Загадочный "болотный узник"

Пикет в Москве в поддержку фигурантов "Болотного дела"

Прокуратура направила в суд дело еще одного, ранее неизвестного, участника событий 6 мая 2012 года – Дмитрия Алтайчинова.
Представители Генеральной прокуратуры России заявили, что направили в суд дело в отношении еще одного участника событий 6 мая 2012 года – Дмитрия Алтайчинова.

Ранее Алтайчинов не упоминался среди фигурантов "Болотного дела" и следствие не сообщало о его задержании. По словам заместителя генпрокурора Виктора Гриня, Алтайчинов, которому предъявлены обвинения в участии в массовых беспорядках, признал вину и согласился на особый порядок рассмотрения дела. Однозначной версии о том, попадает ли Алтайчинов под президентскую амнистию, пока нет. А вот точно попадающий под нее фигурант дела Дмитрий Рукавишников, который провел в следственном изоляторе больше восьми месяцев, по мнению адвокатов, должен был выйти из СИЗО еще 20 декабря, однако процедура его освобождения затягивается.

Рукавишников, по словам адвоката, согласился с актом амнистии и подписал соответствующее заявление в пятницу 20 декабря. Его защита и родственники надеялись, что его отпустят еще на той неделе, сразу же после того, как постановление об амнистии вступило в силу. Однако следователи только в понедельник 23 декабря назвали условия выхода Рукавишникова из московского следственного изолятора "Водник". Вот что в интервью Радио Свобода сказал адвокат арестованного Дмитрий Дубровин:

Дмитрий Рукавишников

– Следственный комитет к понедельнику соизволил назвать свои пожелания по поводу порядка применения амнистии к Рукавишникову. Они хотят, чтобы от него поступило заявление в Следственный комитет о том, что он согласен на применение к нему амнистии. Только после этого они будут рассматривать этот вопрос и принимать решение. Они должны были принять такое решение самостоятельно еще в четверг, 19 декабря, приехать к нему в СИЗО, объявить ему постановление, взять согласие, сделать отметку, соответствующую данному постановлению о согласии. И на этом должно было все закончиться. Почему они так не поступили – остается загадкой. Сейчас все зависит от расторопности следственных органов. Если у них будет очень большое желание, никто не помешает сегодня изъять почту, которая у них будет, с заявлением от него и с моим повторным ходатайством, поехать в СИЗО с готовым постановлением. Объявить, отобрать все подписки, оставить документы, необходимые для ГУФСИН в СИЗО и, соответственно, человека выпустить на свободу, – рассуждает Дмитрий Дубровин.

36-летний активист ивановского отделения движения "Левый фронт" Дмитрий Рукавишников был задержан в апреле 2013 года, во время так называемой второй волны задержаний по "Болотному делу". Его привезли из Иванова в Москву. 4 апреля Басманный суд санкционировал его арест. Рукавишникову предъявлены обвинения по 2-й части статьи 212 – это "участие в массовых беспорядках". По версии следствия, Рукавишников на Болотной площади грубо нарушал общественный порядок, опрокидывал кабины туалетов и таскал их волоком. Обвинение в окончательной редакции было предъявлено Рукавишникову 15 ноября, суд над ним и еще над четырьмя фигурантами дела должен был начаться через несколько месяцев, однако теперь Рукавишников должен быть освобожден от уголовного преследования по амнистии.

23 декабря представители Генеральной прокуратуры заявили, что направили в суд дело в отношении еще одного участника событий на Болотной площади – Дмитрия Алтайчинова. Как сказано в заявлении Генеральной прокуратуры, ранее неоднократно судимый Дмитрий Алтайчинов участвовал в массовых беспорядках и "действуя умышленно, он, с целью применения насилия, забрасывал сотрудников правоохранительных органов, находившихся в первой линии оцепления, пластиковыми бутылками, наполненными водой". По данным представителей прокуратуры, Алтайчинов признал вину и согласился на особый порядок рассмотрения дела. По словам адвоката Сергея Бадамшина, участвовавшего в "Болотном деле", фамилия Алтайчинова не упоминалась ранее в материалах дела:

– Видимо, это новая тактика Следственного комитета. Если раньше комитет "пиарился" на этом деле, то после того, как дела стали уходить в суд, обсуждаться, люди начали обращать внимание на несостыковки, на абсурдность предъявленных обвинений, Следственный комитет избрал ту тактику, по которой спрятать человека и не говорить о деле стало гораздо выгоднее, чем придавать гласности тонкости и обстоятельства уголовного дела. Алтайчинова мы не знаем. Насколько я видел сообщения Генпрокуратуры, это человек неоднократно судимый. Он идет в суд в особом порядке, судебное заседание фактически будет проводиться в течение одного дня без исследования доказательств по делу.

– Можно предположить, что еще есть какие-то обвиняемые, о делах которых следователи не разглашают информацию?

– Я неоднократно говорил о том, что есть единое большое матричное дело, которое, как "дело ЮКОСа", лежит на полке в Главном следственном управлении Следственного комитета. Из этого дела выделяются, отпочковываются более мелкие дела. Это матричное дело будет лежать там до истечения срока давности, и еще неизвестно, скольких людей оно коснется. Любой человек, который находился на Болотной площади, может попасть в поле зрения правоохранительных органов. Не исключено, что есть еще несколько таких "тайных узников". Хотя странно, что об Алтайчинове не знают ни следственные изоляторы, ни определенный социум. Видимо, сам человек был не заинтересован, чтобы сообщить СМИ, общественности по поводу того, что он является одним из обвиняемых по "Болотному делу".

Сергей Бадамшин предполагает, что, несмотря на то что Дмитрию Алтайчинову предъявлены обвинения только в участии в массовых беспорядках, он может и не попасть под амнистию, поскольку в заявлении прокуратуры говорится, что Алтайчинов был ранее неоднократно судим. Агентство "Интерфакс" допускает, что он все же может быть амнистирован.

От уголовного преследования по амнистии освобождены восемь фигурантов "Болотного дела". Помимо Дмитрия Рукавишникова, амнистия уже коснулась четверых подсудимых по "делу двенадцати", которое уже больше полугода рассматривается в суде. В понедельник сторона защиты продолжила допрашивать свидетелей – журналиста Николая Сванидзе, политика Геннадия Гудкова и супругу подсудимого Сергея Кривова – Киру. На скамье подсудимых сейчас остаются восемь человек, 19 декабря уголовное дело было закрыто в отношении Николая Кавказского, Марии Бароновой, Владимира Акименкова и Леонида Ковязина. Последние двое были освобождены из-под стражи прямо в зале суда.

Подписка о невыезде должна быть снята с двух человек, в отношении которых еще велось следствие, – это Олег Архипенков и Федор Бахов. Также должно быть прекращено уголовное преследование находящейся в Эстонии активистки движения "Солидарность" Анастасии Рыбаченко. После оформления необходимых документов девушка готова вернуться в Россию. В феврале, по ее словам, она заканчивает учебу в Эстонии.

Из почти 30 фигурантов "Болотного дела" под президентскую амнистию попали только те, кому были предъявлены обвинения в участии в массовых беспорядках или призывах к ним. Тех, кого обвиняют в организации беспорядков (а это лидеры "Левого фронта" Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев), а также тех, кому вменяется статья, связанная с применением насилия по отношению к полицейским, президентская амнистия не коснулась.