Фестиваль государственных театральных амбиций как дежавю
В субботу, 25 января, в Москве начинается двадцатый российский национальный театральный фестиваль "Золотая Маска". Конкурсная программа включает драму, оперу, балет, современный танец, оперетту, мюзикл и театр кукол. Конкурс продлится до 18 апреля, на сцене Большого театра будут объявлены лауреаты.
Двадцать лет назад фестиваль "Золотая Маска" был основан как проект, сочетавший амбиции, консервативные и новаторские театральные тенденции. Сегодня критики фестиваля говорят о том, что он близок к превращению в столичный театральный "междусобойчик", где из года в год награждаются одни и те же звезды. Можно ли судить о российской театральной жизни по конкурсной программе фестиваля? Комментирует редактор журнала "Вопросы театра" Марина Тимашева:
– Отбор на "Маску" отражает взгляды театральных критиков на состояние театра в России или, скорее, на тот театр, которым, с их точки зрения, он должен быть. Отбор осуществляет группа экспертов, смотрят они невероятное количество спектаклей, в этом году – более 760 постановок. Кто будет номинирован, решают большинством голосов. Это вполне демократическая процедура, но в результате все недовольны, всем кажется, что картина несколько искаженная. На мой взгляд, искажена она еще и тем, что нынешние театральные критики предпочитают такие спектакли, в которых ясно заявляет себя режиссерская концепция. А спектакли, полагающиеся на актеров и на режиссера, растворенного в актерах, они не очень жалуют. Не могу не упомянуть петербургскую постановку Григория Козлова в его новом театре "Мастерская" – это "Тихий Дон" по роману Шолохова. Он был показан на международном фестивале "Балтийский дом", и все мои иностранные коллеги абсолютно совпали в его оценке: это выдающийся спектакль; его сравнивают, например, с "Братьями и сестрами" Льва Додина, то есть со спектаклем-легендой. И он не попал в номинанты "Маски".
В любом случае сезон, который сейчас будет отмечать "Золотая Маска", был силен, и программа на этот раз сложилась очень интересная. Так что, честно говоря, не знаю, каким образом жюри, которое возглавит Адольф Шапиро, будет выбирать между, допустим, "Евгением Онегиным" Театра имени Вахтангова, "Добрым человеком из Сезуана" Театра имени Пушкина, "Участью Электры" в Молодежном театре и спектаклем "Коварство и любовь" Малого драматического театра. Я не видела еще провинциальных спектаклей, а они тоже могут ни в чем не уступать московской и петербургской программам, в которых есть еще Александринский театр, Театра Ленсовета со спектаклями Валерия Фокина и Юрия Бутусова.
– Все, о чем вы сейчас сказали, относится к драматическим театрам. Но ведь есть еще музыкальные. И здесь в номинации "Опера" лидирует Михайловский театр, представленный сразу тремя постановками. Большой театр представлен двумя, и двумя – "Новая опера". С петербуржцами и москвичами соперничает Театр оперы и балета Екатеринбурга со спектаклем "Борис Годунов". К слову, если иметь в виду все номинации, то количество провинциальных участников на нынешней "Маске" велико, как никогда, – 65 процентов. Если театр становится лауреатом, меняется ли его жизнь к лучшему?
– Чаще всего это относится к провинциальным театрам. Бывали даже случаи, когда актерам, получившим "Золотую Маску", местные власти выделяли квартиры. Не говоря уже о том, что этой наградой театры могут козырять, когда они просят о дополнительном финансировании, о каких-то гастролях и так далее. Что касается московской ситуации, упомянем для примера спектакль "Евгений Онегин" в Театре имени Вахтангова. Билеты на этот спектакль достать совершенно невозможно, несмотря на то, стоят они огромных денег, даже по московским меркам, и мне кажется, что этот спектакль продан как минимум на несколько месяцев вперед. Причем такое положение дел сложилось вокруг этого спектакля задолго до того, как "Золотая Маска" объявила о своих номинантах. Так что в Москве и, я думаю, в Петербурге действует преимущественно "сарафанное радио", люди не вникают особенно, кто кого за что наградил, они слушают тех, кто побывал на спектакле и что-то посоветовал. В ситуации с "Евгением Онегиным" молва опередила всех экспертов. То же самое могу сказать про "Доброго человека из Сезуана", про "Участь Электры", про спектакли Льва Додина "Коварство и любовь" и "Враг народа". И спектакль "Идеальный муж" в Московском художественном театре имени Чехова бьет все рекорды коммерческой популярности и посещаемости. Поэтому я не думаю, что "Золотая Маска" может как-то отразиться на том, будут ли смотреть эти спектакли или нет.
– А на чем она может отразиться, если речь идет о столичных театрах?
