Джаз на «Свободе» родился можно сказать случайно. Как побочный продукт интервью, сделанного в Малибу, Калифорния, с пианистом Хорасом Силвером. Она вышла в эфир под названием "Сорок девять с половиной минут джаза". С тех пор прошло четверть века
Дорога PHW – Pacific Highway – начиналась где-то далеко на севере на границе с Канадой и летела, разматываясь, вниз на юг, от Сан-Франциско к пляжным городкам Лос-Анджелеса, мимо нашего Тюленьего пляжа и всё дальше и дальше к Сан-Диего и в Мексику. Если катить на юг, океан лежит совсем рядом справа: рыжий песок, двухэтажные коттеджи или крепкие престижные постройки Ньюпорт-бича. Мы ездили в Мексику, в Тихуану, как и огромное число калифорнийцев, за покупками. В гигантских супермаркетах цены были в два раза ниже, чем на нашей стороне границы. Машину, тяжелое вольво, вела Сюзи – американской страховки у меня не было, да и европейские права здесь не признавали. В вольво был проигрыватель СД и вполне приличные динамики. Диск был в проигрывателе с вечера, Сюзи нажала клавишу, вступил рояль - контрабас и ударник почти лениво держали ритм.
Все верно! Это очередное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий…
Вступила труба, за ней сакс и я чуть прикрыл окно, чтобы было лучше слышно.
Horace Silver - Silver's Blue – 7:45 (Horace Silver - Silver's Blue – Columbia)
- Это кто играет? – спрашивает Сюзи, она притащила мне целый рюкзак дисков от старшего брата.
– Силвер, - я достаю коробку. Так и называетя: - Silver's Blue.
– Силвер на рояле; трубача я не знаю. Гордон. Джо Гордон. Сакс – это легко, это Хэнк Моубли. Они годами вместе играли. Даг Уоткинс – бас-контрабас и один из корифеев бопа – Кенни Кларк… А Силвер корифей хард-бопа.
– Уф,- говорит Сюзи, - ты об этом с братом; я в этом практически ни бум-бум. Кстати, твой Силвер живет совсем недалеко, в Малибу.
По мне пробегает рота мурашек.
– Но к нему же не попадешь.
– Позвоним вечером Стиву. Он их всех знает.
И она переключает скорость и мы пролетаем Сан-Диего насквозь и когда дорога начинает подпрыгивать, а не шуршать, мы знаем, что мы на мексиканской стороне границы.
Вечером у меня уже был номер телефона Силвера, но было поздно и звонить я не решался. Я всегда набирал несколько сюжетов для парижских журналов. Силвер – это было бы чудовищно здорово! И я позвонил на следующий день в редакцию «Le Monde de la Musique» в Париж, получил добро и только тогда набрал номер в Малибу.
– Никаких проблем, - сказал Силвер. У него был теплый мягкий голос. - В четверг в 4, вас устроит?
В четверг мы покатили не на юг, а на север. К холмам Малибу. Шел теплый дождь, но над океаном где-то вдалеке прорвало тучи и оттуда отвесно било солнце.
Stan Getz - It Might As Well Be Spring – 2:53 (Stan Getz - Quartet & Quintet – Giants of Jazz)
«It Might As Well Be Spring» - стандарт 45 года Ричарда Роджерса. Стен Гетц – лидер и тенор-саксофон; Хорас Силвер – рояль; Джо Колоуэй – контрабас и Уолтер Боулден – ударные. Запись была сделана в Нью-Йорке 10 декабря 50 года.
Именно Стен Гетц и открыл для широкой публики Хораса Силвера.
Я, конечно, не был готов. То есть я помнил про его отца с островов Зеленого Мыса, про Бада Пауэлла, который был его богом, про то, что начинал Хорас на саксе и имя его было чуть длиннее: Хорас Уард Мартин Таварес Силва. Я знал и про то, что не Арт Блейки, а он собрал первых «Вестников Джаза». Но этого было мало. Я не был готов.
Не была готова и Сюзи. Я оставил ее почти на три часа в прибрежном ресторане. А выкипала она легко.
В наличии у меня была моя «лейка» да несерьезный полупрофессиональный кассетник «Сони».
