Новые изменения в пенсионном законодательстве России решают лишь текущие проблемы ее пенсионной системы
Российские власти с января начинают очередную реформу национальной системы пенсионного обеспечения, которая в полном объеме должна заработать через год. Однако многие эксперты уже называют ее ошибочной: изменения, предложенные правительством и поддержанные президентом, лишь загоняют решение пенсионной проблемы в новый тупик.
Российский президент Владимир Путин 30 декабря подписал пакет поправок в пенсионное законодательство, изменяющих сам порядок назначения страховых пенсий, в том числе и по старости. Сейчас их величина рассчитывается, в первую очередь, исходя из размера заработной платы выходящего на пенсию человека. Однако с 1 января 2015 года будущие пенсионные выплаты будут формироваться внешне по весьма сложной формуле – с учетом коэффициентов или баллов, применяемых индивидуально. Кроме того, по словам доктора экономических наук, профессора Евгения Гонтмахера, далеко не последнее место в размере начислений будет играть и общая ситуация с бюджетом Пенсионного фонда:
– Формула не такая сложная. Просто это сделано для иллюстрации неясности того, какой теперь будет у людей пенсия. Почему эта формула получилась такой длинной, с корнями и логарифмами? Все очень просто: теперь правительство каждый год будет устанавливать стоимость рубля, который за нас работодатель перечислил в Пенсионный фонд. Каждый год это будет коэффициент, который будет зависеть от наполняемости Пенсионного фонда, который сейчас имеет дыру в полтора триллиона рублей. Предполагается, что при помощи этой формулы в течение 5-10-15 лет дефицит будет сведен фактически к нулю, тот рубль, который на вас перечислен, он упадет на ваш счет в размере 80 или 70 копеек. Поэтому каждый год ваша будущая пенсия будет меняться, ее будет невозможно посчитать ни в какой момент, – говорит Евгений Гонтмахер.
Согласно вступившим в силу поправкам, сам возраст выхода на пенсию в России остается прежним – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако при этом большее значение в расчете теперь будет иметь трудовой стаж, который дает человеку право получать не минимальную социальную, а нормальную страховую пенсию по старости. В 2015 году он составит 6 лет, далее с каждым годом это требование будет увеличиваться на один год – в расчете на то, что уже в 2024 году минимальный трудовой стаж вырастет до 15 лет.
Однако эти изменения в пенсионном законодательстве не являются главными новшествами, к которым придется привыкать российским гражданам. Уже в нынешнем году под предлогом ужесточения требований к негосударственным пенсионным фондам правительство, по сути, отменяет перечисление накопительных пенсионных взносов в пенсионную систему страны. Ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Оксана Синявская напоминает, что пока мораторий на формирование пенсионных накоплений введен, по меньшей мере, на год:
– Что будет в 2015 году, до сих пор непонятно. К сожалению, у меня есть опасения, что этот мораторий может быть продлен, поскольку дефицит Пенсионного фонда и ухудшение макроэкономической ситуации не позволяют надеяться, что правительство сможет изыскать какие-то другие источники для исправления ситуации в пенсионной сфере.
Иначе говоря, в 2014 году все взносы на пенсионное обеспечение граждан будут направлены исключительно в распределительную часть, то есть на выплаты нынешним пенсионерам. За счет этого власти рассчитывают сократить текущий дефицит в пенсионной системе страны без дотаций из федерального бюджета. В нынешней экономической ситуации, говорит главный экономист Альфа Банка Наталия Орлова, такие решения вполне предсказуемы:
– За последние пять лет в странах Восточной Европы, которые тоже запускали накопительную пенсионную реформу в начале 2000-х годов, так же как и Россия, тоже прошел такой раунд переосмысления этого подхода. Это изначально было связано с тем, что переход к накопительным пенсиям сопровождался некоторым выбыванием доходов государственного Пенсионного фонда, то есть эти средства начинали аккумулировать на частных пенсионных счетах. Пока темпы роста экономик до 2008 года были высокие, бюджеты это не чувствовали, после 2008 года стало очевидно, что бюджетам многих стран (и Россия не исключение) перестало хватать денег, и правительства стали смотреть на дополнительные ресурсы.
