Марихуана и МИД

Легализация марихуаны в такой далекой от России стране, как Уругвай, вызвала в кремлевском внешнеполитическом ведомстве резко негативную реакцию. Стоит привести полностью официальное письмо МИД РФ, чтобы понять, что при нынешнем политическом режиме никакой легализации "мягких" наркотиков россиянам ждать не стоит. "24 декабря Президент Уругвая Хосе Мухика подписал закон, в соответствии с которым в стране легализуется производство, продажа и потребление каннабиса в "рекреационных" целях. Этот шаг вызвал резкую негативную реакцию со стороны Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) – главного надзорного органа по соблюдению международных конвенций в сфере контроля над наркотиками. По мнению Комитета, принятый в Уругвае закон нарушает Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года, которая ограничивает применение каннабиса исключительно научными и медицинскими целями. Подобная инициатива чревата в том числе серьезными последствиями для здоровья населения, поскольку злоупотребление марихуаной вызывает наркотическую зависимость. В поддержку точки зрения МККН выступило с заявлением Управление ООН по наркотикам и преступности. Российская сторона также разделяет мнение МККН и выражает сожаление в связи с принятым уругвайскими властями решением. Российская Федерация подтверждает свою приверженность базовым международным конвенциям в сфере контроля над наркотиками 1961, 1971, 1988 гг. и выступает за их неукоснительное выполнение".

Заявление МККН, на которое ссылается МИД РФ, выглядит так: "Международный комитет по контролю над наркотиками с обеспокоенностью отмечает, что проект закона, который находится на рассмотрении в Уругвае, если будет принят, разрешит продажу марихуаны для немедицинского использования. Такой закон полностью противоречил бы положениям международных договоров о контроле над наркотиками, в частности Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, в которой Уругвай принимает участие. В соответствии со своим мандатом, МККН всегда был нацелен на поддержание диалога с правительством Уругвая по этому вопросу, в том числе он предлагает миссии самого высокого уровня в эту страну. Комитет выражает сожаление, что правительство Уругвая отказалось принять миссию МККН перед тем, как законопроект был внесен на обсуждения в парламент. МККН призывает уругвайские власти убедиться в том, что законодательство страны полностью соответствует международным нормам, которые ограничивают употребление наркотических средств, в том числе каннабиса, исключительно для медицинских и научных целей. Важно отметить, что законопроект, в случае его принятия, может иметь серьезные последствия для здоровья и благополучия населения, а также повлиять на усилия по предотвращению злоупотребления каннабисом среди молодежи. Комитет призывает власти Уругвая тщательно рассмотреть все возможные последствия, прежде чем принимать решение".

В статье Радио Свобода, словно в ответ на это заявление МККН и на будущее заявление МИД РФ, процитировано заявление президента Уругвая Хосе Мухики, который, в частности, сказал: "Марихуана – такая же напасть, как и табак. Ну, кто скажет, что от табака бывает одна только польза? Однако многие из нас курят его. Вообще ни одна зависимость, за исключением любви, на пользу здоровью не идет. Однако мы все живем со всеми нашими дурными привычками. Пить вредно, курить вредно, но с этим ничего не поделаешь, человек таков, какова его натура. Главная проблема, связанная с марихуаной, – это наркоторговля. Если весь этот бизнес по-прежнему будет оставаться подпольным, мы не сможем защитить себя от преступности. А это уже проблема государства, а не только потребителей наркотика…"

Решения уругвайских властей, так же как и властей других стран и штатов США, направленные на либерализацию наркополитики в отношении марихуаны, свидетельствует о том, что прогибиционистские принципы, заложенные в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, к сегодняшнему дню устарели. Эта конвенция требует пересмотра. Теперь, согласно принятому закону, с 1 апреля продавать марихуану в Уругвае смогут только официальные органы, то есть фактически будет учреждена государственная монополия. Покупать каннабис смогут только лица старше 18 лет, предварительно зарегистрировавшись в специальной базе данных. Они смогут приобретать до 40 грамм марихуаны в месяц в аптеках, обладающих специальной лицензией, или выращивать до шести кустов растения у себя дома. Уругвай, переживший сорок лет назад военную диктатуру, считается теперь одной из самых демократических стран Южной Америки.

Но вот что любопытно. Либерализация наркополитики в каком-то государстве в отношении такого "легкого" наркотика, как каннабис, вызывающего, по данным ВОЗ, лишь слабовыраженную психическую зависимость и не вызывающего, в отличие от алкоголя, например, физической зависимости, совершенно не свидетельствует о том, что в этом государстве установлен демократический режим. Наркополитика государства, как показывает история, никак не связана с политическим режимом и с внутренней политикой властей той или иной страны.

Примеров можно привести множество. Вот один. В Северной Корее, в одном из самых тоталитарных и закрытых государств планеты, существует очень жесткое уголовное наказание за употребление, производство и распространение некоторых наркотических веществ. Например, за стимуляторы, такие как амфетамин, предусматривается высшая мера наказания – расстрел. Однако при этом в КНДР совершенно отсутствует уголовное наказание за употребление, хранение и распространение марихуаны. В январе 2013 года интернет-ресурс NK News опубликовал статью о распространении курения марихуаны в стране. По данным издания, коноплю называют в КНДР "листовой табак". Она очень популярна среди всех слоев общества, особенно среди военнослужащих Корейской народной армии. Авторы NK News утверждают, что марихуана помогает простым северокорейцам отвлечься от тягостной реальности своей страны. Особое внимание NK News и Business Insider обращают на то, что самокрутки для курения конопли делают из газет, но при этом тщательно избегают использовать для этой цели листы с портретами вождей.

А в демократической Южной Корее ситуация с каннабисом диаметрально противоположна. Курение или хранение марихуаны там влечет за собой наказание в виде тюремного заключения сроком на 5 лет или штраф почти в 50 тысяч долларов. В 2004 году международную известность приобрело судебное решение в отношении актрисы Ким Бу Сон, которая была приговорена условно к восьми месяцам лишения свободы по обвинению в курении марихуаны. После этого приговора в Южной Корее правозащитники, в частности, активисты Национальной ассоциации профессоров за демократическое общество, потребовали от властей легализации марихуаны.

Заявление МИД России в адрес Уругвая – еще одно свидетельство того, какая наркополитика осуществляется в самой России. В интервью обозревателю "Новой газеты" Дмитрию Быкову только что освобожденный после десяти лет зоны Михаил Ходорковский спрашивает: "Вы знаете, что подавляющее большинство сидящих – наркоманы?.."

Виктор Резунков – корреспондент Радио Свобода в Петербурге