В Египте начался референдум по проекту новой конституции страны, запрещающей партии на религиозной основе
14 января в Египте начался двухдневный всенародный референдум по проекту новой конституции страны. Его главное отличие от предыдущего основного закона – запрет на формирование в Египте партий на религиозной основе. Прежняя конституция, которая была утверждена в декабре 2012 года, вызвала много споров в египетском обществе и в итоге была отменена военными, которые сместили с поста президента исламиста Мухаммеда Мурси.
Судебный процесс по делу Мурси начнется 28 января. Он обвиняется в организации побега из тюрьмы с помощью иностранных боевиков.
28 января 2011 года Мохаммед Мурси вместе с другими лидерами исламистского движения "Братья-мусульмане" бежал из тюрьмы, где находился после ареста во время 18-дневного восстания, которое привело к свержению президента Хосни Мубарака в феврале того же года. В июне 2012 года Мурси стал первым демократически избранным президентом Египта.
Теперь против него возбуждены три уголовных дела, в том числе по обвинению в подстрекательстве к насилию при содействии иностранных боевиков, что, по мнению новых властей Египта, привело к гибели демонстрантов во время волнений в период его пребывания у власти. По этому обвинению ему грозит смертная казнь. Антиправительственные выступления сотрясают Египет с момента отстранения Мурси от власти 3 июля прошлого года. Этому предшествовали выступления против его правления.
Новое временное руководство страны, опирающееся на военных, проводит масcовые аресты руководителей и активистов движения "Братья-мусульмане", которое объявлено в Египте террористической организацией.
О перспективах принятия новой конституции рассуждает востоковед, специалист по странам арабского мира Елена Супонина:
– Настроения египтян показывают, что за новый вариант конституции, скорее всего, проголосует большинство населения. Нельзя исключать и использование административного ресурса. У власти находятся военные, в том числе и те из военных, которые симпатизируют прежним силам, стоявшим за властью свергнутого президента Египта Хосни Мубарака. Они будут добиваться, чтобы новый вариант конституции был принят.
Египетское общество расколото. И если взять ту же армию, а она сейчас самый сильный игрок на египетской политической площадке, то и там настроения разные. Среди военных есть и те, кто симпатизирует режиму Мубарака, и те, кто втайне сотрудничает с исламистами. Так было в Египте всегда. Вспомним покушение на Анвара Садата, президента Египта, которого убили на параде исламисты. Но сейчас все-таки светски настроенные египетские военные находятся на коне. Они задают тон. И под их музыку будет танцевать весь египетский политический истеблишмент. Это означает, что мало сомнений в том, что новый проект конституции будет принят, потому что военные его уже одобрили.
– Лидеры отстраненных от власти "Братьев-мусульман" призывают голосовать против вынесенного на референдум проекта конституции. У них довольно много сторонников. Следует ли ожидать очередного обострения внутриполитической ситуации в Египте?
– Я не исключаю, что ситуация в Египте обострится как накануне референдума, так и во время его проведения и сразу после. Она будет оставаться нестабильной еще долгое время. Все предыдущие референдумы, которые состоялись после свержения в 2011 году долголетнего властителя Египта Хосни Мубарака, свидетельствовали о том, что египетское общество расколото. Разница в голосах была иногда несколько процентов, в любом случае меньше десяти. И этот расклад остается до сих пор. Египетское общество разделено на три почти равных части. Первая – это те, кто хочет более светского пути для развития Египта. Это либералы, левые силы. Это крупная буржуазия. Вторая часть – это в основном те, кто носит бороды, если говорить о мужчинах, а если о женщинах – те, кто носит платки, хиджабы. Люди, которые считают, что египетская политическая система должна основываться на нормах шариата. Они ратуют за то, чтобы в общество вернулась мораль, основанная на исламских порядках. Они считают, что только при таком порядке может быть обеспечено справедливое распределение доходов. К этим же слоям примыкает часть мелкой буржуазии, беднота, то есть те люди, которые рассчитывают, что ислам – это решение всех проблем, ислам поможет установить в обществе справедливость. А третья часть – это те, кому почти всегда все равно, если только к ним уже не приходят в дом с автоматами в руках. Это так называемая "диванная партия", или "партия софы". Те, кто вообще не ходит ни на какие выборы, кто рассчитывает отсидеться.
