General Motors возродили в США за счет казны, а Chrysler – усилиями зарубежного конкурента
В США завершается антикризисная реструктуризация двух из трех ведущих автомобильных компаний.
В начале недели компания Chrysler объявила, что предполагаемое размещение ее акций на Нью-Йоркской фондовой бирже состоится в первом квартале будущего года. Это означает, что спор, возникший между двумя ее главными нынешними владельцами, один из которых – итальянская компания FIAT, близок к завершению. А вместе с ним – история спасения и трансформации Chrysler после кризиса 2008 года.
Завершается она и для крупнейшей из американских автомобильных компаний – General Motors. В конце прошлой недели Министерство финансов США объявило, что намерено еще до конца года продать последние из тех акций компании, которые оно получило от нее в 2009 году в обмен на свои антикризисные кредиты.
То, что правительство намерено завершить продажу акций сейчас, на полгода раньше, чем планировалось, отражает укрепление позиций General Motors на фондовом рынке. Тем не менее, в целом Министерство финансов США закроет сделку с убытком для казны в 10 млрд долларов - фактически это означает, что власти не очень-то верят в дальнейший рост этих акций в ближайшем будущем.
Правда, как признался журналистам на условиях анонимности представитель администрации США, “наша задача заключалась не в том, чтобы заработать на General Motors, а в том, чтобы спасти американский автопром”.
АНТИКРИЗИСНАЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
В 2009 году компания GeneralMotors (в течение многих десятилетий – крупнейший автопроизводитель в мире) оказалась на грани краха из-за разразившегося годом ранее финансового кризиса. И тогда правительство США предоставило ей антикризисные кредиты почти на 50 млрд долларов, получив взамен 61% акций компании и став, таким образом, главным ее акционером.
Фактически “национализация” главной автомобильной компании страны была заранее объявлена мерой исключительно временной. По мере восстановления бизнеса General Motors, Министерство финансов постепенно сокращало долю государства в ее уставном капитале. На сегодня она едва превышает 2%.
Когда и эти акции будут проданы, GM вновь сможет выплачивать дивиденды своим акционерам, а также отменить лимит на заработки топ-менеджмента, который был одним из непременных условий предоставления компании правительственных кредитов.
Уберечь компанию от краха - на пике разразившегося шесть лет назад финансового кризиса - только за счет частных инвестиций, было, видимо, невозможно, полагает профессор школы бизнеса университета штата Мичиган в городе Флинт, где располагаются многочисленные предприятия General Motors, Кристофер Дуглас.
“Как экономист, я, естественно, вижу риски любого спасения государством частных компаний: это создает у них ложную уверенность в собственной значимости. Именно это, кстати, и произошло с корпорацией Chrysler после того, как в начале 80-ых годов прошлого века государство предоставило банкам свои гарантии по новым кредитам компании, которые в итоге и позволили ей выжить”.
Придет ли правительство на помощь General Motors или Chrysler, если вдруг им снова будет угрожать опасность? “Думаю, нет, - говорит профессор Дуглас. - В отношении этих двух компаний Вашингтон, похоже, уже исчерпал свой политический капитал как кредитор последней инстанции”.
Летом этого года акции General Motors, после четырехлетнего перерыва, вновь были включены в биржевой индекс S&P 500, то есть пятисот ведущих компаний США. Миновав в 2009 году банкротство, она остается прибыльной уже 15 кварталов подряд. За это время чистый доход компании превысил 20 млрд долларов, из которых почти 9 млрд она инвестировала в расширение собственных мощностей, на которых было создано 3 тысячи новых рабочих мест.
Автомобильный рынок США переживает сегодня настоящий бум, и что будет с бизнесом General Motors или Chrysler, когда этот бум пройдет, никто не знает, отмечает сотрудник Института мировой экономики Петерсона в Вашингтоне Гарри Хафбауэр. А сомнений в том, что он когда-то завершится, быть не может: это - цикличный бизнес.
"Внутренняя реструктуризация, которую провела компания Chrysler, была более глубокой, чем у General Motors. В частности, в отношениях с профсоюзами, и поэтому ее будущее мне представляется лучше. Тем не менее, обе компании, на мой взгляд, переживут и следующее возможное испытание".
Chrysler, меньшая из американских автомобильных компаний “большой тройки”, также получила во время финансового кризиса помощь государства, спасшую ее от банкротства. Но - в иной форме, нежели General Motors.
РОЛЬ FIAT
Списав часть прежней задолженности Chrysler и предоставив ей новые, льготные кредиты на модернизацию, правительство США заключило в 2009 году особое соглашение с итальянской компанией Fiat, которая была крайне заинтересована в расширении своего присутствия на американском рынке.
