала свистела, остальные аплодировали, в результате Борис Гребенщиков был уволен с работы и исключен из комсомола, но лидер "Аквариума" об этом не пожалел – у него появилась масса свободного времени для занятий любимым делом.
В 1981 году опальную группу взял под крыло только что появившийся на свет Ленинградский рок-клуб, и она начала много выступать с концертами. В конце 80-х, с началом перестройки, концертов стало еще больше, один за другим выходили альбомы, раскупавшиеся в считаные часы: "День Серебра", "Дети Декабря", "Десять стрел", "Равноденствие". Группа получила доступ на телевидение, с конца 80-х начались зарубежные гастроли, в 1990 году в Лондоне вышел англоязычный альбом Radio London.
Но Борис Гребенщиков никогда не был просто музыкантом – он был интеллектуалом, к тому же увлекавшимся то православием, то шаманскими практиками, то буддизмом, переводил "Бхагават-гиту". В 2006 году в Малайзии он познакомился с известным индийским гуру Шри Чинмоем, который дал ему новое имя – Пурушоттама, "выходящий за пределы ограничений".
Все эти годы он скрупулезно собирал свою паству, которая состоит из любителей всего непонятного, мистического, эзотерического
– При этом ведь он всегда говорит, что не хочет быть ничьим вождем – только музыкантом.
– Ну да, настоящий гуру так и должен себя вести. Раньше он говорил, что хотел бы быть старейшиной, то есть иногда он адекватно оценивает свои отношения с публикой. Он и стал старейшиной, но никого никуда не ведет, кроме своего концерта. Жаль только, что иные его поклонники, попадая в его мистические миры, на долгие годы выпадают из реальности, из адекватного состояния. Как выяснила Европа в 70-е годы, если сосредотачиваться только на внутреннем мире, это путь в никуда. Ганди и Леннон прекрасно показали, что совсем не обязательно так яростно отделять эзотерическое от политики, как делают некоторые авторы песен. Но в большинстве песен Гребенщикова присутствует желание выглядеть светлым – это и притягивает к нему публику.
– Боря для меня прежде всего близкий друг, с которым меня связывает большой кусок жизни, истории нашей страны и отечественного рок-н-ролла. Мы люди одного поколения, "одного караса", как говорил герой Воннегута, идущие в одну сторону. Это очень близкий мне человек, с которым мы всегда думали в одном направлении. В то же время это колоссальная фигура, которая изменила реальность в стране, чем могут похвалиться очень немногие. Есть факиры на час, есть манипуляторы сознания, а Борис Гребенщиков всегда жил так, как хотел, говорил то, что считал возможным сказать городу и миру. Сам он ничего от общества не хотел – хотел только жить так, как ему казалось нужным, и творить то, что волновало его ум и сердце. А то, что его мысли и образы оказались созвучны миллионам людей, говорит только о том, что у нас в стране еще не все потеряно и что мыслящих людей у нас все-таки больше, чем дураков и аферистов.
– Он увлекался столькими философскими и религиозными системами. Кто он для вас – христианин, буддист?
– Для меня Боря, прежде всего, порядочный человек. Я не считаю возможным и не буду обсуждать вопросы вероисповедания, кроме как со своим батюшкой, да и так ли это важно? Судите о человеке по его делам, как сказано в Писании. Так ли важно, ходит человек в церковь, в дацан, в пагоду, в мечеть, или никуда не ходит? Господу важно то, что мы делаем, что даем миру, а не то, что хотим показать. К тому же вера – это не увлечение, это присущее человеку качество, которое определяет его пути. Боб Дилан тоже причислял себя то к одной церкви, то к другой – человек ищет разные пути и находит их. Мне кажется, это нормальный, естественный процесс поисков себя, собственной идентичности, каждый решает эти вопросы индивидуально.
– В чем секрет столь долгой популярности Бориса Гребенщикова?
– В его актуальности. Значит, художник живет в некоем резонансе с обществом – этому нельзя научиться, это есть или нет, но, с моей точки зрения, это свойство дается ежедневным тяжелым трудом. А Боря – работяга, я его хорошо знаю: с одной стороны, Бог ему дал, с другой – он очень удачно этим воспользовался, такое вот сочетание. Мы все – и Гребенщиков, и Юра Шевчук – люди взрослые, но если молодежь нас слушает, значит, это хорошо. Мы же учим только "разумному, доброму, вечному". Я музыкальный журналист, слушать музыку – это моя работа, но сегодня я слушаю Гребенщикова для себя, для удовольствия, и это просто праздник, – говорит Андрей Бурлака.
Сам же Борис Гребенщиков устраивает свой музыкальный праздник чуть позже, в декабре. Хотя в начале года он публично заявил, что "ложится на дно", прекращает общение с прессой, так что многие даже подумали, что он распускает "Аквариум", но на самом деле оказалось, что выступления группы продолжаются. 2 ноября Борис Гребенщиков участвовал в благотворительном концерте в помощь бездомным, под знаком "БГ+" уже издан новый сингл "Праздник урожая во дворце труда". В начале декабря БГ собирается выступить с целым парадом "больших именинных концертов" в Москве, Петербурге, Киеве и Риге.