От образа - к осмыслению

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Репетиции театра "Пиано" школы-интерната для глухих детей

Директор школы-интерната для глухих детей, художественный рукводитель и режиссер театра "Пиано" Владимир Чикишев (из сборника "Педагогика искусства")

ДВИЖЕНИЕ ЗЕРНА

Ребенок живет ощущением полета, он выдумщик. (М. Анчаров)

Наш взгляд на возможности ребенка всегда особый. Неосознанно мы чувствуем, что ребенок, в отличие от взрослого, еще не так далеко ушел от собственной творческой природы, от ощущения собственного тела, себя в пространстве жизни. Не притуплено еще качество непосредственности, искренности, спонтанности, самостоятельности, наконец. Еще живы интуиция и игра, умение увлекаться и искать, умение быть частью целого – ансамбля, мира. Все это как неприкосновенный запас, заложенный природой, как потенциал для творчества.

Ребенок сам чувствует, как лучше – для многих взрослых людей это весьма сомнительно. В школе принято считать, что именно Взрослый всегда знает как лучше, а значит – можно и не волноваться, не тянуться, не расти, оставаясь маленьким удобным исполнителем.

Процесс воспитания автора опирается на воспитание главного качества – уме- ния самостоятельно определять как лучше, искать и находить более точные решения, увлекаясь при этом и не робея перед неожиданными сложностями.

Театр явление уникальное, поэтому жизнеспособное
Представляете – какой тезис!
Жизнеспособный, перспективный, востребованный жизнью, обществом.
Секрет же неповторимости театра следует искать в пространстве человеческих отношений. Именно качество отношений взрослого и ребенка определяет перспективу развития такого удивительного явления как театр, в котором играют дети.

ЭТОТ ПРОЦЕСС – ВЗАИМОТЕРАПИЯ

Игровое взаимодействие целебно. Есть универсальная гибкая форма, соотношение, позволяющее участвовать в процессе. Независимо от количества и возраста участников. Спектакль предполагает импровизацию и взаимодействие с залом. Игра требует гибкого решения, а значит – обучает гибкому мышлению. Развивает способность к спонтанному импульсивному решению, точной и моментальной ориентации в пространстве и ситуации. Воздействие происходит за счет качества взаимодействия. Вырабатывается качество жизнеспособности и контактности в любой точке пространства.

Актер – центральная фигура в деле совместного создания спектакля. Но спектакль – это не цель и не результат, а живой процесс, в котором как в зеркале отражается качество воспитанного в актере художественного творческого мышления. Именно о мышлении человека творящего и есть смысл рассуждать, в то время как природный талант, как сказал А. Куприн, «лишь оперение к любви»,… предощущение света.

Мы, наблюдая за игрой музыканта, актера, за процессом создания художествен-
ной композиции, будь то музыка или танец, улавливаем качество внимания мастера, гибкость его мышления. Мы увлекаемся композицией, а восхищаемся человеком. Безусловно, нам как зрителям интересно оценивать форму спектакля, отмечать работу режиссера и художника, но именно от игры актера мы всегда ждем особого мастерства – владения собственной психофизической природой, качеством творческой свободы, богатством фантазии, умением вести диалоги, общаться и, наконец, нам важно почувствовать оттенки мироощущения творящего на сцене. Насколько он внимателен, доброжелателен по отношению, прежде всего, к своей собственной природе, к своему телу, к партнерам по творчеству, к зрителям. Мы же понимаем, что во всякой игре есть правила, и чем они сложнее или вариативнее, чем больше компонентов, деталей, оттенков, нюансов в игре актера, тем больше шансов нам – зрителям увлечься, а значит, поверить актеру. Все эти процессы проносятся в душе зрителя, в той или иной степени осознанности. В этот момент мы соучастники театра и даже соавторы.

Здесь либо что-то меняется в наших представлениях о себе, о возможностях человека, либо нет. Хорошо, если мы уходим из театра, наполненные верой в торжество человека – автора. Эта вера помогает нам по-иному относиться к себе, к своим детям и близким, ко многим моментам нашей жизни, наполняет нас оптимизмом и любовью. Хуже, когда ожидания наши напрасны, и мы так и не находим на сцене художника. Все вышесказанное в полной мере относится к театру, на сцене которого творят дети.

Представьте себе старушку, прядущую нить. Нить из-под пальцев скользит тонкая, ровная, наматывается на клубочек. Играет котенок с клубочком, прядется ниточка из бабушкиных сердечных тревог, и в голову старушке не придет остановить, бросить свое дело. Почему, скажете?

Бабушка – это наш опыт, наше внимание к живому. Нить – это искренность, ве-
ра, любовь, которую мы ищем, теряем и находим, чувствуем всегда. Котенок – это наша живая фантазия, безграничная и созидательная, это наша свобода. Что-то должно случиться, чтобы котенок заиграл увлеченно и беззаветно. Мим, Художник – это и Бабушка и Котенок в одном лице. А есть еще и зрители, и это уже театр.