«Время Джаза» на этой неделе посвящено английской букве «Е» в списках лучших компактных дисков Стива Харриса и Скотта Яноу.
Итак, английская буква «Е», притворяющаяся русской «Е»… Вот она разница детского бормотания и взрослых воплей!
Говорят вам «Е»! А в своем ли вы уме?
«И» идет не после «Д», а после «З»!
И – пошло-поехало. Я уже не говорю про французское «Е», которое чаще всего «Э»…
Хорошо, к делу: лучшие компактные диски на букву «Е», но сначала координаты:
- куда бы вас не занесла судьба – на северный полюс, в Сингапур, Малаховку, посёлок Шексна, в саму белокаменную или же куда-нибудь за Урал, вы можете слушать нас на коротких волнах «Свободы» или с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Парижске, где прием на коротких затруднен скоплением соборов и дворцов, Дмитрий Савицкий. Добро пожаловать в клуб «Времени Джаза»!
Duke Ellington - Happy-Go-Lucky Local – 5:00 (Duke Ellington and his Orchestra featuring Paul Gonsalves – Fantasy)
«Happy-Go-Lucky Local» - пьеска Эллингтона и Стрейхорна. Оркестр Дюка и тенор-саксофон Пола Гонзалвеса (официального солиста этой записи). Май 1962 года. Три звездочки за качество и две за запись в списке Стива Харриса. Харрис считает, что этот «железнодорожный» блюз – лучший из всех и даже забивает такую классику, как «Take the «A» Train». Оркестр Дюка, разгоняет ритм, удерживая в центре внимания сакс Гонзалвеса.
Стив Харрис предлагает еще семь дисков Дюка. Это «Джазовый Коктейль» - конец двадцатых, тридцатые годы; «Концерт в Пасадене», 1953 год; «Эллингтон-56»; «Side by Side», то есть «Рядышком» - с Джонни Ходжесом, 1958 год; «Эллингтон встречается с Хоком» - отличный компакт 1962 года; диск под чудесным названием «Дюк Эллингтон – SRO», что расшифровывается, как «только стоячие места», проще: - аншлаг, дамы и господа!
А вот Скотт Яноу выбрал «Ранние годы, 27-34», «Окей, Эллингтон!», «Оркестр Блентона-Уебстера» (последних двух у меня напрочь нет!), «Концерт в Фарго», «Концерт 43 года в Карнеги Холле», «Дальневосточную сюиту» и «Семидесятилетний юбилей».
Duke Ellington - Mount Harissa – 7:41 (Duke Ellington - The Far East Suite – Bluebird)
«Mount Harissa» - еще одна пьеса Дюка Эллингтона и Билли Стрейхорна на этот раз из «Дальневосточной сюиты».
Гора Харисса – на самом деле холм высотой в 650 метров над уровнем моря. Это важный паломнический центр ливанских христиан, он находится в 20 километрах от Бейрута в городе Джуния.
Дюк Эллингтон за роялем, соло на тенор-саксофоне Пола Гонзалвеса. Диск был записан в декабре 1966 года, в Нью-Йорке. Именно этот винил и повлиял на развитие американо-азиатского джаза. В 1999 году Энтони Браун записал целиком «The Far East Suite» с оркестром американо-азиатских музыкантов.
Авторы «Справочника по джазу» издательства «Пингвин», Ричард Кук и Браян Мортон, считали, что название «Дальневосточная Сюита» выбрано неудачно.
– «На самом деле, - писали они,- нужно было бы назвать этот винил «Ближневосточная или Около-Восточная сюита». Потому что почти все композиции, кроме одной "Ad Lib on Nippon", написанной после гастролей 1964 года по Японии, вдохновлены совсем иными путешествиями оркестра Дюка. Эти гении побывали в Бейруте, Аммане, Кабуле, Нью-Дели, в Шри-Ланке, Тегеране, Мадрасе, Мумбае, Багдаде, Каире, Стамбуле, Никосии, Александрии, в Афинах и Фессалониках, где гастроли оборвались на телеграмме: «Джон Фитцджеральд Кеннеди был убит в Далласе». Оркестр первым самолетом вернулся домой». КЦ.