Принятые депутатами поправки в пенсионные законы пока сохраняют само понятие накопительной части пенсии – после вступления их в силу она выводится из состава страховой части, становясь полностью самостоятельной. Также законы предусматривают и сохранение в стране негосударственных пенсионных фондов – но уже после их акционирования и под жестким контролем Центрального банка. Однако споры о том, нужно ли в перспективе вообще сохранять накопительную компоненту, в обществе пока не завершены. Депутат Государственной думы Оксана Дмитриева, например, ничего полезного в ней не видит:
– И накопительная часть, и страховая так или иначе гарантирована законом. Но по накопительной части, которая находится в негосударственных пенсионных фондах, государство гарантирует только номинал. Вот вы вложили 300 рублей, вот вам через 30 лет эти 300 рублей и дадут. А по страховой части пенсии государство по закону гарантирует вам как минимум индексацию на инфляцию, а в общем по страховой части пенсии – на темп роста доходов Пенсионного фонда, то есть на темп роста средней заработной платы. Мы видим, что по страховой части пенсий у нас была индексация 15 процентов ежегодно, а доходность по накопительной части среднегодовая 6,5 процента. То есть практически в два с половиной раза меньше, – утверждает Оксана Дмитриева.
Поэтому многие эксперты не верят в искренность намерений правительства восстановить в дальнейшем формирование накопительных пенсионных сбережений. Наталия Орлова напоминает, что те же страны Восточной Европы, частично сохраняя накопительный элемент, вынуждены были компенсировать бюджетные потери другими решениями, в том числе, повышением пенсионного возраста. В России, по ее словам, сейчас такой возможности нет, а потому в перспективе власти, скорее всего, вернутся к полностью распределительной системе:
– Может быть, не сразу, а постепенно, но от накопительной компоненты будут отказываться. Я не думаю, что это будет сделано каким-то жестким силовым решением, я думаю, что, скорее всего, правительство простимулирует население самостоятельно сделать такой выбор. В Венгрии, например, населению был предложен очень четкий выбор: либо население просто живет на свои деньги на пенсии, либо оно полностью возвращается в распределительную систему. Не нужно гадать, конечно же, люди предпочтут быть на довольствии государства, потому что выходить полностью в свободное плавание очень рискованно.
Но можно ли решить проблемы российской пенсионной системы только лишь за счет частичного или даже полного отказа от накопительной части пенсионных отчислений? Оксана Синявская в этом очень сильно сомневается, считая, что проблемы здесь гораздо более глубокие:
– Они связаны со старением населения, и в ближайшие годы ситуация будет очень резко ухудшаться. У нас будет расти число пенсионеров, будет сокращаться число трудоспособного населения.
Поэтому мы будем иметь постоянно сокращающуюся базу поступлений в пенсионную систему. Решить проблему только с помощью изъятия пенсионных накоплений не удастся: сейчас эти деньги формировались в рамках накопительной системы, а если государство накопительную систему закрывает, то его обязательства перед будущими поколениями пенсионеров в рамках распределительной системы автоматически возрастают, и нужно будет где-то искать деньги, – предупреждает Оксана Синявская.
Схожее мнение и у главного экономиста Альфа Банка Наталии Орловой. Она считает, что проблемы Пенсионного фонда и вообще пенсионной системы в России можно решить только стимулированием экономического роста:
– Нам нужно стимулировать экономический рост, создавать рабочие места, обеспечивать население работой и источниками доходов, и тогда население будет иметь возможность финансово делать большие отчисления в пенсионные фонды, и компании будут иметь эту финансовую возможность. Вопрос можно решать тактически, можно решать стратегически. Стратегически – это что-то делать с экономическим ростом. А заниматься балансировкой бюджета Пенсионного фонда – это тактика, она может принести плоды, но она не решает в долгосрочной перспективе проблему.
Иначе говоря, новые инициативы властей по реформированию пенсионной системы неэффективны и лишь загоняют процесс в тупик. Принимаемые решения, согласна ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Оксана Синявская, будут способны немного слабить напряжение вокруг пенсий на ближайшие несколько лет. Однако по ее словам, они усугубляют проблему на будущее, а потому к вопросу о новой пенсионной реформе государству еще придется вернуться.
Российский президент Владимир Путин 30 декабря подписал пакет поправок в пенсионное законодательство, изменяющих сам порядок назначения страховых пенсий, в том числе и по старости. Сейчас их величина рассчитывается, в первую очередь, исходя из размера заработной платы выходящего на пенсию человека. Однако с 1 января 2015 года будущие пенсионные выплаты будут формироваться внешне по весьма сложной формуле – с учетом коэффициентов или баллов, применяемых индивидуально. Кроме того, по словам доктора экономических наук, профессора Евгения Гонтмахера, далеко не последнее место в размере начислений будет играть и общая ситуация с бюджетом Пенсионного фонда:
Каждый год ваша будущая пенсия будет меняться, ее будет невозможно посчитать ни в какой момент
Согласно вступившим в силу поправкам, сам возраст выхода на пенсию в России остается прежним – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако при этом большее значение в расчете теперь будет иметь трудовой стаж, который дает человеку право получать не минимальную социальную, а нормальную страховую пенсию по старости. В 2015 году он составит 6 лет, далее с каждым годом это требование будет увеличиваться на один год – в расчете на то, что уже в 2024 году минимальный трудовой стаж вырастет до 15 лет.
