Лениниана или мертвечина

Фрагмент памятника Ленину в Тирасполе. Скульптор Николай Томский. 1975 год

От Антарктиды до Якутска стоят памятники Владимиру Ленину. Как создавался и как разрушался ленинский скульптурный канон?
90 лет назад - 21 января 1924 года - скончался Владимир Ленин. По данным на 2003 год, в России насчитывалось 1800 памятников Ленину. Памятники вождю Октябрьской революции и создателю советского государства воздвигали вплоть до 1989 года. Многие из них украшают площади, парки и скверы российских городов до сих пор.

В Советском Союзе существовало единое правило в отношении того, как должен выглядеть облик Ленина. Специальные художественные советы следили за тем, чтобы портреты Ленина строго соответствовали установленным канонам и стандартам.

Создателем этого канона считался художник и скульптор Николай Андреев, автор великолепного памятника грустному Николаю Гоголю во дворе дома на

Памятник Ленину в Улан-Удэ. Вес изваяния - 42 тонны. Авторы - Георгий и Юрий Нерода

Никитском бульваре, где скончался великий писатель. Андреев рисовал Ленина с натуры. Портреты Ленина, сделанные Андреевым, тиражировались, а самый известный был изображен на партийном билете члена КПСС. Наиболее крупная репродукция с портрета Андреева висела неподалеку от гостиницы "Спутник" на Ленинском проспекте в Москве.

Каждый художник или скульптор, который брался за новый портрет Ленина, должен был иметь перед глазами этот портрет Андреева, чтобы не нарушить канон. Иначе работа могла оказаться напрасной и её не принимали. Всё в лице и фигуре Ленина должно было быть реалистичным. Руки и ноги обрезать было нельзя. Черты лица всегда были примерно одними и теми же. Отсюда возникало ощущение, что памятники Ленину сделаны словно одной рукой, будто по лекалу. Даже ботинки на памятнике были одинаковыми, откуда и пошло выражение "Простой, как ленинский ботинок".

"Ленин-вождь". Скульптор Николай Андреев. 1931 год

Конечно, никто из скульпторов по своей инициативе памятник Ленину исполнить не мог. А тот, кто пытался это сделать, мог легко столкнуться с неприятностями. Создание памятника Ленину было сложным процессом получения и воплощения государственного заказа, который далеко не всем можно было доверить и который далеко не все могли довести до конца. Художники же оставались художниками. Многие были людьми выпивавшими, могли брякнуть что-нибудь не то и лишиться заказа. Отвлекались. Но была и некая обойма скульпторов, которым власть доверяла. "Наш борода!" – с любовью называл скульптора Меркурова Клим Ворошилов.

Или, например, Вениамин Пинчук – автор главного памятника Ленину, установленному к столетию вождя в Кремле. Соблюдал все каноны. Делал все как надо. Ильич сидит, Ильич задумался о народе. Подразумевалось, что так и ленинская партия всегда думает о народе. Иллюстрация мифа. Ленинградский скульптор Пинчук был учеником Мухиной и Матвеева и делал только памятники Ленину. Этот стиль стал стилем времени. Тот его Ленин, что стоял в Кремле, Борис Ельцин, придя к власти, отправил в Горки.

Примерно то же самое относилось и к Сталину. Портреты, в которых был хоть какой-нибудь намек на гротеск (а Ленин давал повода для гротеска не меньше, чем Сталин), надолго закрывались в запасниках, как это произошло со знаменитым портретом кисти Георгия Рублева, вновь появившемся на стенах Третьяковки только после перестройки.

Кстати, в гитлеровской Германии примерно такое же правило существовало в отношении скульптурных портретов Гитлера. На показанной в 2010 году в Берлине экспозиции портретов Гитлера на выставке "Гитлер и немцы" было нетрудно обнаружить, что гитлеры исполнены примерно по одному лекалу, а за образец взят портрет, сделанный любимцем фюрера Арно Брекером. Когда Красная армия вошла в поместье Брекера во Врицене, в Йекельсбрух, подаренный Брекеру Гитлером к его 40-летию, глазам воинов предстали разбросанные как ночные горшки бюсты фюрера. В Музее немецкой истории в Берлине фигура Ленина теперь соседствует с репликой статуи Арно Брекера "Вермахт", стоявшей у здания рейхсканцелярии.

