Нулевой вариант

Какие бы претензии ни выдвигались к современной русской прозе, российское сознание – в той мере и в той среде, в какой имеет смысл о нем говорить, – во многом остается литературоцентричным, как и сотню лет назад, хотя сама литература стала другой. Внимание к внешним событиям в России сегодня как никогда ограниченное, внутренних проблем хватает, но китайское вторжение, как минимум культурное, уже состоялось – на страницах последнего цикла произведений Владимира Сорокина.

Не совсем ясно, в какой мере они могут послужить предостережением и что вообще читают в Кремле, но реальность подсказывает, что Сорокин перескочил через важную фазу истории, которая развертывается у нас на глазах. Как бы ни был велик и могуч Китай, существует огромная область, которая гораздо ближе к месту развития основного сюжета и которая в состоянии его коренным образом изменить уже в самые ближайшие годы. Речь идет о Центральной Азии, которая раньше была Средней, но своего местоположения в любом случае не поменяла.

Именно сейчас судьба этих территорий решается на все ближайшие годы, и результат для России далеко не безразличен, потому что они, в отличие от Китая, резко вклиниваются в отечественную территорию и даже неизвестно где начинаются и кончаются. Главная арена действия не меняется еще с конца 70-х – это Афганистан. Если оставить в стороне нескольких реальных специалистов, то из России он видится туманно: вторглись американцы, посадили на президентское место марионетку и делают что хотят, потакая местным заправилам в производстве опиума. Реальность сложнее и печальнее.

Хамид Карзай был избран в свое время под наблюдением ООН и по настоянию России, пригрозившей в противном случае лишить процедуру своей и без того прохладной поддержки. Впоследствии Карзай был переизбран в условиях массовой фальсификации выборов и к великому неудовольствию США, и отношения у него с американским руководством, в том числе с президентом Бараком Обамой, самые напряженные. В будущем году намечено завершение вывода американских и союзнических войск из Афганистана. Первоначально намечалось, что сравнительно небольшой контингент останется для обучения национальной афганской армии и охраны контрактников.

Камнем преткновения был иммунитет американских военнослужащих от преследования в афганских судебных органах, но даже когда это препятствие преодолели, Карзай потребовал от американского президента письма с фактическим извинением за страдания, причиненные мирным афганским
Идея омыть сапоги в Индийском океане может приобрести новый и неожиданный смысл
жителям в ходе военных операций, хотя американская администрация приносила такие извинения уже неоднократно. В конечном счете договорились и о тексте письма, в котором указывается, что американские военнослужащие имеют право входить без спроса в афганские дома только в исключительных случаях. Это письмо было зачитано на лойе-джирге, традиционном собрании афганских старейшин, которое, как заявил Карзай, должно одобрить окончательное соглашение, предусматривающее контингент в 8-10 тысяч человек, и оно было одобрено подавляющим большинством участников. Но Карзай неожиданно заявил, что соглашение может быть подписано только следующим президентом, после перевыборов, в которых он, согласно конституции, не имеет больше права баллотироваться, а в ответ на упрек председателя собрания и просьбу подчиниться воле большинства разразился гневной тирадой в адрес Вашингтона.

Подобная отсрочка фактически чревата возобновлением переговоров, что для США совершенно неприемлемо. Таким образом, вновь возникла опасность так называемого "нулевого варианта", то есть полного вывода войск – до последнего солдата. Тем, у кого это вызывает циничную ухмылку, я бы порекомендовал обратить внимание на соседний Ирак, где именно на этом варианте в конечном счете и остановились. Соглашение было достигнуто еще при Джордже Буше, как раз из-за нежелания иракского правительства предоставить иммунитет, а Обама его просто привел в исполнение.

Недавно премьер-министр Ирака Нури Аль-Малики прибыл в Вашингтон фактически с протянутой рукой, прося о помощи: террор в стране, почти затихший в последние годы, сегодня ближе к наихудшим показателям времен войны. В американской столице гостя встретили прохладно: на него здесь возлагают вину за резкое ухудшение отношений с собственным суннитским меньшинством, одну из главных причин этой новой вспышки террора. В США с возможностью афганского нулевого варианта уже фактически смирились, заморские операции здесь сегодня крайне непопулярны, да и не США, в конечном счете, с Афганистаном граничат.

А вот Россия граничит вполне, вопреки сиюминутной географической карте, север Афганистана населен в основном таджиками и узбеками, идентичными жителям одноименных республик, и все границы в этом регионе в лучшем случае проведены наугад желтым сталинским ногтем: новая гражданская война, с неизбежным элементом исламского фундаментализма, может их просто не заметить. Идея омыть сапоги в Индийском океане может приобрести новый и неожиданный смысл – если эти сапоги по дороге уцелеют.

Алексей Цветков – нью-йоркский политический комментатор, поэт и публицист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции РС.