Короче в ушах у меня звенело, а в глазах рябило.
Но Хорас был и прост, и радушен, и предусмотрителен. Он чуть ли не сам задавал мне вместо меня вопросы. Забывал про Нью-Йорк и гастрольные туры, а рассказывал про то, как в семидесятых копы в Фили шмонали черных. Тогда они еще не были «афроамериканцами».
Сюзи? Сюзи погибла в автомобильной аварии через полтора года после моего визита. Так я и познакомился (от Стива) с выражением total the car; то есть разбить, разбиться в лепешку.
The Art Blakey Quintet - Split Kick – 8:44 (The Art Blakey Quintet - A Night at Birdland - Blue Note)
«Split Kick», «Раскалывающий Удар» Хораса Силвера. «Вестников Джаза» объявил знаменитый ведущий клуба «Birdland» - Пи-Уи Маркет. Клиффорд Браун – труба; Лу Доналдсон – альт-саксофон; Хорас Силвер – рояль; Кёрли Рассел – контрабас и Арт Блейки – лидер и ударные. Руди ван Гельдер вел запись. Для Силвера это был первый из семи альбомов с «Jazz Messengers» в роли сайдмена, записанный для «Blue Note». Парадом, 21 февраля 1954 года, руководил Арт Блейки…
Пленка с Хорасом вышла, к счастью, вполне приличной и, вернувшись недели через две в Париж, отдав в «Мир Музыки» Анн Рей проявлять и печатать снимки, сделав расшифровку и получив перевод интервью, я отправился на авеню Рапп в бюро радио «Свобода», где время от времени наговаривал в микрофон что-нибудь про Серебряный Век и каменную революцию. Мой редактор и друг, пленку потерял, о чем я до сих пор сожалею, но предварительно переписав на большую серьезную бобину, с которой мы и отмонтировали всё самое ценное.
Не помню точно, но репортаж из Малибу занимал, кажется, полчаса и незамедлительно ушел в эфир.
Через несколько дней мне позвонил из Мюнхена, из штаб-квартиры радио Руслан Гелисханов по тем временам еще не директор, а главный помощник президента по продукции корпорации. Он попросил меня приехать в Германию, сказав:
- Мы всегда искали человека, который мог бы делать передачи о джазе.
Так я оказался в Englischer Garten, в студиях радиостанции, а затем за городом, где у Руслана был дом. Прошла еще недели и пробная, пилотная программа была готова. Название? Первоначально эта пятидесятиминутная программа называлась «49 Минут Джаза». Затем ветеран радио Юлик Панич предложил назвать ее «49 1/2 Минут Джаза». Она была утверждена без особых проблем, мне поручили начать собирать коллекцию СД для станции и я укатил в Париж, предвкушая походы в радиомагазин «ФНАК» и радостный грабеж стеллажей джазового отдела.
Art Blakey and The Jazz Messengers - So Tired – 12:37 (Art Blakey and The Jazz Messengers - Paris Concert 1961 – RTE)
«So Tired», «Так устал…» - это и были первые позывные «49 1/2 Минут Джаза». Они ушли в эфир. Автором темы был пианист «Вестников» Бобби Тиммонс; Ли Морган играл на трубе; Уейн Шортер дудел на теноре; на контрабасе рвал струны Джими Меррит; Блейки правил балом. «Свободу» перестали глушить 28 ноября 1988 года и по берлинской Стене уже шла трещина.
Самый большой выбор джазовых дисков был в Чреве Парижа в подземном магазине «Фнак», в котором так же продавали книги, а в филиале на улице Ренн – и электронику. В отделе джаза работали весьма знающие парни, отличавшие Билла от Гила Эванса и Фредди Грина от Гранта Грина. Начался новый этап самообразования. Конечно, среди первых СД были неизбежные Майлз Дейвис, Дейв Брубек, Стен Гетц, Джерри Маллиган, Сатчмо, Оскар Питерсон… Порции были ограничены бюджетом, но каждый диск был шедевром. Когда-то часть из них крутилась на моей «Яузе» в Москве, затем на вполне мощном «Грюндике» с кассетником, но то были годы охоты за винилом, просьбы дать переписать диск, обмены Эллы на Сару, Бейси на Лестера.