Жизнь после смерти

Портрет Гитлера работы Арно Брекера назывался "Вождь" и стал каноном нацистского искусства

После смерти Ленина в январе 1924 года была создана комиссия по увековечиванию его памяти, а в Колонном зале дома союзов собрали известных художников и скульпторов, чтобы запечатлеть вождя в гробу. Автор знаменитой фигуры "Булыжник оружие пролетариата" Иван Шадр вспоминал, как двое суток без перерыва стоял у гроба Ленина и лепил изображение вождя. Повышенный интерес к факту смерти Ленина, глубокая травма, возникшая у большевиков после его кончины, надолго оставила след в массовом сознании и отразилась в так называемой Лениниане – многочисленных портретах в скульптуре и живописи, создававшихся советскими художниками.

В феврале 1924 года комиссия об увековечивании памяти Ленина под председательством Феликса Дзержинского объявила конкурс на лучшие работы. Из скульптурных лучшими были признаны творения Андреева и Шадра. Их рекомендовали к массовому производству и распространению. Андреев – в начале своей карьеры лиричный и тонкий мастер – так и не успел завершить композицию "Ленин-вождь", которую в 1932 году довел до конца его брат. Но в общем, для всех советских художников канон поначалу был един: Ленин – вождь, устремленный в будущее, предводитель и организатор всех побед, за спиной которого тихо присутствовал Сталин. Это только в 1960-е годы Ильича захотели видеть "самым человечным человеком".

Сразу после смерти Ленина, еще когда тело лежало в Горках, скульптор Сергей Меркуров снял с него посмертную маску. Меркуров был одним из тех, кто развивал каноническое изображение Ленина. Грек, рожденный в Армении, учившийся в Женеве и Мюнхене, Меркуров до середины 1920-х годов работал в манере югендстиля, и в некоторых его работах – например, в статуях Сталина – можно усмотреть плавные линии, свойственные ар-нуво. В 1918 году Меркуров беседовал с Лениным об установке в Москве 50 памятников великим людям. Об этой встрече с вождем Меркуров любил припоминать.

В 1926 году Меркуров исполнил посмертную маску Дзержинского, которая тоже стала стандартом при исполнении портретов "железного Феликса". Вообще, Меркуров сделал бесчисленное количество посмертных масок советских деятелей, которые теперь хранятся в доме-музее Меркурова в Гюмри. Армяне заботливо сохраняют память земляка, а вот в Москве в Тимирязевском парке мастерская Меркурова полностью разрушена. От нее не осталось и следа.

К концу жизни Меркурова образ Ленина под его резцом получил черты сверхчеловека. Заказчики требовали повторения ставшего привычным и апробированным образа. Нетрудно заместить, что в большинстве памятников Ленину, созданных Меркуровым, варьируется образ Ленина-оратора. У Ленина с вытянутой вперед рукой можно заметить что-то общее с фюрером и его широко известным приветствием. Интересно, что в гитлеровской Германии статуй фюрера не существовало – были только бюсты вождя, а роль столь необходимого тоталитарной пропаганде сверхчеловека выполняли гигантские Прометеи и Глашатаи Брекера.

При создании композиции "Смерть вождя" Меркуров сильно увлекся. Когда смотришь на эту работу в наши дни – если бы не явное портретное сходство лежащего обнаженного тела с Лениным – можно было бы подумать, что это какой-то вопиющий элемент скульптурного убранства площади или кладбища в Вене или Осло. Гранитную многофигурную скульптуру Меркуров направил в подарок Сталину к юбилею в 1949 году и по неосторожности прикрепил к ней ценник. Сталин ответил письменно: "Такой дорогой подарок принять не могу". Вскоре Меркурова сняли с поста Директора музея изобразительных искусств. Так начался его закат. Он умер на год раньше Сталина.

Шадр, Меркуров, Дейнека и Ленин

В конце 1920-х годов Иван Шадр поставил памятник Ленину высотой 16 метров в Грузии на месте слияния Арагви и Куры на Земо-Авчальской ГЭС. О новом монументе, который по тем временам был самым крупным памятником Ленину, Горький сказал: "Впервые человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален и заставляет забыть о классической традиции скульптуры".

