В Израиле звучат призывы легализовать светские браки
Вопрос о светских браках в Израиле не теряет остроты уже десятилетия, и со временем становится все более актуальным: уже достаточно длительное время перед выборами какая-то из партий непременно обещает избирателям наконец-то решить эту проблему. Но, несмотря на все усилия, официальных светских браков в Израиле все еще нет, если считать таковыми только ситуацию, когда двое людей могут обратиться в некое государственное светское учреждение и зарегистрироваться как муж и жена, с соответствующей записью в документах. При этом гражданские браки в несколько иной форме в Израиле существуют, распространяясь в том числе и на однополые пары.
О том, как устроена эта система в Израиле, Радио Свобода рассказывает адвокат Игорь Глидер:
"Светские браки нужно делить на две категории: те браки, в которых люди выходят с бумажкой, в которой написано, что они муж и жена, и потом этот статус регистрируется в МВД и иных государственных органах, например, в Институте национального страхования. Или просто ситуация, где есть пара, причем она может быть и однополой, в которой люди живут вместе, имеют какой-то общий быт, права и обязанности – в конечном итоге их права и обязанности не отличаются от прав и обязанностей семейной пары. При этом люди, которые имеют общий быт, семейный очаг и проживают вместе могут либо просто жить, и тогда они будут являться парой, признанной без каких-либо дополнительных бумаг, либо эти люди могут пойти к адвокату и заключить некий договор, по своей сути похожий на брачный контракт, который описывает их взаимные права и обязанности. Такой договор можно утвердить в суде или у нотариуса, и он будет распространяться на их отношения. Такой вид отношений тоже можно назвать светским гражданским браком. Неевреи или люди, которые не относятся к одной религиозной конфессии, или пары, где только один из участников не относит себя ни к какой религии, а также, конечно, пары из числа сексуальных меньшинств, этим людям, если они хотят иметь официальную бумагу о том, что они находятся в браке, им действительно приходится выезжать за границу и там заключать брак".
Ежегодно тысячи израильтян, причем не только репатриантов из бывшего СССР, отправляются за границу для того, чтобы заключить брак. Наиболее популярны для таких путешествий Чехия и Кипр, но жениться израильтяне едут в самые разные уголки мира, совмещая свадьбу со свадебным путешествием. Правда, не все могут себе позволить такую поездку, и далеко не все хотят официальной регистрации отношений, поэтому очень многие живут вместе годами, рожая детей и не обзаводясь записью в документах о супружеских отношениях. Адвокат Глидер уточняет:
"Тут нужно сделать некое разделение между людьми, которые вынуждены ехать за границу – таких, которые именно вынуждены, их, в общем, не существует. Потому что в рамках договора, который заключен у адвоката и утвержден в суде или заверен нотариусом, можно решить практически все проблемы. Поэтому говорить “обязаны" здесь будет неправильно. Тем не менее люди, которые хотят называться именно мужем и женой, хотят участвовать в некой красивой церемонии по этому поводу, произнести какую-то красивую клятву, они едут за границу и заключают брак – меньше по необходимости, больше для самих себя. Это, кстати, верно и для абсолютно еврейских пар, которые, не желая участвовать в религиозных обрядах, едут и заключают брак за границей, проявляя тем самым свою гражданскую позицию".
Проблема светских браков, точнее, их отсутствия, существует в Израиле с 1953 года, именно тогда израильский парламент принял закон об исключительных полномочиях раввинских судов в вопросах еврейских браков и разводов в Израиле. Тогдашний премьер-министр Израиля Моше Шарет был уверен в том, что речь идет о временной мере, и заявил, что "есть ценности в современном обществе, о которые разобьется всякая попытка установить в нашей среде безнадежно устаревшие жизненные порядки". Временная мера существует уже 60 лет и пока не вполне охотно сдает позиции: например, даже если евреи поженились за границей, разводиться им придется все равно через раввинатский суд. Впрочем, развод через соответствующий религиозный институт является участью всех пар, заключивших религиозный же брак – христиан любой конфессии, мусульман или евреев. Игорь Глидер отмечает:
"Если брак заключен внутри некой религиозной конфессии, то и развод должен проходить по тем же самым правилам. Поэтому на сегодняшний день в Израиле кроме гражданского семейного суда и раввината существует шариатский суд для мусульманских браков, существуют христианские суды – протестантские, католические и другие, для того чтобы оказывать такие виды услуг. В принципе, в отношениях людей между собой нет большой разницы, являются ли они официально зарегистрированными мужем и женой или же женаты гражданским браком по факту совместного проживания или же живут вместе на основании заключенного между ними договора. Тем не менее разница существует, когда эта пара обращается в государственные органы для получения тех или иных благ. В последние годы эта разница все больше стирается, и с ней стараются бороться, но тем не менее всякие выплаты, например, из Института национального страхования или страховых компаний, выплаты на рабочих местах, предназначенные для мужей или жен, не всегда автоматически распространяются на гражданских супругов, если они не записаны супругами в государственных реестрах. И с этой точки зрения разница действительно существует".
Эта разница сказывается, например, на различных налоговых льготах, которые полагаются супругам, зарегистрированным как муж и жена в МВД. Но для получения этих же льгот паре, живущей в гражданском браке, может потребоваться дополнительно походить по инстанциям, доказывая факт совместного проживания и ведения совместного хозяйства. Впрочем, такие различия постепенно уходят, в частности, 1 декабря, министерская комиссия по законодательству поддержала законопроект о прекращении налоговой дискриминации для однополых пар: теперь все семьи, воспитывающие детей, получают одинаковые налоговые льготы, вне зависимости от того, является семья гомо- или гетеросексуальной. Инициатор законопроекта Ади Коль заявила о том, что этот законопроект – всего лишь “маленький шаг в большой борьбе" за легализацию однополых браков в Израиле, которая невозможна без введения института светских браков.