Я копировал диски, а оригиналы отсылал в Мюнхен. Общение шло через факс; голос первое время записывался на простые кассеты, которые ползли, летели, спешили туда же. Это была некая доморощенная пионерская работа и качество звука оставляло желать лучшего. Я купил профессиональный радиоприемник, сканнер «Сонни», и слушал вечерами, что вышло из моих импровизаций. А календарь продолжал облетать и через какое-то время на столе моем стоял тяжелый, как слиток золота, ненадежный, как сводки погоды, дигитальный ДАТ. Впрочем, сам по себе он работает и нынче – ненадежными были кассеты. Срок их жизни был необъясним. Качество записи плавало, как перепившие «шабли» шалуньи в местном бассейне. Но постепенно что-то, еще не ясно что, налаживалось.
Ahmad Jamal – Laura – 6:33 (Ahmad Jamal - Blue Moon – JV)
«Laura» - популярная песня из одноименного фильма 45 года, музыка Дейвида Раксина. Ахмад Джамаль – рояль; Реджинал Вил – контрабас и Хёрлин Райли – ударные. Запись сделана для «Jazz Village» в октябре 2011 года в студии «Аватар» в Нью-Йорке.
Джамаль после Силвера и «Вестников»? Вестимо! То было время университетов, и оно никогда не кончается! Вот вам и приходится или же удается, как вам уж угодно, слушать всё новые и новые записи – новых музыкантов, новых певцов и певиц:
Connie Evingson - Night and Day - 3:39 (Connie Evingson - Gypsy In My Soul - Minnehaha Music)
«Night and Day» - пример на мой взгляд впечатляющий: певица Конни Ивингсон через 72 года после того как Коул Портер написал свой шедевр находит новое звучание его стандарту. Ей аккомпанировал «Hot Club of Sweden».
Оптика, а не только акустика джаза на «Свободе» менялась. Появлялись новые ракурсы, появилась традиция календарных дат, фестивальных событий, новых дисков, новых биографий, опросов критиков и читателей «Даунбита». И наконец, появились ваши запросы и заявки!
На одной из них и упадет сегодня занавес «Времени Джаза», занавес «49 с половиной». Напоследок напомню лишь еще раз наш сетевой адрес: www.svoboda.org.
Miles Davis - Concierto de Aranjuez – 16:19 (Miles Davis - Sketches of Spain - Columbia)
«Аранхуэзсский концерт» испанского композитора Хоакина Родриго. Майлз Дейвис и оркестр Гила Эванса. Запись сделана между ноябрем 59 года и весною 60-го. Для нашего слушателя Владимира из Москвы.
Все верно! Это очередное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий…
Вступила труба, за ней сакс и я чуть прикрыл окно, чтобы было лучше слышно.
Horace Silver - Silver's Blue – 7:45 (Horace Silver - Silver's Blue – Columbia)
- Это кто играет? – спрашивает Сюзи, она притащила мне целый рюкзак дисков от старшего брата.
– Силвер, - я достаю коробку. Так и называетя: - Silver's Blue.
– Силвер на рояле; трубача я не знаю. Гордон. Джо Гордон. Сакс – это легко, это Хэнк Моубли. Они годами вместе играли. Даг Уоткинс – бас-контрабас и один из корифеев бопа – Кенни Кларк… А Силвер корифей хард-бопа.
– Уф,- говорит Сюзи, - ты об этом с братом; я в этом практически ни бум-бум. Кстати, твой Силвер живет совсем недалеко, в Малибу.
По мне пробегает рота мурашек.
– Но к нему же не попадешь.
– Позвоним вечером Стиву. Он их всех знает.
И она переключает скорость и мы пролетаем Сан-Диего насквозь и когда дорога начинает подпрыгивать, а не шуршать, мы знаем, что мы на мексиканской стороне границы.
Вечером у меня уже был номер телефона Силвера, но было поздно и звонить я не решался. Я всегда набирал несколько сюжетов для парижских журналов. Силвер – это было бы чудовищно здорово! И я позвонил на следующий день в редакцию «Le Monde de la Musique» в Париж, получил добро и только тогда набрал номер в Малибу.