Ей были предложены жесткие условия, которые в целом сводились к следующей схеме. Чем скорее она реформирует бизнес Chrysler, особенно в части организации производства в США компактных и экономичных двигателей, тем большую долю в уставном капитале американской компании Fiat сможет приобрести. А в перспективе – и все 100% ее акций.
FIAT согласилась. И уже через два года Chrysler досрочно вернула Министерству финансов предоставленные ей антикризисные кредиты более чем на 7,5 млрд долларов. А ее бизнес в США, как и в случае General Motors, является прибыльным в течение девяти кварталов подряд.
На сегодня итальянская компания владеет пакетом в 58,5% акций Chrysler, остальные 41,5% принадлежат специальному трастовому фонду, который был учрежден отраслевыми профсоюзами. Из его средств оплачивается медицинская страховка пенсионеров – бывших работников Chrysler.
Осенью прошлого года FIAT предложила фонду выкупить всю его долю в Chrysler. Итальянская компания столкнулась с немалыми проблемами в Европе и потому связывала с полным поглощением Chrysler определенные надежды на улучшение собственного финансового положения.
Для сравнения, в третьем квартале 2013 года чистая прибыль Chrysler на американском рынке составила 464 миллиона долларов, без учета которых FIAT в целом понесла убытки на 340 млн долларов.
Однако руководство итальянской компании и трастовый фонд профсоюзов Chrysler не сошлись в цене за его акции: судя по некоторым сообщениям, FIAT был готов заплатить не более четырех-пяти миллиардов долларов, тогда как фонд настаивал на шести миллиардах.
Обращение в Арбитражный суд не помогло, и теперь этот спор должен решить рынок: в первом квартале 2014 года акции Chrysler, принадлежащие фонду, поступят в открытую продажу, после чего станет ясно, ошибался ли он, отклоняя предложение FIAT.
НОВЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ
Худшее для американского автопрома, по крайней мере, на сегодня, позади. Тем не менее, обе компании выжили бы и в результате стандартной процедуры банкротства, хотя и необязательно под прежним названием, полагает Гарри Хафбауэр, не разделяющий, по его словам, мнения о, якобы, безальтернативности сценария “государственного” спасения General Motors и Chrysler.
Да, это потребовало бы от них более радикальной трансформации, включая и значительно большие уступки со стороны профсоюзов, которых государство, со своей стороны, не пожелало добиваться, продолжает сотрудник Института Петерсона.
Например, если бы правительство поставило перед собой задачу сохранить пенсионный фонд General Motors и фонд медицинского страхования для бывших и нынешних работников, оно могло просто национализировать оба эти фонда - вместо того, чтобы, по сути, на несколько лет частично национализировать саму компанию. "Таким образом государство создало прецедент более широкого вмешательства в дела частного бизнеса в трудные для него времена".
Впрочем, некоторые пессимисты полагают, что, окажись вновь американский автопром в такой ситуации, правительство может решиться и на более радикальные меры. Вплоть до того, как пишет, например, обозреватель журнала The American Thinker Ли Кэри, чтобы ввести новый для Америки налог на добавленную стоимость - с целью давления на действующие в США зарубежные автомобильные компании.
Или, продолжает Кэри, вынудить автопроизводителей, наперекор экономической логике, разукрупнить свои предприятия в США, чтобы обойти требование обязательного создания на них профсоюзов. Либо, наконец, повысить акцизы на бензин - настолько, чтобы более экологически чистые модели смогли составить конкуренцию традиционным бензиновым, заключает обозреватель журнала The American Thinker.
Спонсированная государством реструктуризация автопрома оставила много вопросов, считает Гарри Хафбауэр из Института Петерсона. Так, если рядовые ационеры General Motors понесли убытки на 12 млрд долларов, то отраслевой профсоюз и его пенсионный фонд получили многомиллиардную компенсацию.
Огромные убытки понесли и застрахованные кредиторы GM - держатели облигаций, чьи претензии, по идее, должны удовлетворяться в первую очередь. Впрочем, все эти "новшества" в сфере хозяйственного права не забраковала ни одна судебная инстанция в США, включая Верховный суд.
Еще относительно недавно боссы автомобильной промышленности США почти рефлекторно отождествляли интересы своей индустрии с интересами страны. В 1953 году глава General Motors Чарльз Вильсон, будучи назначенным тогда вновь избранным президентом Дуайтом Эйзенхауэром на пост шефа Пентагона, недоумевал, почему утверждающий министров обороны комитет Сената по делам Вооруженных сил требует, чтобы перед вступлением в должность он продал принадлежащие ему акции компании.
Это проявилось и во время слушаний, на которых обсуждалась кандидатура Вильсона. В частности, на вопрос, способен ли он, в качестве министра обороны страны, принять решение, которое может отрицательно сказаться на бизнесе General Motors, Вильсон ответил утвердительно. Но тут же добавил, что не может и представить себе подобной ситуации, “ибо всегда был убежден: что хорошо для страны, хорошо также для GM, и наоборот”.
