Саксофонист Джошуа Редмэн открывает наш календарь. Затем идет один из самых феноменальных дисков Стена Гетца и Эдди Сотера – «Фокус». Затем – трио пианиста Сира Роланда Ханна и заканчивает шоу гигант кларнета Бадди ДеФранко
Отец его был кларнетистом и саксофонистом, играл он так же на волынке, но главное — он еще в лицее водил дружбу с Орнеттом Коулменом. Имя отца — Дьюи, имя сына — Джошуа. Оба они Редмэны. Редмэн Младший родился 1 февраля 1969 года в Бёркли, Калифорния. Он и начнет сегодня нашу календарную страничку.
Ваши ламповые и транзисторные настроены на короткие волны «Свободы». Альтернативой является наш интернетовский сайт: www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Joshua Redman - Eleanor Rigby – 8:46 (Joshua Redman - Timeless Tales - Warner Bros)
«О, эти одинокие люди, откуда они берутся? Элианор Ригби подбирает рис после свадьбы в церкви, живет в мечтах, поджидает кого-то, сидя у окна, нацепив маску лица, которую она хранит в жбане возле дверей. Для кого всё это?»
Многие из вас всё ещё помнят старые добрые песни Битлз, как эту «Eleanor Rigby» Джона Леннона и Пола МакКартни, которую перевел на язык джаза Редмэн Младший, Джошуа, сопрано-сакс и лидер. Брад Мелдо – рояль; Ларри Гренадьер – контрабас и Брайн Блэйд – ударные. Диск «Вечные сказы» вышел на «Warner Bros.» в 1998 году.
Тут трудно сказать: каков отец, таков и сын. Сопрано, может быть, любимый саксофон Джошуа, но на теноре и альте он играет более свободно и с большим мастерством. То, что отец его, Дьюи, был джазменом фри-джаза, с одной стороны без особых пауз и пригородных остановок прикатило сына в один из главных и великих тупиков джаза, с другой, позволило ему освоить всю палитру музыкальных возможностей.
Joshua Redman - How Deep Is the Ocean – 4:03 (Joshua Redman - Timeless Tales - Warner Bros.)
«How Deep Is the Ocean», «Как глубок океан» Ирвинга Берлина. Тот же состав, но Джошуа играет на теноре.
Джошуа видел отца редко: тот жил и играл в Нью-Йорке, но иногда появлялся с Кизом Джарретом или Орнеттом Коулменом в Бёркли. Мать отдала Джошуа в «Центр Мировой Музыки», world music, в класс индонезийской и индийской музыки. Но юный Джошуа дома слушал пластинки Сонни Роллинса, Джона Колтрейна, Декстера Гордона и отца. Он так же слушал Джеймса Брауна, Led Zeppelin, Битлз, Wind and Fire. В десять лет он перешёл с кларнета на тенор и стал лучшим солистом средней школы Бёркли.
Позже он учился в Гарварде в Бостоне и время от времени отправлялся играть в Нью-Йорк. В 1990-м году он выступил вместе с отцом в клубе «Village Vanguard». Затем он поступил на юридический факультет Йельского университета, но через год стал лауреатом международного конкурса саксофонистов имени Телониуса Монка. И вот на этот раз он, наконец, пустился в настоящее плаванье. Так как ему исполнилось всего лишь 45 лет, здесь мы его и оставим.
Stan Getz - A Summer Afternoon - 5:58 (Stan Getz – Focus – Verve)
«A Summer Afternoon», «Летний полдень» Эдди Сотера. Исторический диск Стена Гетца, Стенли Гаецкого, «Фокус». Алан Мартин, Джеральд Тарак и Нормэн Карр – скрипки; Джакоб Глик – альт; Брюс Роджерс – виолончель; Рой Хайнс (исключительно лишь в первой части сюиты) – ударные; Стен Гетц – тенор-саксофон и лидирующий солист; Хёрши Кей – дирижер. Всего в струнной и ритм-группе участвовало 19 музыкантов, включая контрабасиста, арфистку и перкуссиониста. Но имена их не попали ни на ковер, ни даже в Википедию.
Теперь сама предыстория: когда Стен Гетц играл в оркестре Бенни Гудмэна, он был весьма впечатлен аранжировками Эдди Сотера, композитора, написавшего несколько лучших вещей для короля кларнета: “Clarinet à la King”, “Moonlight on the Ganges” и “Benny Rides Again”. Сотер закончил колумбийский университет Нью-Йорка и музыкальную школу Джульярд. Он начинал, как ударник, затем играл на трубе в оркестре вибрафониста Реда Норво. Он прославился, как композитор и аранжировщик у таких королей эпохи свинга, как Арти Шо, Томми Дорси, Вуди Хэрмэн и, как я уже сказал, Бенни Гудмэн. Гюнтер Шюллер писал про него: "Я не думаю, что существует мастер гармонических модуляций равный Сотеру. В этом смысле он равен Ричарду Штраусу в классической музыке".
Я продолжу рассказ о записи винила «Фокус», но Стен Гетц будет звучать уже без струнного ансамбля, а с пианистом Кенни Барроном:
Stan Getz & Kenny Barron - I Remember Clifford - 6:07 (Stan Getz & Kenny Barron - People Time – Sunnyside)
«I Remember Clifford», «Я помню Клиффорда», Клиффорда Брауна – стандарт саксофониста Бенни Голсона. Дуэт Стена Гетца – тенор-саксофон и Кенни Баррона – рояль. Весна 1991 года, Копенгаген. Последний двойной СД Стена Гетца. Он скончался 6 июня того же 1991 года дома, в Малибу. В его завещании говорилось, что он предпочитает быть кремированным и чтобы его пепел развеяли в заливе.