– Почему для военных настолько принципиальна ликвидация возможности формировать партию по религиозному принципу?
– В новом проекте египетской конституции остается известная статья №2, которая говорит о том, что египетский строй основывается на нормах шариата. Так было и при Садате, так было и при Мубараке, так сохраняется до сих пор. Но вопрос в том, как трактуется эта статья. При "Братьях-мусульманах", в их проекте конституции, которую половина избирателей Египта все-таки одобрила, там было еще пояснение к этой статье, которое вызывало многочисленные споры. Там говорилось, что преимущество имеют мусульмане суннитского толка. А надо учитывать, что в Египте есть и определенное количество мусульман-шиитов. В Египте есть много христиан, в основном, это христиане-копты. В Египте, при всей религиозности его общества, есть атеисты, есть верующие мусульмане, настроенные более либерально, более светски, те, кто не приемлет норм шариата. Их эта поправка больше всего настораживала. Потому что "Братья-мусульмане" могли ее толковать в свою пользу. Что в результате и получалось, и учитывалось при назначении, например, служащих на важные государственные посты при президенте Мухаммеде Мурси. Сейчас эта поправка из конституции изъята. Военные полагают, что большей исламизации общества допускать нельзя. Еще и потому, что это не соответствует их бизнес-интересам. Военные в Египте – это еще и крупный бизнес и промышленные корпорации. В руках военных находятся важные предприятия, причем не только те, которые обеспечивают армию довольствием или одеждой, но и те, кто работает на продажу товаров обычным слоям населения. При исламистах у этой части военных возникло подозрение, что рано или поздно до них доберутся и что-то, может быть, отберут в пользу беднейших слоев населения. Такие тенденции просматривались. Я лично неоднократно общалась с Мухаммедом Мурси. И хотя он и говорил о том, что динамичное развитие Египта будет обеспечено только коалициями, в том числе союзом с военными, звучали и намеки на то, что кое-что у самых богатых надо отобрать. Теперь об этих разговорах будет забыто.
Судебный процесс по делу Мурси начнется 28 января. Он обвиняется в организации побега из тюрьмы с помощью иностранных боевиков.
28 января 2011 года Мохаммед Мурси вместе с другими лидерами исламистского движения "Братья-мусульмане" бежал из тюрьмы, где находился после ареста во время 18-дневного восстания, которое привело к свержению президента Хосни Мубарака в феврале того же года. В июне 2012 года Мурси стал первым демократически избранным президентом Египта.
Теперь против него возбуждены три уголовных дела, в том числе по обвинению в подстрекательстве к насилию при содействии иностранных боевиков, что, по мнению новых властей Египта, привело к гибели демонстрантов во время волнений в период его пребывания у власти. По этому обвинению ему грозит смертная казнь. Антиправительственные выступления сотрясают Египет с момента отстранения Мурси от власти 3 июля прошлого года. Этому предшествовали выступления против его правления.
Новое временное руководство страны, опирающееся на военных, проводит масcовые аресты руководителей и активистов движения "Братья-мусульмане", которое объявлено в Египте террористической организацией.
О перспективах принятия новой конституции рассуждает востоковед, специалист по странам арабского мира Елена Супонина:
– Настроения египтян показывают, что за новый вариант конституции, скорее всего, проголосует большинство населения. Нельзя исключать и использование административного ресурса. У власти находятся военные, в том числе и те из военных, которые симпатизируют прежним силам, стоявшим за властью свергнутого президента Египта Хосни Мубарака. Они будут добиваться, чтобы новый вариант конституции был принят.
Египетское общество расколото. И если взять ту же армию, а она сейчас самый сильный игрок на египетской политической площадке, то и там настроения разные. Среди военных есть и те, кто симпатизирует режиму Мубарака, и те, кто втайне сотрудничает с исламистами. Так было в Египте всегда. Вспомним покушение на Анвара Садата, президента Египта, которого убили на параде исламисты. Но сейчас все-таки светски настроенные египетские военные находятся на коне. Они задают тон. И под их музыку будет танцевать весь египетский политический истеблишмент. Это означает, что мало сомнений в том, что новый проект конституции будет принят, потому что военные его уже одобрили.