– Никаких проблем, - сказал Силвер. У него был теплый мягкий голос. - В четверг в 4, вас устроит?
В четверг мы покатили не на юг, а на север. К холмам Малибу. Шел теплый дождь, но над океаном где-то вдалеке прорвало тучи и оттуда отвесно било солнце.
Stan Getz - It Might As Well Be Spring – 2:53 (Stan Getz - Quartet & Quintet – Giants of Jazz)
«It Might As Well Be Spring» - стандарт 45 года Ричарда Роджерса. Стен Гетц – лидер и тенор-саксофон; Хорас Силвер – рояль; Джо Колоуэй – контрабас и Уолтер Боулден – ударные. Запись была сделана в Нью-Йорке 10 декабря 50 года.
Именно Стен Гетц и открыл для широкой публики Хораса Силвера.
Я, конечно, не был готов. То есть я помнил про его отца с островов Зеленого Мыса, про Бада Пауэлла, который был его богом, про то, что начинал Хорас на саксе и имя его было чуть длиннее: Хорас Уард Мартин Таварес Силва. Я знал и про то, что не Арт Блейки, а он собрал первых «Вестников Джаза». Но этого было мало. Я не был готов.
Не была готова и Сюзи. Я оставил ее почти на три часа в прибрежном ресторане. А выкипала она легко.
В наличии у меня была моя «лейка» да несерьезный полупрофессиональный кассетник «Сони».
Короче в ушах у меня звенело, а в глазах рябило.
Но Хорас был и прост, и радушен, и предусмотрителен. Он чуть ли не сам задавал мне вместо меня вопросы. Забывал про Нью-Йорк и гастрольные туры, а рассказывал про то, как в семидесятых копы в Фили шмонали черных. Тогда они еще не были «афроамериканцами».
Сюзи? Сюзи погибла в автомобильной аварии через полтора года после моего визита. Так я и познакомился (от Стива) с выражением total the car; то есть разбить, разбиться в лепешку.
The Art Blakey Quintet - Split Kick – 8:44 (The Art Blakey Quintet - A Night at Birdland - Blue Note)
«Split Kick», «Раскалывающий Удар» Хораса Силвера. «Вестников Джаза» объявил знаменитый ведущий клуба «Birdland» - Пи-Уи Маркет. Клиффорд Браун – труба; Лу Доналдсон – альт-саксофон; Хорас Силвер – рояль; Кёрли Рассел – контрабас и Арт Блейки – лидер и ударные. Руди ван Гельдер вел запись. Для Силвера это был первый из семи альбомов с «Jazz Messengers» в роли сайдмена, записанный для «Blue Note». Парадом, 21 февраля 1954 года, руководил Арт Блейки…
Пленка с Хорасом вышла, к счастью, вполне приличной и, вернувшись недели через две в Париж, отдав в «Мир Музыки» Анн Рей проявлять и печатать снимки, сделав расшифровку и получив перевод интервью, я отправился на авеню Рапп в бюро радио «Свобода», где время от времени наговаривал в микрофон что-нибудь про Серебряный Век и каменную революцию. Мой редактор и друг, пленку потерял, о чем я до сих пор сожалею, но предварительно переписав на большую серьезную бобину, с которой мы и отмонтировали всё самое ценное.
Не помню точно, но репортаж из Малибу занимал, кажется, полчаса и незамедлительно ушел в эфир.
Через несколько дней мне позвонил из Мюнхена, из штаб-квартиры радио Руслан Гелисханов по тем временам еще не директор, а главный помощник президента по продукции корпорации. Он попросил меня приехать в Германию, сказав:
- Мы всегда искали человека, который мог бы делать передачи о джазе.
Так я оказался в Englischer Garten, в студиях радиостанции, а затем за городом, где у Руслана был дом. Прошла еще недели и пробная, пилотная программа была готова. Название? Первоначально эта пятидесятиминутная программа называлась «49 Минут Джаза». Затем ветеран радио Юлик Панич предложил назвать ее «49 1/2 Минут Джаза». Она была утверждена без особых проблем, мне поручили начать собирать коллекцию СД для станции и я укатил в Париж, предвкушая походы в радиомагазин «ФНАК» и радостный грабеж стеллажей джазового отдела.
