Очередной скандал на киностудии "Ленфильм" на этот раз напрямую связан с деньгами
Бывшие сотрудники "Ленфильма" сообщают о том, что расчетные счета киностудии заблокированы, что средства кредита под госгарантии получены не будут и что увольняется множество ценных работников. Руководство киностудии все это отрицает.
О судьбе "Ленфильма" сказано много – и о скандалах, связанных с готовившейся в 2008 году приватизацией старейшей российской киностудии, и о борьбе разных авторов концепций ее возрождения, среди которых была и откровенно коммерческая, развлекательная, в результате которой город получил бы некий парк отдыха с ресторанами и торговыми центрами на месте павильонов "Ленфильма".
Была идея режиссера Александра Сокурова, мечтавшего возродить и развивать кино для юношества, научно-популярное кино, которое, по его мысли, должно было стать более кассовым, чем однообразные блокбастеры. Но Сокуров проиграл битву за "Ленфильм", во главе которого в итоге стал Федор Бондарчук, а генеральным директором был назначен Эдуард Пичугин.
Удалось договориться о государственном кредите в полтора миллиарда рублей, с помощью которого можно отремонтировать и обновить киностудию. Всему этому серьезно мешали старые долги, но руководство не раз публично заявляло, что долги реструктурированы и вопрос давно решен.
На днях в редакции нескольких средств массовой информации пришло анонимное письмо, в котором говорилось о том, что истинное положение дел на "Ленфильме" существенно отличается от бодрых заявлений начальства. О том, что история с долгами не закончена, поскольку расчетные счета по исполнительным листам снова заблокированы. Из-за этого деньги по кредиту на счет киностудии не поступят, к тому же эти средства заложены в бюджете не 2014-го, а 2013 года. Говорилось в письме и об увольнении сотрудников – председателя профкома студии и двух опытнейших бутафоров из цеха декораций, которые не получили обещанных денег после окончания съемок новогоднего шоу на Первом канале. Говорилось и о том, что сайт киностудии заблокирован, потому что не была оплачена разработка сайта.
Это письмо пресс-секретарь киностудии Валерий Карпов назвал полной дезинформацией:
– Оно основано на слухах, такие письма могут писать бывшие работники "Ленфильма", в каком-то смысле их обиду можно понять – они, возможно, рассчитывали на какие-то должности, какие-то деньги, а им пришлось уйти. Счета у нас не заблокированы, средства на ремонт студии туда поступают, сейчас у нас ведется реконструкция, отремонтированы кровли во многих помещениях. Сейчас ожидается очередной транш, мы готовим документы на очередные ремонтные работы. Сайт находится в разработке, сделаны все эскизы и технические задания, ожидается тендерная процедура, и я думаю, в течение месяца-двух заработает новый сайт. Что касается председателя профкома, то она уволилась по собственному желанию, перешла на другую работу. Бутафоры – да, уволились, они посчитали, что их работа для новогодней программы стоила дороже, чем им заплатили, но что делать, таков был договор. У нас осталось два бутафора в штате, но это не мало, они организуют процесс, нанимают других работников на выполнение конкретных заданий. То, что демонтировали синий фон – да, он был старый, ветхий, его надо было менять на зеленый, сделанный по современным технологиям, к тому же старый синий фон был пожароопасным. А то, что специалист по продюсированию фильмов Александр Котелевский от нас ушел со скандалом, это неправда, он до сих пор работает, просто в отпуске, закачивает начатые проекты на другой студии, – так прокомментировал это письмо пресс-секретарь киностудии Валерий Карпов.