В начале недели компания Chrysler объявила, что предполагаемое размещение ее акций на Нью-Йоркской фондовой бирже состоится в первом квартале будущего года. Это означает, что спор, возникший между двумя ее главными нынешними владельцами, один из которых – итальянская компания FIAT, близок к завершению. А вместе с ним – история спасения и трансформации Chrysler после кризиса 2008 года.
Завершается она и для крупнейшей из американских автомобильных компаний – General Motors. В конце прошлой недели Министерство финансов США объявило, что намерено еще до конца года продать последние из тех акций компании, которые оно получило от нее в 2009 году в обмен на свои антикризисные кредиты.
То, что правительство намерено завершить продажу акций сейчас, на полгода раньше, чем планировалось, отражает укрепление позиций General Motors на фондовом рынке. Тем не менее, в целом Министерство финансов США закроет сделку с убытком для казны в 10 млрд долларов - фактически это означает, что власти не очень-то верят в дальнейший рост этих акций в ближайшем будущем.
Правда, как признался журналистам на условиях анонимности представитель администрации США, “наша задача заключалась не в том, чтобы заработать на General Motors, а в том, чтобы спасти американский автопром”.
АНТИКРИЗИСНАЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
В 2009 году компания GeneralMotors (в течение многих десятилетий – крупнейший автопроизводитель в мире) оказалась на грани краха из-за разразившегося годом ранее финансового кризиса. И тогда правительство США предоставило ей антикризисные кредиты почти на 50 млрд долларов, получив взамен 61% акций компании и став, таким образом, главным ее акционером.
Фактически “национализация” главной автомобильной компании страны была заранее объявлена мерой исключительно временной. По мере восстановления бизнеса General Motors, Министерство финансов постепенно сокращало долю государства в ее уставном капитале. На сегодня она едва превышает 2%.
Когда и эти акции будут проданы, GM вновь сможет выплачивать дивиденды своим акционерам, а также отменить лимит на заработки топ-менеджмента, который был одним из непременных условий предоставления компании правительственных кредитов.
Уберечь компанию от краха - на пике разразившегося шесть лет назад финансового кризиса - только за счет частных инвестиций, было, видимо, невозможно, полагает профессор школы бизнеса университета штата Мичиган в городе Флинт, где располагаются многочисленные предприятия General Motors, Кристофер Дуглас.
“Как экономист, я, естественно, вижу риски любого спасения государством частных компаний: это создает у них ложную уверенность в собственной значимости. Именно это, кстати, и произошло с корпорацией Chrysler после того, как в начале 80-ых годов прошлого века государство предоставило банкам свои гарантии по новым кредитам компании, которые в итоге и позволили ей выжить”.
Придет ли правительство на помощь General Motors или Chrysler, если вдруг им снова будет угрожать опасность? “Думаю, нет, - говорит профессор Дуглас. - В отношении этих двух компаний Вашингтон, похоже, уже исчерпал свой политический капитал как кредитор последней инстанции”.
Летом этого года акции General Motors, после четырехлетнего перерыва, вновь были включены в биржевой индекс S&P 500, то есть пятисот ведущих компаний США. Миновав в 2009 году банкротство, она остается прибыльной уже 15 кварталов подряд. За это время чистый доход компании превысил 20 млрд долларов, из которых почти 9 млрд она инвестировала в расширение собственных мощностей, на которых было создано 3 тысячи новых рабочих мест.
Автомобильный рынок США переживает сегодня настоящий бум, и что будет с бизнесом General Motors или Chrysler, когда этот бум пройдет, никто не знает, отмечает сотрудник Института мировой экономики Петерсона в Вашингтоне Гарри Хафбауэр. А сомнений в том, что он когда-то завершится, быть не может: это - цикличный бизнес.
"Внутренняя реструктуризация, которую провела компания Chrysler, была более глубокой, чем у General Motors. В частности, в отношениях с профсоюзами, и поэтому ее будущее мне представляется лучше. Тем не менее, обе компании, на мой взгляд, переживут и следующее возможное испытание".
Chrysler, меньшая из американских автомобильных компаний “большой тройки”, также получила во время финансового кризиса помощь государства, спасшую ее от банкротства. Но - в иной форме, нежели General Motors.
РОЛЬ FIAT
Списав часть прежней задолженности Chrysler и предоставив ей новые, льготные кредиты на модернизацию, правительство США заключило в 2009 году особое соглашение с итальянской компанией Fiat, которая была крайне заинтересована в расширении своего присутствия на американском рынке.
Ей были предложены жесткие условия, которые в целом сводились к следующей схеме. Чем скорее она реформирует бизнес Chrysler, особенно в части организации производства в США компактных и экономичных двигателей, тем большую долю в уставном капитале американской компании Fiat сможет приобрести. А в перспективе – и все 100% ее акций.