– Лидеры отстраненных от власти "Братьев-мусульман" призывают голосовать против вынесенного на референдум проекта конституции. У них довольно много сторонников. Следует ли ожидать очередного обострения внутриполитической ситуации в Египте?
– Я не исключаю, что ситуация в Египте обострится как накануне референдума, так и во время его проведения и сразу после. Она будет оставаться нестабильной еще долгое время. Все предыдущие референдумы, которые состоялись после свержения в 2011 году долголетнего властителя Египта Хосни Мубарака, свидетельствовали о том, что египетское общество расколото. Разница в голосах была иногда несколько процентов, в любом случае меньше десяти. И этот расклад остается до сих пор. Египетское общество разделено на три почти равных части. Первая – это те, кто хочет более светского пути для развития Египта. Это либералы, левые силы. Это крупная буржуазия. Вторая часть – это в основном те, кто носит бороды, если говорить о мужчинах, а если о женщинах – те, кто носит платки, хиджабы. Люди, которые считают, что египетская политическая система должна основываться на нормах шариата. Они ратуют за то, чтобы в общество вернулась мораль, основанная на исламских порядках. Они считают, что только при таком порядке может быть обеспечено справедливое распределение доходов. К этим же слоям примыкает часть мелкой буржуазии, беднота, то есть те люди, которые рассчитывают, что ислам – это решение всех проблем, ислам поможет установить в обществе справедливость. А третья часть – это те, кому почти всегда все равно, если только к ним уже не приходят в дом с автоматами в руках. Это так называемая "диванная партия", или "партия софы". Те, кто вообще не ходит ни на какие выборы, кто рассчитывает отсидеться.
– Почему для военных настолько принципиальна ликвидация возможности формировать партию по религиозному принципу?
Военные полагают, что большей исламизации общества допускать нельзя. Еще и потому, что это не соответствует их бизнес-интересам. Военные в Египте – это еще и крупный бизнес и промышленные корпорации. В руках военных находятся важные предприятия, причем не только те, которые обеспечивают армию довольствием или одеждой, но и те, кто работает на продажу товаров обычным слоям населения
– В новом проекте египетской конституции остается известная статья №2, которая говорит о том, что египетский строй основывается на нормах шариата. Так было и при Садате, так было и при Мубараке, так сохраняется до сих пор. Но вопрос в том, как трактуется эта статья. При "Братьях-мусульманах", в их проекте конституции, которую половина избирателей Египта все-таки одобрила, там было еще пояснение к этой статье, которое вызывало многочисленные споры. Там говорилось, что преимущество имеют мусульмане суннитского толка. А надо учитывать, что в Египте есть и определенное количество мусульман-шиитов. В Египте есть много христиан, в основном, это христиане-копты. В Египте, при всей религиозности его общества, есть атеисты, есть верующие мусульмане, настроенные более либерально, более светски, те, кто не приемлет норм шариата. Их эта поправка больше всего настораживала. Потому что "Братья-мусульмане" могли ее толковать в свою пользу. Что в результате и получалось, и учитывалось при назначении, например, служащих на важные государственные посты при президенте Мухаммеде Мурси. Сейчас эта поправка из конституции изъята. Военные полагают, что большей исламизации общества допускать нельзя. Еще и потому, что это не соответствует их бизнес-интересам. Военные в Египте – это еще и крупный бизнес и промышленные корпорации. В руках военных находятся важные предприятия, причем не только те, которые обеспечивают армию довольствием или одеждой, но и те, кто работает на продажу товаров обычным слоям населения. При исламистах у этой части военных возникло подозрение, что рано или поздно до них доберутся и что-то, может быть, отберут в пользу беднейших слоев населения. Такие тенденции просматривались. Я лично неоднократно общалась с Мухаммедом Мурси. И хотя он и говорил о том, что динамичное развитие Египта будет обеспечено только коалициями, в том числе союзом с военными, звучали и намеки на то, что кое-что у самых богатых надо отобрать. Теперь об этих разговорах будет забыто.