О том, как устроена эта система в Израиле, Радио Свобода рассказывает адвокат Игорь Глидер:
"Светские браки нужно делить на две категории: те браки, в которых люди выходят с бумажкой, в которой написано, что они муж и жена, и потом этот статус регистрируется в МВД и иных государственных органах, например, в Институте национального страхования. Или просто ситуация, где есть пара, причем она может быть и однополой, в которой люди живут вместе, имеют какой-то общий быт, права и обязанности – в конечном итоге их права и обязанности не отличаются от прав и обязанностей семейной пары. При этом люди, которые имеют общий быт, семейный очаг и проживают вместе могут либо просто жить, и тогда они будут являться парой, признанной без каких-либо дополнительных бумаг, либо эти люди могут пойти к адвокату и заключить некий договор, по своей сути похожий на брачный контракт, который описывает их взаимные права и обязанности. Такой договор можно утвердить в суде или у нотариуса, и он будет распространяться на их отношения. Такой вид отношений тоже можно назвать светским гражданским браком. Неевреи или люди, которые не относятся к одной религиозной конфессии, или пары, где только один из участников не относит себя ни к какой религии, а также, конечно, пары из числа сексуальных меньшинств, этим людям, если они хотят иметь официальную бумагу о том, что они находятся в браке, им действительно приходится выезжать за границу и там заключать брак".
Ежегодно тысячи израильтян, причем не только репатриантов из бывшего СССР, отправляются за границу для того, чтобы заключить брак. Наиболее популярны для таких путешествий Чехия и Кипр, но жениться израильтяне едут в самые разные уголки мира, совмещая свадьбу со свадебным путешествием. Правда, не все могут себе позволить такую поездку, и далеко не все хотят официальной регистрации отношений, поэтому очень многие живут вместе годами, рожая детей и не обзаводясь записью в документах о супружеских отношениях. Адвокат Глидер уточняет:
"Тут нужно сделать некое разделение между людьми, которые вынуждены ехать за границу – таких, которые именно вынуждены, их, в общем, не существует. Потому что в рамках договора, который заключен у адвоката и утвержден в суде или заверен нотариусом, можно решить практически все проблемы. Поэтому говорить “обязаны" здесь будет неправильно. Тем не менее люди, которые хотят называться именно мужем и женой, хотят участвовать в некой красивой церемонии по этому поводу, произнести какую-то красивую клятву, они едут за границу и заключают брак – меньше по необходимости, больше для самих себя. Это, кстати, верно и для абсолютно еврейских пар, которые, не желая участвовать в религиозных обрядах, едут и заключают брак за границей, проявляя тем самым свою гражданскую позицию".
Проблема светских браков, точнее, их отсутствия, существует в Израиле с 1953 года, именно тогда израильский парламент принял закон об исключительных полномочиях раввинских судов в вопросах еврейских браков и разводов в Израиле. Тогдашний премьер-министр Израиля Моше Шарет был уверен в том, что речь идет о временной мере, и заявил, что "есть ценности в современном обществе, о которые разобьется всякая попытка установить в нашей среде безнадежно устаревшие жизненные порядки". Временная мера существует уже 60 лет и пока не вполне охотно сдает позиции: например, даже если евреи поженились за границей, разводиться им придется все равно через раввинатский суд. Впрочем, развод через соответствующий религиозный институт является участью всех пар, заключивших религиозный же брак – христиан любой конфессии, мусульман или евреев. Игорь Глидер отмечает:
"Если брак заключен внутри некой религиозной конфессии, то и развод должен проходить по тем же самым правилам. Поэтому на сегодняшний день в Израиле кроме гражданского семейного суда и раввината существует шариатский суд для мусульманских браков, существуют христианские суды – протестантские, католические и другие, для того чтобы оказывать такие виды услуг. В принципе, в отношениях людей между собой нет большой разницы, являются ли они официально зарегистрированными мужем и женой или же женаты гражданским браком по факту совместного проживания или же живут вместе на основании заключенного между ними договора. Тем не менее разница существует, когда эта пара обращается в государственные органы для получения тех или иных благ. В последние годы эта разница все больше стирается, и с ней стараются бороться, но тем не менее всякие выплаты, например, из Института национального страхования или страховых компаний, выплаты на рабочих местах, предназначенные для мужей или жен, не всегда автоматически распространяются на гражданских супругов, если они не записаны супругами в государственных реестрах. И с этой точки зрения разница действительно существует".
Эта разница сказывается, например, на различных налоговых льготах, которые полагаются супругам, зарегистрированным как муж и жена в МВД. Но для получения этих же льгот паре, живущей в гражданском браке, может потребоваться дополнительно походить по инстанциям, доказывая факт совместного проживания и ведения совместного хозяйства. Впрочем, такие различия постепенно уходят, в частности, 1 декабря, министерская комиссия по законодательству поддержала законопроект о прекращении налоговой дискриминации для однополых пар: теперь все семьи, воспитывающие детей, получают одинаковые налоговые льготы, вне зависимости от того, является семья гомо- или гетеросексуальной. Инициатор законопроекта Ади Коль заявила о том, что этот законопроект – всего лишь “маленький шаг в большой борьбе" за легализацию однополых браков в Израиле, которая невозможна без введения института светских браков.