FIAT согласилась. И уже через два года Chrysler досрочно вернула Министерству финансов предоставленные ей антикризисные кредиты более чем на 7,5 млрд долларов. А ее бизнес в США, как и в случае General Motors, является прибыльным в течение девяти кварталов подряд.
На сегодня итальянская компания владеет пакетом в 58,5% акций Chrysler, остальные 41,5% принадлежат специальному трастовому фонду, который был учрежден отраслевыми профсоюзами. Из его средств оплачивается медицинская страховка пенсионеров – бывших работников Chrysler.
Осенью прошлого года FIAT предложила фонду выкупить всю его долю в Chrysler. Итальянская компания столкнулась с немалыми проблемами в Европе и потому связывала с полным поглощением Chrysler определенные надежды на улучшение собственного финансового положения.
Для сравнения, в третьем квартале 2013 года чистая прибыль Chrysler на американском рынке составила 464 миллиона долларов, без учета которых FIAT в целом понесла убытки на 340 млн долларов.
Однако руководство итальянской компании и трастовый фонд профсоюзов Chrysler не сошлись в цене за его акции: судя по некоторым сообщениям, FIAT был готов заплатить не более четырех-пяти миллиардов долларов, тогда как фонд настаивал на шести миллиардах.
Обращение в Арбитражный суд не помогло, и теперь этот спор должен решить рынок: в первом квартале 2014 года акции Chrysler, принадлежащие фонду, поступят в открытую продажу, после чего станет ясно, ошибался ли он, отклоняя предложение FIAT.
НОВЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ
Худшее для американского автопрома, по крайней мере, на сегодня, позади. Тем не менее, обе компании выжили бы и в результате стандартной процедуры банкротства, хотя и необязательно под прежним названием, полагает Гарри Хафбауэр, не разделяющий, по его словам, мнения о, якобы, безальтернативности сценария “государственного” спасения General Motors и Chrysler.
Да, это потребовало бы от них более радикальной трансформации, включая и значительно большие уступки со стороны профсоюзов, которых государство, со своей стороны, не пожелало добиваться, продолжает сотрудник Института Петерсона.
Например, если бы правительство поставило перед собой задачу сохранить пенсионный фонд General Motors и фонд медицинского страхования для бывших и нынешних работников, оно могло просто национализировать оба эти фонда - вместо того, чтобы, по сути, на несколько лет частично национализировать саму компанию. "Таким образом государство создало прецедент более широкого вмешательства в дела частного бизнеса в трудные для него времена".
Впрочем, некоторые пессимисты полагают, что, окажись вновь американский автопром в такой ситуации, правительство может решиться и на более радикальные меры. Вплоть до того, как пишет, например, обозреватель журнала The American Thinker Ли Кэри, чтобы ввести новый для Америки налог на добавленную стоимость - с целью давления на действующие в США зарубежные автомобильные компании.
Или, продолжает Кэри, вынудить автопроизводителей, наперекор экономической логике, разукрупнить свои предприятия в США, чтобы обойти требование обязательного создания на них профсоюзов. Либо, наконец, повысить акцизы на бензин - настолько, чтобы более экологически чистые модели смогли составить конкуренцию традиционным бензиновым, заключает обозреватель журнала The American Thinker.
Спонсированная государством реструктуризация автопрома оставила много вопросов, считает Гарри Хафбауэр из Института Петерсона. Так, если рядовые ационеры General Motors понесли убытки на 12 млрд долларов, то отраслевой профсоюз и его пенсионный фонд получили многомиллиардную компенсацию.
Огромные убытки понесли и застрахованные кредиторы GM - держатели облигаций, чьи претензии, по идее, должны удовлетворяться в первую очередь. Впрочем, все эти "новшества" в сфере хозяйственного права не забраковала ни одна судебная инстанция в США, включая Верховный суд.
Еще относительно недавно боссы автомобильной промышленности США почти рефлекторно отождествляли интересы своей индустрии с интересами страны. В 1953 году глава General Motors Чарльз Вильсон, будучи назначенным тогда вновь избранным президентом Дуайтом Эйзенхауэром на пост шефа Пентагона, недоумевал, почему утверждающий министров обороны комитет Сената по делам Вооруженных сил требует, чтобы перед вступлением в должность он продал принадлежащие ему акции компании.
Это проявилось и во время слушаний, на которых обсуждалась кандидатура Вильсона. В частности, на вопрос, способен ли он, в качестве министра обороны страны, принять решение, которое может отрицательно сказаться на бизнесе General Motors, Вильсон ответил утвердительно. Но тут же добавил, что не может и представить себе подобной ситуации, “ибо всегда был убежден: что хорошо для страны, хорошо также для GM, и наоборот”.