«Время Джаза» на коротких волнах «Свободы. Вы можете так же слушать нас LIVE или в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Kurt Elling - Close your eyes – 6:06 (Kurt Elling - Close your eyes – Blue Note)
«Close your eyes», «Закрой глаза! Когда ты вновь откроешь их, я буду рядом. Так что положи голову на мое плечо и спи…» Курт Эллинг – вокал и аранжировка знаменитой песни-стандарта королевы «Аллеи Оловянных Кастрюль» Бёрнис Петкер. Лоренс Хобгуд – рояль; Эрик Хокберг – контрабас и Пол Вертико – ударные. 14 февраля 1994 года.
«Close your eyes» была первой студийной пластинкой чикагского певца. Скотт Яноу обещал ему блестящее будущее. Начиная с дебюта 1994 года, Эллинг записал еще десять альбомов. Он не простой певец: он пишет слова на музыку знаменитых джазовых композиций, казалось бы, вовсе не созданных для вербализации и вокализации. В его словесный охват попали и Чарльз Мингус, и Херби Хэнкок, и даже Джон Колтрейн. Но прежде всего, Курт Эллинг поет скэтом. Он и прославился в начале карьеры, как мэтр скэта. Как вы убедились, и в этой песне Бёрнис Петкер, меняя ритмы, он буквально, сломя голову, бросается в скэт.
В списке Стива Харриса Курта Эллинга нет, что естественно. Когда «Джаз на компактных дисках» Харриса вышел в издательстве «Саламандра» в 1987 году, Курт Эллинг все еще был в школе и лишь собирался поступить на факультет философии в Сент-Питере, Миннесота. Так что там, где у Скотта Яноу указан Эллинг, у Стива Харриса – в два раза больше дисков Билла Эванса и совсем иные - Гила Эванса (скорее всего, в попытке избежать наиболее популярных дисков, таких, как «Испанские Зарисовки» или «Прочь из кула»). Однако оба историка сходятся на вот этом диске не Гила, а Билла Эванса:
Bill Evans - Stella By Starlight – 4:50 (Bill Evans - Conversations With Myself – Verve)
«Stella By Starlight», «Стелла в звездном свете» - композиция Янга и Уашингтона. Билл Эванс играет на фоне собственной записи, фетрово боксирует со своей тенью. То есть это второй, конечный, вариант, наложенный на первый. Техника, известна, как overdubbing. Но на этом виниле есть и тройные наложения. Билл Эванс записал этот диск «Разговоры с самим собою» в январе и феврале 1963 года.
Прежде всего исправление, errata! Бенни Голсон, герой прошлого «Времени Джаза», играет в Москве 19 февраля, но не в Москве Российской Федерации, а в Москве, штат Айдахо! На сайте саксофониста на момент монтажа передачи точной, детальной, информации не было. Спасибо нашему слушателю Денису Барановичу из первопрестольной, который провел разведку боем и установил, что Голсон играет на 47-м фестивале Лайонела Хемптона на территории Университета города Москва штата Айдахо. Вот такой географический перекос! Огромное спасибо, Денис!
Закрывая занавес темы «Голсон на Свободе», хочу спросить, заметили ли вы, что Бенджамин в последней пьесе, на финишной прямой играл на саксе цитату из «Тоски» Джакомо Пуччини – «O dolci baci…»? Для меня это было полным сюрпризом!
Нет, дорогой Шура из Милова, увы, это всё еще «Время Джаза» на самых коротких, если они у вас есть, а так же трансляция с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене, съежившимся от грядущего снегопада, ваш ДС.
Gil Evans - Las Vegas Tango – 6:35 (Gil Evans - The Individualism of Gil Evans - Verve)
«Las Vegas Tango» - Гила Эванса. Оркестр Эванса, 6 апреля 1964 года, Уэбстер Холл, Нью-Йорк. Гил Эванс говорил, что это «…традиционный минорный блюз. Название я выбрал потому, что этот блюз звучит, как распахнутая долина. Всё же я вырос на Западе (США)». На вопрос Джин Лиз, почему Гил так часто дает испанские названия своим композициям пианист и композитор ответил: - «Может быть потому что я не нахожу нужных слов на английском. Несомненно, я весьма чуток к испанской музыке, но, если говорить серьезно, на меня повлияли французские импрессионисты и, тут уж никуда не деться, испанские, такие как Манюэль де Фалья». КЦ.
Гил Эванс родился в Торонто, но вырос в Калифорнии.
Скотт Яноу рекомендует так же такие диски Гила Эванса, как «Блюз на Орбите» и «Новая бутылка, старое вино». Стив Харрис предпочитает компакт Гила Эванса с гитаристом Кенни Баррелом «Формы гитары», СД «Жрица» и, что странно, диск «Британский оркестр», который он награждает лишь одной звездочкой…
Уточню: я продолжаю говорить о виниле, потому что, к примеру, «Гид Стива Харриса» и был первым справочником оцифровки – перехода с винила на СД, при этом, как и нынче, используются всегда, когда существует такая возможность, оригинальные записи, плёнка… Именно так проводит ремастеринг Руди ван Гельдер.
Roy Eldridge - Bye Bye Blackbird – 7:24 (Roy Eldridge - Montreux '77 – Pablo)
«Bye Bye Blackbird» Роя Хендерсона. Один из самых известных стандартов джаза. На самом деле это песня-стандарт Роя Хендерсона, музыка, и Морта Диксона, слова, стандарт который был запрещен в нацистской Германии. Комменатрии позже. Скажу лишь, что Джон Колтрейн получил премию «Грэмми» за лучшее соло за исполнение именно «Bye Bye Blackbird». «Прощай, черный дрозд…» В данном случае лучший СД трубача Роя Элдриджа «77 год, Монтрё», выбранный Скоттом Яноу. Элдридж, труба, играл с Оскаром Питерсоном, рояль; NHO Педерсеном – контрабас и Бобби Дорэмом – ударные на фестивале в Монтрё, Швейцария. 13 июля 1977 года. Элдриджу было 66 лет. Он родился 30 января 1911 года в Питсбурге.
Позвольте напомнить, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-3, а так же, вот тут подключается джазовое большинство, с нашего всемирно известного сайта www.svoboda.org. У микрофона, где-то там, восточнее Вены, ваш – ДС.
Herb Ellis - Blues for Janet – 7:11 (Herb Ellis - Nothing But the Blues – Fresh Sound)
«Blues for Janet», «Блюз для Джанет», Брауна и Эллиса. Последний джазмен на букву «Е» в списке Скотта Яноу. Честно говоря, я думал, что ему лет сто! Ан, ему всего лишь – 59 лет!
Хёрб Эллис, герой буквы «Е», то есть «И» - гитара; Рой Элдридж – герой той же буквы – труба; Стен Гетц (следующая неделя) – тенор-сакс; Рей Браун – контрабас и Стэн Ливи – ударные. 11 октября, 1957 года. (Где вы были в этот день? Если вы уже были…? Напишите!)
И как всегда – слёзы прощания! На этот раз я предлагаю компромиссный вариант. Этой дамы нет ни в первом, ни во втором списках. Это мой личный список. Если вы против, ОК! Топайте ногами и бейте посуду! Вот, что ОНА вытворяет!
Eliane Elias - Blue in Green – 4:49 (Eliane Elias - Here Is Something for You - Blue Note)
«Blue in Green» - Майлза Дейвиса и Билла Эванса. Есть у меня знакомый прозаик, который застрял на середине повести того же названия! Чудеснейшая Элиан Элис – форт-и-пиано; Марк Джонсон – контрабас и Джои Барон – ударные. Запись была сделана шесть лет назад. Элиан Элис выросла в Бразилии, но ее свинг стопроцентно нью-йоркский, как и её диск, посвященный, «Кое-что для тебя…» Биллу Эвансу.
На этом нам и придётся расстаться. Ваш ДС напоминает вам наш планетарный адрес: www.svoboda.org. Не забывайте, что я каждый день, rain or shine, жду ваших писем, имейлов и прочих бандеролей! До следующего «Времени Джаза».
Над сегодняшнем выпуском трудился звукорежиссер Александр Аркадьев. Всех вам благ, чао, бай-бай!
Говорят вам «Е»! А в своем ли вы уме?
«И» идет не после «Д», а после «З»!
И – пошло-поехало. Я уже не говорю про французское «Е», которое чаще всего «Э»…
Хорошо, к делу: лучшие компактные диски на букву «Е», но сначала координаты:
- куда бы вас не занесла судьба – на северный полюс, в Сингапур, Малаховку, посёлок Шексна, в саму белокаменную или же куда-нибудь за Урал, вы можете слушать нас на коротких волнах «Свободы» или с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Парижске, где прием на коротких затруднен скоплением соборов и дворцов, Дмитрий Савицкий. Добро пожаловать в клуб «Времени Джаза»!
Duke Ellington - Happy-Go-Lucky Local – 5:00 (Duke Ellington and his Orchestra featuring Paul Gonsalves – Fantasy)
«Happy-Go-Lucky Local» - пьеска Эллингтона и Стрейхорна. Оркестр Дюка и тенор-саксофон Пола Гонзалвеса (официального солиста этой записи). Май 1962 года. Три звездочки за качество и две за запись в списке Стива Харриса. Харрис считает, что этот «железнодорожный» блюз – лучший из всех и даже забивает такую классику, как «Take the «A» Train». Оркестр Дюка, разгоняет ритм, удерживая в центре внимания сакс Гонзалвеса.
Стив Харрис предлагает еще семь дисков Дюка. Это «Джазовый Коктейль» - конец двадцатых, тридцатые годы; «Концерт в Пасадене», 1953 год; «Эллингтон-56»; «Side by Side», то есть «Рядышком» - с Джонни Ходжесом, 1958 год; «Эллингтон встречается с Хоком» - отличный компакт 1962 года; диск под чудесным названием «Дюк Эллингтон – SRO», что расшифровывается, как «только стоячие места», проще: - аншлаг, дамы и господа!
А вот Скотт Яноу выбрал «Ранние годы, 27-34», «Окей, Эллингтон!», «Оркестр Блентона-Уебстера» (последних двух у меня напрочь нет!), «Концерт в Фарго», «Концерт 43 года в Карнеги Холле», «Дальневосточную сюиту» и «Семидесятилетний юбилей».
Duke Ellington - Mount Harissa – 7:41 (Duke Ellington - The Far East Suite – Bluebird)
«Mount Harissa» - еще одна пьеса Дюка Эллингтона и Билли Стрейхорна на этот раз из «Дальневосточной сюиты».
Гора Харисса – на самом деле холм высотой в 650 метров над уровнем моря. Это важный паломнический центр ливанских христиан, он находится в 20 километрах от Бейрута в городе Джуния.
Дюк Эллингтон за роялем, соло на тенор-саксофоне Пола Гонзалвеса. Диск был записан в декабре 1966 года, в Нью-Йорке. Именно этот винил и повлиял на развитие американо-азиатского джаза. В 1999 году Энтони Браун записал целиком «The Far East Suite» с оркестром американо-азиатских музыкантов.
Авторы «Справочника по джазу» издательства «Пингвин», Ричард Кук и Браян Мортон, считали, что название «Дальневосточная Сюита» выбрано неудачно.
– «На самом деле, - писали они,- нужно было бы назвать этот винил «Ближневосточная или Около-Восточная сюита». Потому что почти все композиции, кроме одной "Ad Lib on Nippon", написанной после гастролей 1964 года по Японии, вдохновлены совсем иными путешествиями оркестра Дюка. Эти гении побывали в Бейруте, Аммане, Кабуле, Нью-Дели, в Шри-Ланке, Тегеране, Мадрасе, Мумбае, Багдаде, Каире, Стамбуле, Никосии, Александрии, в Афинах и Фессалониках, где гастроли оборвались на телеграмме: «Джон Фитцджеральд Кеннеди был убит в Далласе». Оркестр первым самолетом вернулся домой». КЦ.
«Время Джаза» на коротких волнах «Свободы. Вы можете так же слушать нас LIVE или в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Kurt Elling - Close your eyes – 6:06 (Kurt Elling - Close your eyes – Blue Note)
«Close your eyes», «Закрой глаза! Когда ты вновь откроешь их, я буду рядом. Так что положи голову на мое плечо и спи…» Курт Эллинг – вокал и аранжировка знаменитой песни-стандарта королевы «Аллеи Оловянных Кастрюль» Бёрнис Петкер. Лоренс Хобгуд – рояль; Эрик Хокберг – контрабас и Пол Вертико – ударные. 14 февраля 1994 года.
«Close your eyes» была первой студийной пластинкой чикагского певца. Скотт Яноу обещал ему блестящее будущее. Начиная с дебюта 1994 года, Эллинг записал еще десять альбомов. Он не простой певец: он пишет слова на музыку знаменитых джазовых композиций, казалось бы, вовсе не созданных для вербализации и вокализации. В его словесный охват попали и Чарльз Мингус, и Херби Хэнкок, и даже Джон Колтрейн. Но прежде всего, Курт Эллинг поет скэтом. Он и прославился в начале карьеры, как мэтр скэта. Как вы убедились, и в этой песне Бёрнис Петкер, меняя ритмы, он буквально, сломя голову, бросается в скэт.
В списке Стива Харриса Курта Эллинга нет, что естественно. Когда «Джаз на компактных дисках» Харриса вышел в издательстве «Саламандра» в 1987 году, Курт Эллинг все еще был в школе и лишь собирался поступить на факультет философии в Сент-Питере, Миннесота. Так что там, где у Скотта Яноу указан Эллинг, у Стива Харриса – в два раза больше дисков Билла Эванса и совсем иные - Гила Эванса (скорее всего, в попытке избежать наиболее популярных дисков, таких, как «Испанские Зарисовки» или «Прочь из кула»). Однако оба историка сходятся на вот этом диске не Гила, а Билла Эванса:
Bill Evans - Stella By Starlight – 4:50 (Bill Evans - Conversations With Myself – Verve)
«Stella By Starlight», «Стелла в звездном свете» - композиция Янга и Уашингтона. Билл Эванс играет на фоне собственной записи, фетрово боксирует со своей тенью. То есть это второй, конечный, вариант, наложенный на первый. Техника, известна, как overdubbing. Но на этом виниле есть и тройные наложения. Билл Эванс записал этот диск «Разговоры с самим собою» в январе и феврале 1963 года.
Прежде всего исправление, errata! Бенни Голсон, герой прошлого «Времени Джаза», играет в Москве 19 февраля, но не в Москве Российской Федерации, а в Москве, штат Айдахо! На сайте саксофониста на момент монтажа передачи точной, детальной, информации не было. Спасибо нашему слушателю Денису Барановичу из первопрестольной, который провел разведку боем и установил, что Голсон играет на 47-м фестивале Лайонела Хемптона на территории Университета города Москва штата Айдахо. Вот такой географический перекос! Огромное спасибо, Денис!
Закрывая занавес темы «Голсон на Свободе», хочу спросить, заметили ли вы, что Бенджамин в последней пьесе, на финишной прямой играл на саксе цитату из «Тоски» Джакомо Пуччини – «O dolci baci…»? Для меня это было полным сюрпризом!
Нет, дорогой Шура из Милова, увы, это всё еще «Время Джаза» на самых коротких, если они у вас есть, а так же трансляция с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене, съежившимся от грядущего снегопада, ваш ДС.
Gil Evans - Las Vegas Tango – 6:35 (Gil Evans - The Individualism of Gil Evans - Verve)
«Las Vegas Tango» - Гила Эванса. Оркестр Эванса, 6 апреля 1964 года, Уэбстер Холл, Нью-Йорк. Гил Эванс говорил, что это «…традиционный минорный блюз. Название я выбрал потому, что этот блюз звучит, как распахнутая долина. Всё же я вырос на Западе (США)». На вопрос Джин Лиз, почему Гил так часто дает испанские названия своим композициям пианист и композитор ответил: - «Может быть потому что я не нахожу нужных слов на английском. Несомненно, я весьма чуток к испанской музыке, но, если говорить серьезно, на меня повлияли французские импрессионисты и, тут уж никуда не деться, испанские, такие как Манюэль де Фалья». КЦ.