Демонтаж памятника Ленину в Вильнюсе. 1992 год. Автор скульптор Николай Томский

В Грузии все памятники Ленину сейчас снесены. В том числе и первый, авторства Шадра. В Армении и Азербайджане – все снесены. В Азербайджане теперь ставят памятники Гейдару Алиеву. В Латвии, как ни странно, кое-что из лениных сохранилось. Многие памятники Ленина были подарены на Запад. В Молдове кое-какие скульптурные изображения советского периода восстановлены в начале 2000-х годов. В Таджикистане всё сохранились. В Туркмении, похоже, сохранился лишь один памятник Ленину, поставленный в начале 1920-х годов. Узбеки, судя по всему, всё снесли.

У так называемых тоталитарных художников того времени было нечто общее. Почти все они формировались и учились за пределами своих стран. Мухина, Меркуров, Шадр, Брекер – все они в молодости или учились в Париже, или находились под сильным влиянием французского искусства, особенно великих мастеров Бурделя, Родена и Рюда. Все они в один прекрасный день встретились с самим вождем и навсегда остались под влиянием его обаяния. Брекер писал в своих воспоминаниях "Сегодня я имел удовольствие встретиться с фюрером и завтракать с ним". До конца дней Меркуров вел переписку со Сталиным и консультировался с ним, как изображать "отца народов". Тот отвечал лаконично: "Лучше просто в шинели".

В воспоминаниях о Меркурове вы не встретите упоминания о том, использовался ли труд заключенных при создании гигантских статуй Ленина и Сталина (Брекер использовал труд военнопленных – это документально подтверждено). Но с учетом того, что мы знаем сегодня о строительстве канала Москва – Волга, нетрудно домыслить, как возводились эти изваяния. Меркуров только просит выделить ему 5 тысяч человек на строительство – и тут же получает рабочих. Меркурову принадлежит второй по величине памятник Ленину – в Дубне на канале Москва – Волга.

Ленин Меркурова стал буквально вездесущим. Он стоял в зале заседаний Верховного Совета Большого Кремлевского дворца, своим присутствием осеняя решения советской власти. Еще один до сих пор тихо притаился позади памятника Юрию Долгорукому перед Московской мэрией на Тверской во дворике бывшего архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Именно Ленин Меркурова попался под горячую руку активистам партии "Свобода" и бунтующей молодежи в Киеве – ценный отполированный гранит, из которого была изготовлена скульптура, разлетелась на сувениры. Меркуров очень любил использовать гранит. В ХХ веке он стал первым скульптором, обратившимся к граниту, практически не применявшемся в скульптуре со времен древневосточных цивилизаций. В Древнем Египте гранит считался символом вечности. Ленин в Киеве испытания вечностью не выдержал.

Памятники Ленину в Петербурге создавали Николай Томский, Михаил Аникушин, Матвей Манизер. Многие памятники Ленину поставил скульптор Григорий Ястребенецкий, который в воспоминаниях пишет о своих встречах с Брекером, любимцем Гитлера.

Памятник Ленину на Полюсе Недоступности на Антарктиде

Сейчас уже мало кто помнит, что художник, считающийся едва ли не самым тоталитарным из советских художников, Александр Дейнека не раз подвергался критике за формализм и за отход от канонов соцреализма. Его критиками выступали ортодоксы от живописи и искусствоведения. Но сам Дейнека – мастер журнальной графики и мозаики, великолепный скульптор – не сделал ни одного портрета Сталина, а единственная картина, на которой изображен Ленин (под названием "На прогулке с детьми"), довольно слаба с точки зрения живописи, хотя оригинальна по замыслу и композиции. Пожалуй, это единственная картина в советском искусстве, где Ленин изображен в автомобиле, правда, черты знаменитого ленинского "роллс-ройса" угадываются в нем с трудом. С моей точки зрения, при создании этой картины Дейнека явно, выражаясь современным языком, "прикололся", а может быть как мог отбивался от упреков в "формализме".

