Вода и воздух с привкусом меди

  • Александр Валиев

Михеевский ГОК, фото gubernator74.ru

Жители Южного Урала протестуют против планов властей и Русской медной компании построить в 20 километрах от Челябинска крупнейший на Урале медный горно-обогатительный комбинат. В начале декабря в областном центре прошли публичные слушания, на которых присутствовало около 200 человек, единогласно проголосовавших против этого проекта. Люди поставили свои подписи под обращением к президенту страны и губернатору с требованием заморозить строительство. Однако ни власти, ни Русская медная компания на контакт не идут.
Буквально сегодня, 26 декабря, стало известно, что в минувшие выходные депутаты Томинского сельского поселения, на территории которого и собираются строить ГОК, выступили против этого проекта. Они приняли постановление, в котором признают публичные слушания, проведенные летом 2012 года в Томино Русской медной компанией, нелегитимными, так как на них отсутствовало большинство местных жителей. Тогда, полтора года назад, РМК удалось убедить тех немногочисленных томинцев, которые пришли на публичные слушания, что им ничего не угрожает. Люди проголосовали. Однако теперь передумали и требуют провести новые слушания – с участием большинства местных и непременно с предоставлением всей экологической документации.
17 декабря в Челябинской области РМК уже запустила один ГОК - Михеевский. На сегодняшний день он считается самым масштабным горнорудным проектом, реализованным «с нуля» на территории постсоветского пространства. Это предприятие находится примерно в 270 километрах от Челябинска. Возможно, именно поэтому его запуск прошел, что называется, без «пыли и шума». С Томинским ГОКом так не получится. Будущий комбинат планируется возвести в непосредственной близости от областного центра, а главное – буквально в нескольких километрах от Шерневского водохранилища, из которого пьет весь Челябинск.
Руководитель челябинского экологического движения «За природу!» Андрей Талевлин во всеуслышание заявил, что проект, реализация которого связана со взрывными работами, а также химическими реагентами, грозит областному центру сотнями тонн пыли и загрязнением питьевой воды мышьяком, щелочью и кислотами:
- В том виде, который предлагает РМК сейчас, проект осуществлять нельзя! Они собираются вырыть три огромные ямы, пласты будут смещены, грунтовые воды могут изменить направление, а ведь это водосборная площадь реки Миасс - то есть прямая угроза Шершневскому водохранилищу! Плюс взрывы, которые поднимут горы пыли. Плюс сточные воды – ведь они собираются брать 8 миллионов кубов воды в год – куда их будут сбрасывать? Куда она потечет после крайне опасного процесса выщелачивания? С РМК и ГОКом никакого контакта не получается, на письма они не отвечают, документы не предоставляют, на публичные слушания не пришли. Единственные документы, которые мы видели, нам предоставило одно ведомство, которое мне бы не хотелось называть, но эти бумаги далеко не исчерпывающи. Мы предлагаем компромисс: исключение гидрометаллургии из производственного процесса и добыча меди шахтным способом. Это будет дороже, но экологическая безопасность прежде всего. Местные власти, кстати, полностью поддерживают проект. Непонятно, почему. Возможно, речь идет о «бизнесе по-русски» - когда власти выступают поручителями под кредиты, которые бизнесмены потом не отдают...

Томино

Челябинский юрист Василий Московец удивляется, почему летом 2012 года на слушания не пригласили жители соседних с Томино поселений - Воскресенского, Дубровки, Первомайского, Архангельского, Полетаево, Саргазов?
- Их-то это тоже касается напрямую. Рядом с местом будущего ГОКа масса дач, садов — их владельцев тоже ни о чем не спросили. Кроме того, подозрителен тот факт, что представители РМК и ГОКа не пришли на слушания, которые мы провели в Челябинске. Выходит, им есть, что скрывать? Мы же хотели всего лишь получить ответы на свои вопросы. Кстати, среди приглашенных нами экспертов был доктор химических наук, завкафедрой аналитической и физической химии ЧелГУ, профессор Александр Тюрин. По его словам, гидрометаллургическая технология добычи меди кислотным выщелачиванием, которая будет использоваться в Томинском ГОКе, несет в себе большие риски, и на Западе вообще не применяется.

Публичные слушания, декабрь 2013

Эколог Олег Магазов считает, что в процессе добычи, извлечения, обогащения и переработки медной руды неизбежно будут образовываться большие отвалы, в том числе, с химическими примесями. Вся пыль с них пойдет на Челябинск и Шершни. Но это еще не все:
- Получение одной тонны меди сегодня стоит около 7-8 тысяч долларов, а мировые цены на этот металл снижались несколько лет и упали до 8 тысяч за тонну. Доходность получается практически нулевой.
Русская медная компания предпочитает не отвечать своим оппонентам напрямую. Вместо этого РМК иногда публикует статьи о своих планах в специализированных СМИ. Директор Управления экологии, охраны труда и промышленной безопасности РМК Наталия Гончар в одном из изданий пару месяцев назад заявила, что для снижения выбросов за¬грязняющих веществ на ГОКе будут использоваться водоэмульсионные взрывчатые вещества, полив дорог и гидрообеспы¬ливание горных пород в забоях, а также техсредства, оснащенные высокоэффектив¬ными системами очистки выхлопных га¬зов. Помимо этого, все обору¬дование будет оснащено системами пылеподавления и пылеулавливания. Планирует¬ся строительство систем сбора и очист¬ки подотвальных и карьерных вод, ор¬ганизация оборотного водоснабжения обогатительной фабрики, а также экологически безопасные условия размещения отхо¬дов. Кроме того, РМК обещает, что экоаналитические лаборатории будут вести мониторинг воздействия производственных процессов ГОКа на окружающую среду, а отчеты будут направлять¬ся в надзорные органы. Предполагается, что дея¬тельность предприятия проконтролируют Росприроднадзор и Роспотребнадзор по Че¬лябинской области, Управление по не-дропользованию по Челябинской обла¬сти с привлечени¬ем ФГУ «ЦЛАТИ по Уральскому ФО» и другие надзорные органы.
Впрочем, пока ни в Росприроднадзоре, ни в Министерстве радиационной и экологической безопасности Челябинской области о проекте ничего не знают. В областном министерстве промышленности и природных ресурсов мне дали короткий комментарий: «Ожидается, что ежегодные налоговые платежи в бюджет составят 766 миллионов рублей. ГОК даст области до 1000 рабочих мест». Однако на вопрос, кто будет составлять основу персонала Томинского ГОКа - жители Челябинской области или же приезжие из других регионов и зарубежья, ответа пока нет.
Уже будущей весной планируется начать строительство ГОКа, который должен будет перерабатывать 28 миллионов тонн руды в год и получать 264 тонны медного концентрата. Его продукция предназначена местным предприятиям цветной металлургии — Карабашскому медеплавильному и Кыштымскому медеэлектролитному заводам, которые находятся здесь же, в Челябинской области и принадлежат все той же Русской медной компании. Благодаря вредному производству город Карабаш известен по всему миру как одно из самых загрязненных мест на Земле, а сделанные в нем фото неизменно вызывают ассоциации с марсианскими пейзажами.

Карабаш, фото vk.com