Art Blakey and The Jazz Messengers - So Tired – 12:37 (Art Blakey and The Jazz Messengers - Paris Concert 1961 – RTE)
«So Tired», «Так устал…» - это и были первые позывные «49 1/2 Минут Джаза». Они ушли в эфир. Автором темы был пианист «Вестников» Бобби Тиммонс; Ли Морган играл на трубе; Уейн Шортер дудел на теноре; на контрабасе рвал струны Джими Меррит; Блейки правил балом. «Свободу» перестали глушить 28 ноября 1988 года и по берлинской Стене уже шла трещина.
Самый большой выбор джазовых дисков был в Чреве Парижа в подземном магазине «Фнак», в котором так же продавали книги, а в филиале на улице Ренн – и электронику. В отделе джаза работали весьма знающие парни, отличавшие Билла от Гила Эванса и Фредди Грина от Гранта Грина. Начался новый этап самообразования. Конечно, среди первых СД были неизбежные Майлз Дейвис, Дейв Брубек, Стен Гетц, Джерри Маллиган, Сатчмо, Оскар Питерсон… Порции были ограничены бюджетом, но каждый диск был шедевром. Когда-то часть из них крутилась на моей «Яузе» в Москве, затем на вполне мощном «Грюндике» с кассетником, но то были годы охоты за винилом, просьбы дать переписать диск, обмены Эллы на Сару, Бейси на Лестера.
Я копировал диски, а оригиналы отсылал в Мюнхен. Общение шло через факс; голос первое время записывался на простые кассеты, которые ползли, летели, спешили туда же. Это была некая доморощенная пионерская работа и качество звука оставляло желать лучшего. Я купил профессиональный радиоприемник, сканнер «Сонни», и слушал вечерами, что вышло из моих импровизаций. А календарь продолжал облетать и через какое-то время на столе моем стоял тяжелый, как слиток золота, ненадежный, как сводки погоды, дигитальный ДАТ. Впрочем, сам по себе он работает и нынче – ненадежными были кассеты. Срок их жизни был необъясним. Качество записи плавало, как перепившие «шабли» шалуньи в местном бассейне. Но постепенно что-то, еще не ясно что, налаживалось.
Ahmad Jamal – Laura – 6:33 (Ahmad Jamal - Blue Moon – JV)
«Laura» - популярная песня из одноименного фильма 45 года, музыка Дейвида Раксина. Ахмад Джамаль – рояль; Реджинал Вил – контрабас и Хёрлин Райли – ударные. Запись сделана для «Jazz Village» в октябре 2011 года в студии «Аватар» в Нью-Йорке.
Джамаль после Силвера и «Вестников»? Вестимо! То было время университетов, и оно никогда не кончается! Вот вам и приходится или же удается, как вам уж угодно, слушать всё новые и новые записи – новых музыкантов, новых певцов и певиц:
Connie Evingson - Night and Day - 3:39 (Connie Evingson - Gypsy In My Soul - Minnehaha Music)
«Night and Day» - пример на мой взгляд впечатляющий: певица Конни Ивингсон через 72 года после того как Коул Портер написал свой шедевр находит новое звучание его стандарту. Ей аккомпанировал «Hot Club of Sweden».
Оптика, а не только акустика джаза на «Свободе» менялась. Появлялись новые ракурсы, появилась традиция календарных дат, фестивальных событий, новых дисков, новых биографий, опросов критиков и читателей «Даунбита». И наконец, появились ваши запросы и заявки!
На одной из них и упадет сегодня занавес «Времени Джаза», занавес «49 с половиной». Напоследок напомню лишь еще раз наш сетевой адрес: www.svoboda.org.
Miles Davis - Concierto de Aranjuez – 16:19 (Miles Davis - Sketches of Spain - Columbia)
«Аранхуэзсский концерт» испанского композитора Хоакина Родриго. Майлз Дейвис и оркестр Гила Эванса. Запись сделана между ноябрем 59 года и весною 60-го. Для нашего слушателя Владимира из Москвы.