Ленина надо поприветствовать

В 1960-е годы, когда миф о Сталине официально развенчали и в Ленине начали искать черты "самого человечного человека", вождя изображали гимназистом, маленьким мальчиком: "Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной". Сакральность начала разрушаться. В портретах Ленина стали появляться черты, допускавшие ошибки и недостатки. Пьеса Михаила Шатрова "6 июля" о заговоре левых эсеров вызвала недовольство и опасение партийных ортодоксов. В журнале "Огонек" появились письма рабочих, недовольных тем, что авторы пьесы усмотрели в Ленине мятущийся и сомневающийся типаж.

На предпремьерный прогон пьесы Шатрова "Так победим!" в 1981 году во МХАТе явилось все брежневское руководство. Старческая глухота Брежнева привела к ряду комичных положений. При появлении Ленина, которого играл Александр Калягин, Брежневу громко на весь зал в ухо зашептали: "Это Ленин, Леонид Ильич". "Ленин?" – удивился Брежнев. "Надо бы поприветствовать", – со свойственной ему старческой сентиментальностью прореагировал генсек.

Художники эксплуатировали ленинскую тему нещадно. Некоторые пользовались пребыванием Ленина в Париже, Копенгагене или Лондоне, чтобы организовать себе командировки в столицы капстран, естественно, за государственный счет, якобы проехаться по ленинским местам, а на самом деле, чтобы съездить во Францию, Англию или Данию.

В Венгрии сохранились многие памятники Ленину. В Италии есть два памятника Ленину – один на Капри (прославленного скульптора Джакомо Манцу, который был коммунистом и чьи работы стоят и в музее Хиршхорн в Вашингтоне). Многие художники, напомню, были "леваками". Диего Риверу перестали пускать в США после того, как он вставил портрет Ленина в одну из своих американских фресок. В Берлине памятник работы Томского демонтировали в 1992 году.

Самая большая в мире статуя Ленина на Волго-Донском канале авторства Евгения Вучетича занесена в книгу рекордов Гиннесса

Самый большой памятник Ленину стоит на Волго-Донском канале. Он занесен в книгу рекордов Гиннесса и сменил статую Сталина такой же высоты. Но автор и у Ленина, и у Сталина один и тот же – Евгений Вучетич. Высота статуи – 27 метров, высота постамента 30 метров.

Очень многие памятники Ленину были демонтированы тихой сапой. И в 1990-е, и в 2000-е. Почему-то после Москвы и Ленинграда одно из первых мест по количеству памятников Ленину занимает Омск. В Ясной Поляне памятник Сталину был заменен памятником Ленину во время "оттепели".

Апофеозом воспевания Ленина стала сотая годовщина со дня его рождения. В Ульяновске был открыт мемориальный комплекс. На заднике Кремлевского дворца съездов был установлен логотип в виде портрета Ленина, исполненного ленинградским живописцем Андреем Мыльниковым. Он был собран из отдельных кусков и своим взглядом, устремленным вдаль, благословлял решения съездов КПСС.

За Ленина не беспокойтесь

В ту пору Ленина стали изображать рядом с сестрой Марией или с супругой, Надеждой Крупской. В Москве установили памятник Крупской работы прославленной советской скульпторессы Екатерины Белашевой.
Памятник Ленину и Крупской, установленный на улице Крупской в Москве, в 1989 году исполнил Олег Комов, который прославился своей Пушкинианой.

В странах советского блока канон при изображении Ленина не соблюдался так жестко, как в Советском Союзе. Поэтому статуи Ленина, устанавливавшиеся, скажем, в Венгрии или в Польше, советским людям практически не показывали, а случайно попадавшие в СССР фотографии этих памятников приводили в изумление советских художников. Отклонение от нормы объяснялось местной спецификой стран народной демократии.

Постамент сброшенного памятника Ленину в Киеве. Автор скульптуры - Сергей Меркуров

Например, памятник Ленину, установленный перед проходной металлургического комбината Нова-Гута на окраине Кракова, в Советском Союзе не появился бы. Он был установлен на низком постаменте, словно подчеркивая, что Ленин будто бы один из нас, только немного выше. Пальто, наброшенное на плечи, делало Ленина то ли безруким, то ли связанным по рукам и ногам. Автор памятника, скульптор Мариан Конечны, окончил Ленинградскую академии художеств и считался мэтром польской скульптуры. Он сделал знаменитую Варшавскую Нике – памятник героям Варшавы, руководил проектом воссоздания памятника Грюнвальду перед академией художеств в Кракове. Но художественные достоинства созданного им Ленина не спасали памятник от постоянных надругательств и осквернений. В 1989 году Ленин Мариана Конечного стал первой жертвой перемен: толпа скинула скульптуру с постамента. Когда несколько лет назад я встретился с Марианом Конечным в его мастерской и спросил, не жалко ли ему "того" Ленина, он ответил с подкупающей простотой: "За Ленина не беспокойтесь! Он уже давно в парке скульптур в Швеции, у одного чудака".

