90 лет сюрреализма
В мадридском музее Тиссена-Борнемисы проходит выставка "Сюрреализм и сон": 163 работы Сальвадора Дали, Поля Дельво, Ива Танги, Макса Эрнста, Жоана Миро, Рене Магритта, Андре Массона, Жана Арпа и других художников. Эта крупнейшая за весь послевоенный период выставка сюрреалистов готовилась более четырех лет.
Мадридская выставка приурочена к 90-летию возникновения движения сюрреализма, оказавшего огромное влияние на развитие современного искусства во всех его проявлениях – от литературы и живописи до фотографии и кино. Экспозиция разделена на восемь разделов, демонстрирующих различные аспекты сюрреалистической интерпретации мира сна и сновидений. В первый раздел, названный "Те, кто вымостил дорогу", включены работы предшественников сюрреализма, повлиявших на его эстетику: Одилона Редона, Джорджо де Кирико, Анри Руссо, Жана Гранвиля. В двух центральных разделах – "Где все возможно" и "Пейзажи другого мира" – собраны работы Поля Дельво, Ива Танги, Леонор Фини, Оскара Домингеса, Макса Эрнста, Андре Массона.
Художественную концепцию выставки могла бы довольно точно выразить мысль лидера сюрреалистического движения французского поэта Андре Бретона, который писал в опубликованном в 1924 году "Манифесте сюрреализма": "Верю, что в будущем две, казалось бы, противостоящие друг другу реальности – сон и явь – сольются в единую абсолютную реальность, в сюрреальность...". "Манифест" Бретона стал программным документом движения сюрреализма. Слово "сон" вынесено в название мадридской выставки. Как его следует трактовать в свете сюрреалистической художественной концепции? Его смысл поясняет в интервью Радио Свобода куратор выставки "Сюрреализм и сон" Хосе Хименес:
– Название выставки очень важно для понимания всей концепции искусства сюрреализма. Слово dream в этом названии обладает двойственным, амбивалентным значением. Как и английское dream, испанское sueno – это одновременно сон, мечта, грёза, фантазия, химера. Употребляя это слово, я имел в виду всю гамму этих значений, но прежде всего его значение, связанное с работой воображения.
– Какое место занимает сюрреализм в современном искусстве и чем он отличается от других художественных направлений?
– Главное его отличие – присутствие практически во всех видах и жанрах искусства: в литературе, живописи, кино, театре, фотографии, музыке. Сюрреализм обогатил и обновил современное искусство в целом. Одновременно он создал новый тип эмоционального восприятия, вид новой перцепции, которые запечатлелись в современных средствах информации и в современной индустрии развлечений. Здесь напрашивается параллель с ролью романтизма в европейском искусстве XIX века. В ХХ веке сюрреализм стал актом радикального обновления художественного восприятия в европейской культуре.
– В "Манифесте сюрреализма" Андре Бретон задается вопросом: "Разве не могут сон и грёза также использоваться в решении фундаментальных жизненных проблем?" Ответил ли сюрреализм за 90 лет существования на этот вопрос своего создателя?
– Думаю, что творчество сюрреалистов ответило на этот вопрос. Суть ответа состоит в том, что сюрреализм указал направление решения проблемы не только художественного восприятия, но и понимания и восприятия самой жизни. Он показал, что жизнь – это не только рассудочное понятие, не только логические и материальные проявления, но что неотъемлемой частью реальной жизни являются и продукты воображения, оказывающие на нас не меньшее влияние, чем бытовые коллизии. Это открыло новые горизонты свободы, новые ее измерения. И это – главный мессидж сюрреализма.
– Повлияла ли на концепцию сюрреализма теория сна Зигмунда Фрейда?
– Бесспорно, что эта теория – одна из центральных идейных составляющих художественной концепции сюрреализма. Однако существует ряд различий между психоаналитической и сюрреалистической теориями сна. Фрейд трактовал сон как проявление вытесненных в подсознание душевных и психических желаний и фобий. Психоанализ видел в этом символические проявления легкого невротического расстройства. Для сюрреализма у сна нет никаких негативных, асоциальных или перверсивных коннотаций. Для него бодрствование и сон – равноправные и равнозначные проявления реальности.
– Одну из восьми тематических частей выставки вы озаглавили "По ту сторону добра и зла". Значит ли это, что представленные в этой части экспозиции художники – адепты имморализма?