Нам удалось найти автора письма о бедственном положении "Ленфильма", им оказался бывший сотрудник студии Максим Пахомов. Он очень сожалеет о том, что с неработающего сайта убраны все интервью руководства киностудии – по словам Пахомова, в них можно было найти очень много противоречий и косвенных подтверждений того, что на студии не все благополучно:
– Работы на "Ленфильме" ведутся без согласования с КГИОПом (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. – Прим. ред.) и вопреки предписаниям КГИОП. Недавно во время ремонта кровли гастарбайтеры уронили балку на драгоценную мебель антикварного юсуповского гарнитура, с трудом восстановленного, и два стула сломали. Синий фон – о недопустимости его сноса писала главный архитектор студии, и дело там не в самом фоне, а в конструкции крепежа – вот это нельзя
было сносить ни в коем случае. Снесли также и стационарный фон, на котором художники писали все фоны для фильмов – например, снимается комната, и нужен вид Петербурга за окном, вот для этого и служил стационарный фон, и доход приносил, между прочим. Котелевский, который был заместителем Пичугина, единственный стоящий человек там, из-за этого имел с ним грандиозный скандал и уволился. Что касается денег, то я знаю точно, что счета студии в банке ВТБ арестованы компанией "Контур", которая в понедельник получила первую сумму по этой выплате, по этому пункту имеются подтверждающие документы. Компания "Контур" несколько лет назад выполняла на "Ленфильме" ремонтные работы, это были деньги правительственной субсидией, я тогда работал заместителем генерального директора по финансам. Теперь о кредите: мы владеем ситуацией, в Минкульте нам подтвердили, что из полуторамиллионного кредита согласовано всего 55 миллионов рублей, и банк поставил условие: пока на счету лежит исполнительный лист, банк деньги не выделит. Как бывший банкир, могу сказать, что это совершенная правда: иначе они пойдут в уплату долга, а кредит – строго целевой. Руководство отчиталось, что долги реструктурированы, на самом деле все они вот таким образом лежат на счетах, – заявляет бывший сотрудник студии "Ленфильм" Максим Пахомов.
Счета проверить непросто, но прийти на "Ленфильм" и посмотреть, что там делается, можно. Валерий Карпов охотно показал нам коридоры и павильоны, объясняя, что там перед Новым годом снималась программа, а в марте начнутся съемки фильма про Екатерину Великую, но пока все помещения выглядят просто оглушительно пустыми. Зашли мы и в зал, где хранится мебель, и обнаружили, что автор письма ошибся: разбиты не два антикварных стула, а десять.
Известный режиссер Юрий Мамин, впрочем, не склонен вешать всех собак только на руководство, по его мнению, в жалком положении киностудии виноваты обстоятельства, приведшие к закрытию проектов, на которые творческая команда "Ленфильма" очень рассчитывала:
– Эти проекты не были представлены в Фонд кино по причинам идеологическим: министр культуры Мединский, который незадолго до этого взял на себя полное руководство кинематографией, закрыл эти проекты. Я писал ему письмо о своих заслугах во время перестройки, но этого нельзя было делать – он-то ненавидит перестройку и все, что с ней связано. Проекты были нужны не только мне, а киностудии – она нуждается в производстве: если запускается производство, тогда работают деньги, выделенные банком. Мединский сказал нашему главному редактору Светлане Кармалите: у вас же есть три дебюта, вот и хватит. Но это же смешно! К тому же я не знаю, есть ли на них деньги, делаются ли они. Я все время бываю на "Ленфильме", и никакого движения там не вижу. Новогодний заказ кончился, и теперь ветер свищет по коридорам, даже кафе закрыто. На студии пусто: одни стулья, за которые надо платить. Я считаю, что ответственен за это Мединский, который все время говорит о своих принципах. Принципы оказываются более опасными, чем цензура. Это беззаконие, работа по понятиям.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
О судьбе "Ленфильма" сказано много – и о скандалах, связанных с готовившейся в 2008 году приватизацией старейшей российской киностудии, и о борьбе разных авторов концепций ее возрождения, среди которых была и откровенно коммерческая, развлекательная, в результате которой город получил бы некий парк отдыха с ресторанами и торговыми центрами на месте павильонов "Ленфильма".
Была идея режиссера Александра Сокурова, мечтавшего возродить и развивать кино для юношества, научно-популярное кино, которое, по его мысли, должно было стать более кассовым, чем однообразные блокбастеры. Но Сокуров проиграл битву за "Ленфильм", во главе которого в итоге стал Федор Бондарчук, а генеральным директором был назначен Эдуард Пичугин.
