Нечто и ничто

Такова Россия как свежепровозглашенный оплот европейского консерватизма: только юродивый способен выговорить всю правду "Проект евразийской интеграции одержал победу над европейской… Самое главное – мы выиграли битву за Украину", – такими и подобными странными словами журнал "Эксперт" все подводит и подводит итоги прошлого года.

Почему странными? Потому что, с одной стороны, слова вполне верноподданнические, а с другой – почти скандально откровенные. Политическое руководство страны так не говорит. И вот так не говорит: "Фундаментальная проблема евразийской интеграции – отсутствие в ней идеи как стержня"! Тут следует уже просто крамольная ссылка на Евромайдан, который, мол, лишний раз показал привлекательность для украинцев европейских ценностей как таковых – даже при отсутствии сиюминутных выгод.

Сказать, что Евразийский союз идейно пуст – значит сказать самую жестокую правду в самый неподходящий для режима момент
"В евразийском же интеграционном проекте таких ценностей нет, – читаем дальше, не веря своим глазам. – С ценностной точки зрения мы позиционируемся на постсоветском пространстве как коррумпированная страна лентяев, алкоголиков и шовинистов". Остапа несет так, что выговаривает он совсем уж разоблачительные вещи: "По сути, единственным побудительным мотивом являются в ней – то есть в евразийской интеграции – российские деньги"!! Что это такое? Верность генеральной линии пытается стать независимой, конструктивно-критической?

Сказать, что Евразийский союз идейно пуст – значит сказать самую жестокую правду в самый неподходящий для режима момент. Год ведь объявлен годом становления этого союза. Но кто много на себя берет, с того много и спрашивается. Если ты такой зоркий, что замечаешь роковое отсутствие идеи, и такой отважный, что прямо говоришь об этом, так выдай ее! Нельзя же просто твердить: должна быть, должна быть! Почему, собственно, она должна быть, если ее нет? Может, потому и нет, что не должно ее быть?

Не исключено, что верный "Эксперт" в иную минуту так и думает, но уж очень ему хочется, чтобы на пространстве бывшего СССР доминировала Россия. И тем больше хочется, чем лучше понимается, что на командирство "коррумпированной страны лентяев, алкоголиков и шовинистов" никто не согласится. Ну, так в чем, казалось бы, дело? Займитесь сначала облагораживанием отечества, чтобы оно сделалось страной закона, тружеников, трезвенников и опять интернационалистов, а там видно будет. Зачем сегодня смешить людей? Они давно знают, что такое проект европейской интеграции. А что сказать о проекте евразийской интеграции? Только то, что, если не считать общих фальшивых фраз, его нет в природе.

Европейский союз – нечто, Евразийский союз – ничто
Европейский союз – нечто, Евразийский союз – ничто. Как можно утверждать, что ничто победило нечто? Не может этого не понимать благонамеренный, но не до такой же степени, "Эксперт". Знает, что загнул, и хотел бы, чтобы Россия сосредоточилась на внутренних делах – Бог бы с ним, с евразийским проектом, да ведь есть Китай. Не будет же он сидеть сложа руки, пока Россия будет облагораживаться. Это – решающее обстоятельство для мыслителей-евразийцев. Полагаемся на голимые деньги – больше не на что, но отдаем себе отчет, что на всякое бабло есть бабло.

"У второго, после Евросоюза, нашего конкурента – Китая денег будет побольше, чем у нас". Вообще-то есть у них одна идейка. Святая Русь как возрожденная и обновленная Византия. Не идейка, а, можно сказать, идеище, но она годится только для внутреннего употребления, ни к кому вовне с нею не сунешься. Вот так и получается, что для оздоровления России на современный манер нет времени, а посему для привлечения соседей нужна особая, специальная идея, которой тоже нет. Что же остается?

Остается изменить картинку. Дело, дескать, в том, что в создание отталкивающего образа страны большой вклад внесли не только "враждебные нам западные СМИ" и сами бывшие республики, толкующие, что они страдали от российской оккупации, "но и наши собственные телеканалы, транслирующие соответствующую картинку". Надо их поправить. Привлекательная картинка и будет работать искомой идеей. Русский экран в конце концов перевесит в глазах киргиза юань.

Как тут не отдать должного главному городскому сумасшедшему Москвы, который говорит, что надо не с картинками мудрить, а, отгородившись от всех, штамповать бомбы и строить храмы! Он, сколько можно понять, хочет, чтобы русская сила в полный голос, а не шепотком задала себе вопрос: в состоянии ли она сдержать, когда дойдет до дела, китайскую силу? Если ответ "да" – это одна стратегия, прозрение одной судьбы, если "нет" – другая. Если признать неосновательность самого вопроса – третья. Если ответ "да", тогда неизбежность курса "бомбы и храмы" для него очевидна. Не правами же человека (давно безрелигиозного!) обороняться от Китая. Вооруженное византийство при таком ходе мысли вернее. Бомбы против бомб и православное воодушевление против конфуцианской невозмутимости. По отдельности – маловато, а в соединении – как раз то, что надо. В этом был бы подспудный смысл полномасштабного ополчения против латинян. На словах – против Запада, а на деле – против Востока.

Такова Россия как свежепровозглашенный оплот европейского консерватизма: только юродивый способен выговорить об этой задумке всю правду и призвать не останавливаться на полпути.

Анатолий Стреляный – писатель и публицист, ведущий программы Радио Свобода "Ваши письма"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции