Мир как экран

Мы живем в мире, где все должно быть публично и зрелищно. Интимность и уединение считаются признаком в лучшем случае депрессии, в худшем – абсолютной неприспособленности к жизни. Театрализация или даже экранизация каждого действия считается признаком здорового существования.

Мы красивы и жизнерадостны на каждой выбранной нами фотографии для соцсети. Мы с гордостью выкладываем картинки своих круглощеких детей, пушистых котят, новых апартаментов, съеденных обедов, с интересом считаем лайки и читаем комментарии. Мы режиссируем нашу публичную жизнь. Нам всем нужны зрители, для того чтобы чувствовать себя нужными и любимыми.

Все становится для нас представлением, потому что все больше и больше нам необходимы зритель и зрелищность – для любого нашего проявления
Конечно, я в первую очередь рассуждаю о себе, потому что я тоже жертва своего собственного фейсбучного самолюбования. "Вот, посмотрите – это мое путешествие с моим любимым! Мы провели отличнейшие каникулы в горах под синим небом!" 56 лайков, и я могу спокойно идти спать – меня любят. "О! Какие замечательные креветки ела моя фейсбук-подруга вчера со своими друзьями, которых я и в помине не знаю, да и подругой-то ее сложно назвать, я живьем ее ни разу не видела!" Но я ставлю лайк – в надежде, что она тоже поставит лайк под фотографией моего 250-граммового стейка под грибным соусом, который я как раз собираюсь выложить на мою страницу.

Почему я это делаю, я не знаю. Но я знаю: мне нужно каждый день публиковать какую-нибудь личную информацию, чтобы обо мне не забыли и чтобы, не дай Бог, не подумали, что у меня что-то случилось. Потому что в моей публичной жизни происходят только положительные события, а на моих фотографиях прыщики и синяки под глазами ретушированы легкой кисточкой фотошопа.

Я, конечно, утрирую. Но как же приятно читать страницы людей, которые научились верно использовать новые технологии. Для того, чтобы делиться нужными мыслями. Для того, чтобы распространять нужную информацию, предлагать задуматься и поразмышлять о том, что происходит в мире вокруг нас. Благодаря соцсетям в 2010 году родилась "арабская весна", а в 2011 году – наши митинги "За честные выборы!". Благодаря соцсетям мы можем распространять информацию о нарушениях свобод и прав человека, собирать деньги в помощь больным или искать средства на интересные проекты, делать рекламу стоящим того авторским кинофильмам и спектаклям, помогать приятелю-студенту найти квартиру, а молодой семье – няню для ребенка.

Мы часто забываем о фундаментальных ценностях существования и все больше стремимся к публичности. Все становится для нас представлением, потому что все больше и больше нам необходимы зритель и зрелищность – для любого нашего проявления. Для того чтобы ребенок полноценно развивался, ему нужен одобряющий взгляд родителя: "Мама, посмотри, как я высоко прыгаю, быстро бегаю, поднимаю подушку одной рукой!" Мы все словно застряли в полуразвивающемся состоянии, нам нужны взгляд и комментарий со стороны: "Посмотрите, как я перевожу слепую бабушку через дорогу, как я волонтерю в центре для беспризорных, посмотрите, как я с пониманием читаю Шопенгауэра!" "Весь мир – театр", – сказал великий бард 400 лет назад. "Весь мир – экран", – заявляем мы сегодня.

Ольга Кокорина – парижский режиссер и театральный педагог