Удалось договориться о государственном кредите в полтора миллиарда рублей, с помощью которого можно отремонтировать и обновить киностудию. Всему этому серьезно мешали старые долги, но руководство не раз публично заявляло, что долги реструктурированы и вопрос давно решен.
Это письмо пресс-секретарь киностудии Валерий Карпов назвал полной дезинформацией:
– Оно основано на слухах, такие письма могут писать бывшие работники "Ленфильма", в каком-то смысле их обиду можно понять – они, возможно, рассчитывали на какие-то должности, какие-то деньги, а им пришлось уйти. Счета у нас не заблокированы, средства на ремонт студии туда поступают, сейчас у нас ведется реконструкция, отремонтированы кровли во многих помещениях. Сейчас ожидается очередной транш, мы готовим документы на очередные ремонтные работы. Сайт находится в разработке, сделаны все эскизы и технические задания, ожидается тендерная процедура, и я думаю, в течение месяца-двух заработает новый сайт. Что касается председателя профкома, то она уволилась по собственному желанию, перешла на другую работу. Бутафоры – да, уволились, они посчитали, что их работа для новогодней программы стоила дороже, чем им заплатили, но что делать, таков был договор. У нас осталось два бутафора в штате, но это не мало, они организуют процесс, нанимают других работников на выполнение конкретных заданий. То, что демонтировали синий фон – да, он был старый, ветхий, его надо было менять на зеленый, сделанный по современным технологиям, к тому же старый синий фон был пожароопасным. А то, что специалист по продюсированию фильмов Александр Котелевский от нас ушел со скандалом, это неправда, он до сих пор работает, просто в отпуске, закачивает начатые проекты на другой студии, – так прокомментировал это письмо пресс-секретарь киностудии Валерий Карпов.
Нам удалось найти автора письма о бедственном положении "Ленфильма", им оказался бывший сотрудник студии Максим Пахомов. Он очень сожалеет о том, что с неработающего сайта убраны все интервью руководства киностудии – по словам Пахомова, в них можно было найти очень много противоречий и косвенных подтверждений того, что на студии не все благополучно:
– Работы на "Ленфильме" ведутся без согласования с КГИОПом (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. – Прим. ред.) и вопреки предписаниям КГИОП. Недавно во время ремонта кровли гастарбайтеры уронили балку на драгоценную мебель антикварного юсуповского гарнитура, с трудом восстановленного, и два стула сломали. Синий фон – о недопустимости его сноса писала главный архитектор студии, и дело там не в самом фоне, а в конструкции крепежа – вот это нельзя
Известный режиссер Юрий Мамин, впрочем, не склонен вешать всех собак только на руководство, по его мнению, в жалком положении киностудии виноваты обстоятельства, приведшие к закрытию проектов, на которые творческая команда "Ленфильма" очень рассчитывала:
– Эти проекты не были представлены в Фонд кино по причинам идеологическим: министр культуры Мединский, который незадолго до этого взял на себя полное руководство кинематографией, закрыл эти проекты. Я писал ему письмо о своих заслугах во время перестройки, но этого нельзя было делать – он-то ненавидит перестройку и все, что с ней связано. Проекты были нужны не только мне, а киностудии – она нуждается в производстве: если запускается производство, тогда работают деньги, выделенные банком. Мединский сказал нашему главному редактору Светлане Кармалите: у вас же есть три дебюта, вот и хватит. Но это же смешно! К тому же я не знаю, есть ли на них деньги, делаются ли они. Я все время бываю на "Ленфильме", и никакого движения там не вижу. Новогодний заказ кончился, и теперь ветер свищет по коридорам, даже кафе закрыто. На студии пусто: одни стулья, за которые надо платить. Я считаю, что ответственен за это Мединский, который все время говорит о своих принципах. Принципы оказываются более опасными, чем цензура. Это беззаконие, работа по понятиям.