Что будет в 2015 году, до сих пор непонятно. К сожалению, у меня есть опасения, что этот мораторий может быть продлен
– Что будет в 2015 году, до сих пор непонятно. К сожалению, у меня есть опасения, что этот мораторий может быть продлен, поскольку дефицит Пенсионного фонда и ухудшение макроэкономической ситуации не позволяют надеяться, что правительство сможет изыскать какие-то другие источники для исправления ситуации в пенсионной сфере.
Иначе говоря, в 2014 году все взносы на пенсионное обеспечение граждан будут направлены исключительно в распределительную часть, то есть на выплаты нынешним пенсионерам. За счет этого власти рассчитывают сократить текущий дефицит в пенсионной системе страны без дотаций из федерального бюджета. В нынешней экономической ситуации, говорит главный экономист Альфа Банка Наталия Орлова, такие решения вполне предсказуемы:
– За последние пять лет в странах Восточной Европы, которые тоже запускали накопительную пенсионную реформу в начале 2000-х годов, так же как и Россия, тоже прошел такой раунд переосмысления этого подхода. Это изначально было связано с тем, что переход к накопительным пенсиям сопровождался некоторым выбыванием доходов государственного Пенсионного фонда, то есть эти средства начинали аккумулировать на частных пенсионных счетах. Пока темпы роста экономик до 2008 года были высокие, бюджеты это не чувствовали, после 2008 года стало очевидно, что бюджетам многих стран (и Россия не исключение) перестало хватать денег, и правительства стали смотреть на дополнительные ресурсы.
Принятые депутатами поправки в пенсионные законы пока сохраняют само понятие накопительной части пенсии – после вступления их в силу она выводится из состава страховой части, становясь полностью самостоятельной. Также законы предусматривают и сохранение в стране негосударственных пенсионных фондов – но уже после их акционирования и под жестким контролем Центрального банка. Однако споры о том, нужно ли в перспективе вообще сохранять накопительную компоненту, в обществе пока не завершены. Депутат Государственной думы Оксана Дмитриева, например, ничего полезного в ней не видит:
По страховой части пенсий у нас была индексация 15 процентов ежегодно, а доходность по накопительной части среднегодовая 6,5 процента
Поэтому многие эксперты не верят в искренность намерений правительства восстановить в дальнейшем формирование накопительных пенсионных сбережений. Наталия Орлова напоминает, что те же страны Восточной Европы, частично сохраняя накопительный элемент, вынуждены были компенсировать бюджетные потери другими решениями, в том числе, повышением пенсионного возраста. В России, по ее словам, сейчас такой возможности нет, а потому в перспективе власти, скорее всего, вернутся к полностью распределительной системе:
Люди предпочтут быть на довольствии государства, потому что выходить полностью в свободное плавание очень рискованно
Но можно ли решить проблемы российской пенсионной системы только лишь за счет частичного или даже полного отказа от накопительной части пенсионных отчислений? Оксана Синявская в этом очень сильно сомневается, считая, что проблемы здесь гораздо более глубокие:
– Они связаны со старением населения, и в ближайшие годы ситуация будет очень резко ухудшаться. У нас будет расти число пенсионеров, будет сокращаться число трудоспособного населения.
У нас будет расти число пенсионеров, будет сокращаться число трудоспособного населения
Схожее мнение и у главного экономиста Альфа Банка Наталии Орловой. Она считает, что проблемы Пенсионного фонда и вообще пенсионной системы в России можно решить только стимулированием экономического роста:
– Нам нужно стимулировать экономический рост, создавать рабочие места, обеспечивать население работой и источниками доходов, и тогда население будет иметь возможность финансово делать большие отчисления в пенсионные фонды, и компании будут иметь эту финансовую возможность. Вопрос можно решать тактически, можно решать стратегически. Стратегически – это что-то делать с экономическим ростом. А заниматься балансировкой бюджета Пенсионного фонда – это тактика, она может принести плоды, но она не решает в долгосрочной перспективе проблему.
Иначе говоря, новые инициативы властей по реформированию пенсионной системы неэффективны и лишь загоняют процесс в тупик. Принимаемые решения, согласна ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Оксана Синявская, будут способны немного слабить напряжение вокруг пенсий на ближайшие несколько лет. Однако по ее словам, они усугубляют проблему на будущее, а потому к вопросу о новой пенсионной реформе государству еще придется вернуться.