– Название этого раздела я заимствовал у Ницше. Этим названием я хотел сказать, что сюрреализм воссоздает мир, в котором не превалирует ни рассудочность, ни мораль. Художники этой части выставки вовсе не пропагандируют или возвеличивают аморальность. Просто в мире сна и грёз возможно все; там нет дихотомий бытовой реальности, вызванных репрессивными социальными нормами или моральными установками культуры. В мире сюрреализма отсутствуют такие ограничения. Я воспринимаю название этого раздела скорее в поэтическом и философском смыслах. Этот раздел выставки представлен такими художниками, как Антонен Арто, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Леонор Фини, Дора Маар, Андре Массон. При всем желании вы не обнаружите в их работах ничего аморального.
– Вы выставили работы 11 женщин-художниц. Насколько значительна их роль в развитии искусства сюрреализма?
– Поначалу сюрреализм был литературным движением. Его основатели – поэты Андре Бретон, Гийом Аполлинер, Луи Арагон, Поль Элюар. Женщины не были его лидерами. Но со временем, когда движение захватило смежные жанры и другие виды искусства, роль женщин в нем значительно возросла. Однако до 60-70-х годов ХХ века достижения женщин в сюрреализме не получали заслуженной оценки. Сюрреализм был первым широким международным художественным движением, предоставившим женщинам возможность реализовать свои творческие способности. Среди представленных на выставке художниц Клод Каун, Леонора Каррингтон, Доротея Таннинг, Кэй Сейдж – жена Ива Танги, Мария Туайен, Мерет Оппенгейм, Леонор Фини, фотограф Дора Маар, которая была подругой Пикассо. Я бы выделил превосходные работы Леоноры Каррингтон, которая многие годы была в близких отношениях с Максом Эрнстом. Со временем она превратилась в выдающегося художника.
– Оказавшись на выставке, посетитель попадает в зону сильнейшего эротического "излучения"...
– Вы абсолютно правы. Эротический элемент – одна из важнейших составляющих художественной концепции сюрреализма. Как известно, в основе психоаналитической теории сновидений Фрейда лежит манифестация нереализованного желания, вожделения. В художественной системе сюрреализма очень важен эротический элемент, который всегда был в центре теории и практики создателей "сюрреалистической реальности".
– В экспозицию включены фрагменты семи сюрреалистических фильмов. Какую роль играло кино в становлении и развитии сюрреалистического искусства?
– Движение сюрреализма зародилось в 1924 году. Это была эпоха расцвета немого кино. Сюрреалисты активно участвовали в развитии кинематографа. Тогда же Андре Бретон объявил, что кино – это самая важная "сюрреалистическая тайна". Сюрреализм невозможно представить без кино. На выставке оно занимает равноправное место с живописью и фотографией. Начало сюрреалистическому кино положила лента Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали "Андалузский пес" 1929 года. Затем сюрреалистические идеи "инфицировали" и кинематографический мейнстрим. Пример такого влияния можно обнаружить в демонстрирующемся на выставке фильме Альфреда Хичкока "Заворожённый" 1945 года. Хичкок пригласил Сальвадора Дали создать декорации к фильму. Фильм этот сыграл важную роль в канонизации сюрреалистического подхода к природе сновидений.
Мадридская выставка приурочена к 90-летию возникновения движения сюрреализма, оказавшего огромное влияние на развитие современного искусства во всех его проявлениях – от литературы и живописи до фотографии и кино. Экспозиция разделена на восемь разделов, демонстрирующих различные аспекты сюрреалистической интерпретации мира сна и сновидений. В первый раздел, названный "Те, кто вымостил дорогу", включены работы предшественников сюрреализма, повлиявших на его эстетику: Одилона Редона, Джорджо де Кирико, Анри Руссо, Жана Гранвиля. В двух центральных разделах – "Где все возможно" и "Пейзажи другого мира" – собраны работы Поля Дельво, Ива Танги, Леонор Фини, Оскара Домингеса, Макса Эрнста, Андре Массона.
Художественную концепцию выставки могла бы довольно точно выразить мысль лидера сюрреалистического движения французского поэта Андре Бретона, который писал в опубликованном в 1924 году "Манифесте сюрреализма": "Верю, что в будущем две, казалось бы, противостоящие друг другу реальности – сон и явь – сольются в единую абсолютную реальность, в сюрреальность...". "Манифест" Бретона стал программным документом движения сюрреализма. Слово "сон" вынесено в название мадридской выставки. Как его следует трактовать в свете сюрреалистической художественной концепции? Его смысл поясняет в интервью Радио Свобода куратор выставки "Сюрреализм и сон" Хосе Хименес:
– Название выставки очень важно для понимания всей концепции искусства сюрреализма. Слово dream в этом названии обладает двойственным, амбивалентным значением. Как и английское dream, испанское sueno – это одновременно сон, мечта, грёза, фантазия, химера. Употребляя это слово, я имел в виду всю гамму этих значений, но прежде всего его значение, связанное с работой воображения.
