Боевая французская бабочка

Французские солдаты в Банги

Французские солдаты начали миротворческую операцию "Сангарис" ("Бабочка") в Центральноафриканской Республике
Французский военный контингент начал миротворческую операцию в Центральноафриканской Республике (ЦАР), бывшей колонии Франции, после вооруженного переворота в марте этого года превратившейся в "несостоятельное государство". На территории ЦАР действуют несколько основанных на религиозно-этнической основе вооруженных группировок, сражающихся друг против друга и совершающих массовые преступления против человечности. Французская операция получила название "Сангарис", по имени одного подвида местной яркой бабочки.

10 декабря исполнился ровно год со дня, когда в Центральноафриканской Республике началась очередная гражданская война. Бывший в то время президентом страны Франсуа Бозизе (пришедший к власти в результате переворота 2003 года, ставшего причиной предпоследней гражданской войны 2003-2007 годов), обратился к Парижу с просьбой о помощи против повстанцев из северной исламистской группировки "Селека" ("коалиция", в переводе с африканского языка санго), пользующейся поддержкой соседних Судана и Чада. "Селека" стремилась к захвату власти в стране, где мусульмане составляют лишь 20 процентов населения.

Убитые мусульмане в одной из мечетей в Банги, 5 декабря 2013 года

Более 50 процентов жителей 5-миллионной ЦАР – христиане, около 30 процентов всегда исповедовали древние африканские культы. Но в декабре 2012 года Франция готовилась к военной операции против исламистов в Мали, и отправлять новые боевые части в еще одну африканскую страну (в ЦАР десятилетиями находился небольшой французский военный контингент, охранявший аэропорт в столице Банги) Париж тогда не решился. Операция "Сервал" на севере Мали началась в январе и продолжается по сей день.

В ЦАР тем временем боевики "Селеки" 23-24 марта захватили столицу и президентский дворец. Франсуа Бозизе бежал в Камерун, а новым главой государства провозгласил сам себя лидер повстанцев Мишель Джотодия. Формально "Селека" была распущена, однако в реальности разные вооруженные отряды исламистов, входившие в эту коалицию, вышли из-под всякого контроля и начали целенаправленно грабить и терроризировать христианское население. В свою очередь, жители христианских и анимистских деревень создали собственные отряды самообороны "антибалака", которые начали убивать мусульман, в том числе таких же мирных жителей. Десятки тысяч человек бежали в соседние государства.

26 ноября Франция, наконец, направила в ЦАР дополнительно 250 своих солдат, а 5 декабря Совет Безопасности ООН одобрил решение Парижа начать в Центральноафриканской Республике масштабную боевую операцию. Сегодня в ЦАР действуют 1600 французских военнослужащих, а также военные контингенты нескольких африканских стран, ЮАР, Анголы, Габона и Камеруна.

Министр обороны Франции Жан-Ив ле Дриан


Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан отметил в эфире телеканала France24, что операция "Сангарис" должна принудить все вооруженные отряды сложить оружие:

До сих пор мы просто наблюдали за ситуацией, осуществляли патрулирование, демонстрировали свое присутствие, чтобы показать всем этим более или менее организованным группировкам, действующим в городах и в лесах, что период безнаказанности имеет свои временные ограничения. Сейчас мы начинаем новую фазу, получив на то согласие международного сообщества. Цель: вынудить эти группировки сложить оружие, а в случае неповиновения – применить силу с тем, чтобы они это сделали.

В интересах президента Олланда завершить операцию "Сангарис" в кратчайшие сроки, говорит Кристоф Шатело, шеф-редактор международного отдела газеты Le Monde. Однако проблема заключается в том, что в Елисейском дворце не вполне понимают, кому помогать: бывшему президенту Франсуа Бозизе, мусульманам, удерживающим реальную власть, или христианскому большинству, у которого нет ярко выраженного лидера:

– Французская операция заключается в наведении минимального порядка в разрываемой конфликтом стране. Цель ее – восстановить контроль над основными транспортными артериями, связывающими ЦАР с Камеруном и другими государствами, которые поставляют сюда продовольствие, а также – положить конец разбою и чрезвычайной нестабильности. Но риск погрязнуть в этом болоте очень велик.

Беженцы из ЦАР в Чаде

Речь идет о разрозненных вооруженных группировках: с одной стороны – осколки "Селеки", с другой – противостоящие исламистам отряды христианской самообороны. Говорить о контроле над всей территорией страны, равной территориям Франции и Бельгии, вместе взятым, крайне сложно. С точки зрения политики, у Франции также есть большая проблема: президент Бозизе и его премьер-министр не сумели навести в стране порядок. Франция вторгается, чтобы сделать что? Чтобы поставить во главе этого государства – кого? Чтобы сохранить нынешнюю власть, только уже без "Селеки"? Передача власти местным руководителям через 18 месяцев, о чем говорят в Париже, – непозволительно долгий срок. Прежний президент контролировал только столицу и окрестности города. Граничащий с Чадом север центральным властям не подчинялся, как и районы, прилегающие к Камеруну и Конго. Границы ЦАР абсолютно условны, и через них контрабандой провозят все, что только можно себе представить. В приграничных районах царит нестабильность, существует опасность дестабилизации и в сопредельных государствах.

Формирования христианских отрядов самообороны "антибалака"


Судя по публикуемым в эти дни в Париже результатам социологических исследований, большинство французов не поддерживают идею нового военного вмешательства в еще одной бывшей колонии. Согласно опросу, проведенному институтом OpinionWay, 64 процента респондентов – против операции в Центральноафриканской Республике. Этот показатель, как обычно, вырастет, если французские солдаты начнут нести потери. 10 декабря Генеральный штаб французской армии сообщил о гибели двух военнослужащих в ходе операции по разоружению боевиков в Банги.