– На самочувствии самих актеров и режиссеров. Поскольку жюри сформировано в основном из практиков театра, то есть режиссеров, актеров и сценографов, то их мнение, их оценка (во всяком случае, так обычно говорят те, кого награждают), довольно существенна. Получается, что тебя признало профессиональное сообщество, что твоя работа имеет вес и ценность в его глазах. И это тоже существенно, потому что если мы сложим зрительскую любовь с почетными призами, которые получены из рук знаменитых режиссеров или знаменитых актеров, то, наверное, это уже не что иное, как такая полная картина театрального мира, – сказала Марина Тимашева.
Те, кого не награждают, думают иначе. "Коляда-театр" из Екатеринбурга четырежды номинировался на "Золотую Маску", но ни разу не получил ее, при этом театр любим и профессиональным сообществом, и столичной публикой. Художественный руководитель театра, драматург и режиссер Николай Коляда со свойственным ему веселым цинизмом в конце своих московских гастролей не только сообщил о любви к Путину, но и выразил отношение к "Золотой Маске": "Это все стало походить на Леонида Ильича Брежнева. "Ну, кому? Давайте Евгению Миронову восьмую штучку повесим". Слушайте, Россия велика и прекрасна, и спектаклей хороших так много, что представить себе нельзя".
Двадцать лет назад фестиваль "Золотая Маска" был основан как проект, сочетавший амбиции, консервативные и новаторские театральные тенденции. Сегодня критики фестиваля говорят о том, что он близок к превращению в столичный театральный "междусобойчик", где из года в год награждаются одни и те же звезды. Можно ли судить о российской театральной жизни по конкурсной программе фестиваля? Комментирует редактор журнала "Вопросы театра" Марина Тимашева:
– Отбор на "Маску" отражает взгляды театральных критиков на состояние театра в России или, скорее, на тот театр, которым, с их точки зрения, он должен быть. Отбор осуществляет группа экспертов, смотрят они невероятное количество спектаклей, в этом году – более 760 постановок. Кто будет номинирован, решают большинством голосов. Это вполне демократическая процедура, но в результате все недовольны, всем кажется, что картина несколько искаженная. На мой взгляд, искажена она еще и тем, что нынешние театральные критики предпочитают такие спектакли, в которых ясно заявляет себя режиссерская концепция. А спектакли, полагающиеся на актеров и на режиссера, растворенного в актерах, они не очень жалуют. Не могу не упомянуть петербургскую постановку Григория Козлова в его новом театре "Мастерская" – это "Тихий Дон" по роману Шолохова. Он был показан на международном фестивале "Балтийский дом", и все мои иностранные коллеги абсолютно совпали в его оценке: это выдающийся спектакль; его сравнивают, например, с "Братьями и сестрами" Льва Додина, то есть со спектаклем-легендой. И он не попал в номинанты "Маски".
Нынешние театральные критики предпочитают такие спектакли, в которых ясно заявляет себя режиссерская концепция
– Все, о чем вы сейчас сказали, относится к драматическим театрам. Но ведь есть еще музыкальные. И здесь в номинации "Опера" лидирует Михайловский театр, представленный сразу тремя постановками. Большой театр представлен двумя, и двумя – "Новая опера". С петербуржцами и москвичами соперничает Театр оперы и балета Екатеринбурга со спектаклем "Борис Годунов". К слову, если иметь в виду все номинации, то количество провинциальных участников на нынешней "Маске" велико, как никогда, – 65 процентов. Если театр становится лауреатом, меняется ли его жизнь к лучшему?
– А на чем она может отразиться, если речь идет о столичных театрах?
– На самочувствии самих актеров и режиссеров. Поскольку жюри сформировано в основном из практиков театра, то есть режиссеров, актеров и сценографов, то их мнение, их оценка (во всяком случае, так обычно говорят те, кого награждают), довольно существенна. Получается, что тебя признало профессиональное сообщество, что твоя работа имеет вес и ценность в его глазах. И это тоже существенно, потому что если мы сложим зрительскую любовь с почетными призами, которые получены из рук знаменитых режиссеров или знаменитых актеров, то, наверное, это уже не что иное, как такая полная картина театрального мира, – сказала Марина Тимашева.
Те, кого не награждают, думают иначе. "Коляда-театр" из Екатеринбурга четырежды номинировался на "Золотую Маску", но ни разу не получил ее, при этом театр любим и профессиональным сообществом, и столичной публикой. Художественный руководитель театра, драматург и режиссер Николай Коляда со свойственным ему веселым цинизмом в конце своих московских гастролей не только сообщил о любви к Путину, но и выразил отношение к "Золотой Маске": "Это все стало походить на Леонида Ильича Брежнева. "Ну, кому? Давайте Евгению Миронову восьмую штучку повесим". Слушайте, Россия велика и прекрасна, и спектаклей хороших так много, что представить себе нельзя".