Работорговля

Я очень рад за Михаила Борисовича Ходорковского – потому что быть на свободе гораздо лучше, чем в колонии в Карелии. И по поводу амнистии – тоже рад. Но вот то, что стоит за этими событиями... Прошение о помиловании, подписанное Ходорковским, появилось после того, как его (и об этом сообщают российские средства массовой информации) в колонии посетили некие силовики. Меня тоже посещали такие люди – предложения писать прошение о помиловании мне делались трижды, так что я хорошо знаю, что появляются они тогда и только тогда, когда в освобождении осужденного ВЛАСТИ заинтересованы намного больше, чем сам осужденный (меня в конце концов помиловали тогда, когда во что бы то ни стало нужно было не дать развязаться на американском суде языкам десяти российских "разведчиков"...).

Ну, а уж власти-то нынче заинтересованы! Во-первых – в начале декабря из США прозвучало объявление о планах расширения "списка Магнитского". И так некоторым приближенным к Кремлю представителям российской "элиты" жить неуютно, а тут еще и перспектива лишиться доступа к любимому домику во Флориде снова начинает светить... Не-ет, не исполняет что-то национальный лидер свою часть договора с элитой, не защищает интересы “соли земли русской” с Рублевки и Парк-лэйн в Лондоне должным образом!

Трения с теми, кто достает кошелек и платит за амбиции российского президента (Олимпиада, чемпионат мира по футболу, зарплаты в Пикалево – список можно продолжить), президенту в нынешней ситуации явно не нужны. Значит, что? Значит, в рамках привычного взгляда на мир как на большой базар, где все достигается посредством сделок, надо предложить США сделку (и Евросоюзу, кстати, тоже предложить – а то там Европарламент резолюции всякие принимать начал по поводу Магнитского).

Что у нас там числилось неназванной, но основной причиной "списка Магнитского" (помимо судьбы самого Сергея Магнитского) – политзаключенные? Хорошо, я отпускаю вашу икону – Ходорковского, и амнистию в этот раз выхолощу не так беспредельно, а взамен хочу, чтоб не было расширения списка... Цена за желаемое достижение может казаться Кремлю приемлемой. И, надо сказать, уже донеслось издалека: “Список Магнитского в этом году расширяться не будет...”

Вторая причина – у Обамы очень плотный график. Настолько плотный, что ему совершенно некогда посетить Олимпиаду в Сочи. В мире невысказанных (но оттого не менее явных месседжей) можно легко себе представить, сколько лидеров других, примыкающих к США государств, могут после этого вдруг покопаться в своих календарях и сообразить, что у них, в общем-то, тоже все по дням расписано... А сидеть на трибунах с Януковичем, Лукашенко и лидерами Абхазии и Южной Осетии, а также группой дипломатов не самого высокого ранга из западных стран президенту Российской Федерации как-то не хотелось бы. Не тот триумф, понимаете, ради чего тогда все затевали?

Не стоит забывать, что в прошлый раз, когда у Обамы вдруг образовался плотный график, сделавший невозможным российско-американский саммит в Москве, очень быстро российская позиция по Сирии стала настолько конструктивной, что теперь вот химическое оружие Башара Ассада успешно уничтожаем. Вот и теперь – Обама занят, а Ходорковского (после десяти лет разговоров о том, что "да там руки по локоть в крови") внезапно посещают непоименованные силовики, а затем случается неожиданное помилование.

Вообще-то и раньше говорили, что российский лидер крайне чувствителен к ЛИЧНЫМ мотивам – и это, похоже, подтверждается. Поэтому реальные причины неожиданного решения о помиловании Ходорковского и относительно широкой амнистии не имеют абсолютно ничего общего с гуманистическими соображениями. Просто “группа лиц, управляющих страной” (такое определение понятия “государство” на голубом глазу публично, через газеты, дали чекисты еще в 2000 году) решает свои проблемы, выпуская захваченных в свое время заложников. То есть по сути дела занимается работорговлей: мы вам – рабов отдаем, вы нам – снимаете какие-то давящие на наши кошельки и самолюбие санкции.

Скажите, это только мне кажется, что страна, где основой политики является работорговля, с трудом может рассчитывать на уважение в мире? Мне лично стыдно и неприятно, когда Россию не уважают. Долой рабовладельческий строй, что ли?

Игорь Сутягин – лондонский военно-политический эксперт. Бывший сотрудник Института США и Канады, в 2004 году осужден к 15 годам заключения за государственную измену. Приговор ставился под сомнение правозащитным сообществом и Европейским судом по правам человека. В 2010 году освобожден в результате обмена заключенными между Россией и США.