Ленина, некогда стоявшего в Будапеште, я, к своему изумлению, обнаружил перед какой-то закусочной в американском городе Сиэтл, на западном побережье США. Ленин выглядел странно, но вполне уверенным в себе. У западных людей, которых не перекормили Лениным, этот образ вызывал неподдельный интерес. Мой американский коллега, с которым мы работали на встрече "большой восьмерки", пресс-центр которой находился в Колонном зале дома союзов, хотел заполучить и отвезти к себе в Сан-Франциско огромную голову вождя. Она была спрятана за кулисами Колонного зала, но незаметно вытащить ее или купить не представлялось никакой возможности. Наверное, так она и пропала. Американцы, приезжавшие в Россию, недоумевали: "Почему у вас в каждом городе стоит памятник мистеру Шварцу с протянутой рукой, словно он пытается поймать такси". Правда, примерно так же они высказывались об изображениях Ататюрка в Турции.

Конец канона

К концу 1980-х годов, уже в перестроечную пору, в Москве поставили последний памятник Ленину – на Октябрьской, ныне Калужской площади. Создал его блюститель ленинских канонов Лев Кербель, в прошлом ученик и подмастерье Меркурова. Когда-то по заказу Фиделя Кастро Кербель установил памятник Ленину на Кубе. Одаренный портретист, Кербель начинал свою карьеру во время войны, запечатлевая героев Северного флота. От ленинской темы он перешел к марксистской. Две главные статуи Маркса так и стоят до сих пор – одна в Москве перед Большим театром, а другая – в городе Хемниц, в Восточной Германии.

Конец мифа о Ленине ознаменовался появлением книги Владимира Солоухина, где Ленин описывался как выживший из ума преступник. Затем на киноэкраны вышел фильм "Комедия строгого режима", где Ленина пародировал популярный комический актер Виктор Сухоруков, превращавшийся из опущенного зека сначала в артиста, играющего вождя, а после и в самого вождя. Появление такого фильма в брежневские времена, конечно, было и представить себе невозможно. В то время неизгладимое впечатление на Михаила Горбачева произвела картина Гелия Михайловича Коржева "Ленин и слепой". "Мы все, как он", – сказал Горбачев.

Ленин и Горький. Памятник у завода "Авиаагрегат" в Махачкале

Примерно в это же время заказ на создание портрета Ленина в технике флорентийской мозаики получил мой отец, художник-монументалист Герман Вячеславович Черемушкин. Это был первый портрет Ленина, созданный Германом, но не последний. Мозаику должны были установить в машинном зале Усть-Илимской ГЭС в Сибири. Кроме портрета отец должен был воспроизвести цитату из Ильича про электричество – любую, кроме "Социализм есть советская власть плюс электрификация всей страны". Отец пошел в библиотеку Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и стал искать соответствующую цитату, но ничего не нашел, и ему пришлось придумать цитату самому. В машинном зале Усть-Илимской ГЭС до сих пор в технике флорентийской мозаики написано "Я вижу Россию электрической. Ульянов-Ленин". На портрете Ленин выглядел самоуверенным злыднем. Точность цитаты или соответствие Ленина канону уже никто не проверял. В 1992 году, когда по стране прокатились перемены, отец сделал еще один портрет Ленина, уже не заказной, а так, для души. Ленин был изображен проснувшимся в ужасе в Мавзолее и в холодном поту схватившимся за голову. Миф о Ленине умер. Но почти по всему бывшему СССР, а также кое-где за пределами этих территорий остались стоять его статуи.

Беседа о параллелях между советской и нацистской тоталитарной скульптурой - слушайте здесь


Петр Черемушкин – кандидат искусствоведения, специалист по тоталитарной скульптуре