Гил Эванс родился в Торонто, но вырос в Калифорнии.
Скотт Яноу рекомендует так же такие диски Гила Эванса, как «Блюз на Орбите» и «Новая бутылка, старое вино». Стив Харрис предпочитает компакт Гила Эванса с гитаристом Кенни Баррелом «Формы гитары», СД «Жрица» и, что странно, диск «Британский оркестр», который он награждает лишь одной звездочкой…
Уточню: я продолжаю говорить о виниле, потому что, к примеру, «Гид Стива Харриса» и был первым справочником оцифровки – перехода с винила на СД, при этом, как и нынче, используются всегда, когда существует такая возможность, оригинальные записи, плёнка… Именно так проводит ремастеринг Руди ван Гельдер.
Roy Eldridge - Bye Bye Blackbird – 7:24 (Roy Eldridge - Montreux '77 – Pablo)
«Bye Bye Blackbird» Роя Хендерсона. Один из самых известных стандартов джаза. На самом деле это песня-стандарт Роя Хендерсона, музыка, и Морта Диксона, слова, стандарт который был запрещен в нацистской Германии. Комменатрии позже. Скажу лишь, что Джон Колтрейн получил премию «Грэмми» за лучшее соло за исполнение именно «Bye Bye Blackbird». «Прощай, черный дрозд…» В данном случае лучший СД трубача Роя Элдриджа «77 год, Монтрё», выбранный Скоттом Яноу. Элдридж, труба, играл с Оскаром Питерсоном, рояль; NHO Педерсеном – контрабас и Бобби Дорэмом – ударные на фестивале в Монтрё, Швейцария. 13 июля 1977 года. Элдриджу было 66 лет. Он родился 30 января 1911 года в Питсбурге.
Позвольте напомнить, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-3, а так же, вот тут подключается джазовое большинство, с нашего всемирно известного сайта www.svoboda.org. У микрофона, где-то там, восточнее Вены, ваш – ДС.
Herb Ellis - Blues for Janet – 7:11 (Herb Ellis - Nothing But the Blues – Fresh Sound)
«Blues for Janet», «Блюз для Джанет», Брауна и Эллиса. Последний джазмен на букву «Е» в списке Скотта Яноу. Честно говоря, я думал, что ему лет сто! Ан, ему всего лишь – 59 лет!
Хёрб Эллис, герой буквы «Е», то есть «И» - гитара; Рой Элдридж – герой той же буквы – труба; Стен Гетц (следующая неделя) – тенор-сакс; Рей Браун – контрабас и Стэн Ливи – ударные. 11 октября, 1957 года. (Где вы были в этот день? Если вы уже были…? Напишите!)
И как всегда – слёзы прощания! На этот раз я предлагаю компромиссный вариант. Этой дамы нет ни в первом, ни во втором списках. Это мой личный список. Если вы против, ОК! Топайте ногами и бейте посуду! Вот, что ОНА вытворяет!
Eliane Elias - Blue in Green – 4:49 (Eliane Elias - Here Is Something for You - Blue Note)
«Blue in Green» - Майлза Дейвиса и Билла Эванса. Есть у меня знакомый прозаик, который застрял на середине повести того же названия! Чудеснейшая Элиан Элис – форт-и-пиано; Марк Джонсон – контрабас и Джои Барон – ударные. Запись была сделана шесть лет назад. Элиан Элис выросла в Бразилии, но ее свинг стопроцентно нью-йоркский, как и её диск, посвященный, «Кое-что для тебя…» Биллу Эвансу.
На этом нам и придётся расстаться. Ваш ДС напоминает вам наш планетарный адрес: www.svoboda.org. Не забывайте, что я каждый день, rain or shine, жду ваших писем, имейлов и прочих бандеролей! До следующего «Времени Джаза».
Над сегодняшнем выпуском трудился звукорежиссер Александр Аркадьев. Всех вам благ, чао, бай-бай!