– Какое место занимает сюрреализм в современном искусстве и чем он отличается от других художественных направлений?
– Главное его отличие – присутствие практически во всех видах и жанрах искусства: в литературе, живописи, кино, театре, фотографии, музыке. Сюрреализм обогатил и обновил современное искусство в целом. Одновременно он создал новый тип эмоционального восприятия, вид новой перцепции, которые запечатлелись в современных средствах информации и в современной индустрии развлечений. Здесь напрашивается параллель с ролью романтизма в европейском искусстве XIX века. В ХХ веке сюрреализм стал актом радикального обновления художественного восприятия в европейской культуре.
– В "Манифесте сюрреализма" Андре Бретон задается вопросом: "Разве не могут сон и грёза также использоваться в решении фундаментальных жизненных проблем?" Ответил ли сюрреализм за 90 лет существования на этот вопрос своего создателя?
– Думаю, что творчество сюрреалистов ответило на этот вопрос. Суть ответа состоит в том, что сюрреализм указал направление решения проблемы не только художественного восприятия, но и понимания и восприятия самой жизни. Он показал, что жизнь – это не только рассудочное понятие, не только логические и материальные проявления, но что неотъемлемой частью реальной жизни являются и продукты воображения, оказывающие на нас не меньшее влияние, чем бытовые коллизии. Это открыло новые горизонты свободы, новые ее измерения. И это – главный мессидж сюрреализма.
– Повлияла ли на концепцию сюрреализма теория сна Зигмунда Фрейда?
– Бесспорно, что эта теория – одна из центральных идейных составляющих художественной концепции сюрреализма. Однако существует ряд различий между психоаналитической и сюрреалистической теориями сна. Фрейд трактовал сон как проявление вытесненных в подсознание душевных и психических желаний и фобий. Психоанализ видел в этом символические проявления легкого невротического расстройства. Для сюрреализма у сна нет никаких негативных, асоциальных или перверсивных коннотаций. Для него бодрствование и сон – равноправные и равнозначные проявления реальности.
– Одну из восьми тематических частей выставки вы озаглавили "По ту сторону добра и зла". Значит ли это, что представленные в этой части экспозиции художники – адепты имморализма?
– Название этого раздела я заимствовал у Ницше. Этим названием я хотел сказать, что сюрреализм воссоздает мир, в котором не превалирует ни рассудочность, ни мораль. Художники этой части выставки вовсе не пропагандируют или возвеличивают аморальность. Просто в мире сна и грёз возможно все; там нет дихотомий бытовой реальности, вызванных репрессивными социальными нормами или моральными установками культуры. В мире сюрреализма отсутствуют такие ограничения. Я воспринимаю название этого раздела скорее в поэтическом и философском смыслах. Этот раздел выставки представлен такими художниками, как Антонен Арто, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Леонор Фини, Дора Маар, Андре Массон. При всем желании вы не обнаружите в их работах ничего аморального.
– Вы выставили работы 11 женщин-художниц. Насколько значительна их роль в развитии искусства сюрреализма?
– Оказавшись на выставке, посетитель попадает в зону сильнейшего эротического "излучения"...
– Вы абсолютно правы. Эротический элемент – одна из важнейших составляющих художественной концепции сюрреализма. Как известно, в основе психоаналитической теории сновидений Фрейда лежит манифестация нереализованного желания, вожделения. В художественной системе сюрреализма очень важен эротический элемент, который всегда был в центре теории и практики создателей "сюрреалистической реальности".
– В экспозицию включены фрагменты семи сюрреалистических фильмов. Какую роль играло кино в становлении и развитии сюрреалистического искусства?
– Движение сюрреализма зародилось в 1924 году. Это была эпоха расцвета немого кино. Сюрреалисты активно участвовали в развитии кинематографа. Тогда же Андре Бретон объявил, что кино – это самая важная "сюрреалистическая тайна". Сюрреализм невозможно представить без кино. На выставке оно занимает равноправное место с живописью и фотографией. Начало сюрреалистическому кино положила лента Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали "Андалузский пес" 1929 года. Затем сюрреалистические идеи "инфицировали" и кинематографический мейнстрим. Пример такого влияния можно обнаружить в демонстрирующемся на выставке фильме Альфреда Хичкока "Заворожённый" 1945 года. Хичкок пригласил Сальвадора Дали создать декорации к фильму. Фильм этот сыграл важную роль в канонизации сюрреалистического подхода к природе сновидений.