Стен Гетц, решив, что ему надоели стандарты, популярные песни, джазовая классика и тому подобное, обратился к Эдди Сотеру и, без обиняков, попросил его написать сюиту для него лично. Сотер вспоминал, что саксофонист сказал: «Напиши, что угодно, всё, что тебе будет по душе и всё, что у тебя на сердце и мы запишем диск на «Verve», и плевать нам на то, что на фирме будут думать…»
Эдди Сотер написал сюиту из семи частей, сюиту для струнного ансамбля, причем с откровенным поклоном в сторону своего покровителя и кумира Бела Бартока. Но не только. Критики нашли еще два музыкальных экивока, намеки на Стравинского и Дебюсси.
Первый сеанс звукозаписи был назначен на 14 июля 1961 года, второй – на 28 июля. Тринадцатого от инсульта умерла Голди – мать Стена. На запись он не явился, а, как и положено, провел семь дней, шиву, дома, скорбя с близкими по матери. За это время струнный ансамбль записал практически половину сюиты. Эдди Сотер говорил, что во всех семи частях он оставлял «полые пространства» для саксофона Гетца. 28 июля состоялся второй сеанс звукозаписи. Это не был overdubbing, как у Билла Эванса. Гетц слушал запись в наушниках и солировал. Он импровизировал без нот, подсказок или аранжировок – на живую нитку. Вторую часть Гетц и ансамбль Хёрши Кея записали вместе. Гетц считал, что «Фокус» -— шедевр, его лучший диск.
Stan Getz – Her – 6:11 (Stan Getz – Focus – Verve)
«Her», «Она», «О ней» — вторая часть сюиты Эдди Сотера, которую Гетц посвятил памяти матери, той самой, что покинула Бердичев в 1907 году. Струнный ансамбль Хёрши Кея и тенор-саксофон Стена Гетца.
Стен Гетц родился 2 февраля 1927 года в Филадельфии.
Roland Hanna - Afternoon In Paris - 7:03 (Sir Roland Hanna - Finding John Lewis - Venus Jazz)
«Afternoon In Paris», «Полдень в Париже» - стандарт 1955 года пианиста Джона Льюиса. Сир Роланд Ханна – рояль; Георг (Джордж) Мрац – контрабас и Льюис Нэш – ударные. Этот диск, посвященный Джону Льюису вышел на японской фирме «Venus Jazz» в мае 2003 года после ремастеринга.
Роланд Пемброук Ханна родился 10 февраля 1932 года в Детройте, Мичиган. Его джазовой кличкой была «Hack». Он получил классическое образование, а в джаз его перетащил его друг пианист Томми Фленэгэн.
Девяносто один год исполняется на этой неделе ветерану джаза кларнетисту Бонифасу Фердинанду Леонарду ДеФранко по кличке «Бадди». За свою долгую карьеру Бадди записал более 150 дисков, он двадцать раз был награжден премией «Даунбита», завоевал девять премий престижного «Метронома» и шестнадцать «Плейбоя» в категории лучший кларнетист планеты. Он — редчайший кларнетист, перебравшийся через бурные воды свинга, достигнувший берегов бибопа и хардбопа. Многие историки джаза с толикой иронии пишут, что если бы Бенни Гудмэн не сыграл бы «… всего, что можно было сыграть» и тем самым понизив интерес публики к кларнету, слава ДеФранко была бы безграничной.
Buddy DeFranco - Iiovizna – 11:10 (Buddy DeFranco Meets The Oscar Peterson Quartet – Pablo)
«Iiovizna», «Моросейка», «Морось» - на испанском. Композиция Бадди ДеФранко. Откровенно латиноамериканские мотивы (точнее лейтмотив из венесуэльского телефильма), тем более что на гитаре играет Джо Пасс, чьё настоящее имя – Жозеф Антони Пассалакуа. Оскар Питерсон – рояль; NHO Педерсен – контрабас и Мартин Дрю – ударные. 30 апреля 1985 года.
Отец Бадди ДеФранко был настройщиком фортепиано. С 12-ти лет Бадди уже играл на кларнете. С конца тридцатых он играл в оркестрах свинга, включая оркестр ударника Джина Крупа. С 1950 года ДеФранко — член септета самого Каунта Бейси. С 1952 года у него свой квартет, ударником – Арт Блейки. С 1961 по 1964 у Бадди в квартете играет аккордеонист Томми Гамин. Во 2-й половине 60-х годов Бадди сотрудничал с различными оркестрами как солист-фрилансер и выступал на джаз-фестивалях. По приглашению Рэя МакКинли он работал с 1966 года в мемориальном биг-бэнде GLENN MILLER ORCHESTRA, с которым совершил ряд турне.
Желающим узнать больше, советую статью Валерия Озерова на «Гугле» - отличный анализ. Нам же пора расставаться: «Время Джаза» опускает занавес. Ваш ДС вновь будет в вашей компании через неделю. Жду ваши комментарии и ваши заявки. Наш сайт – www.svoboda.org. Всех благ, чао, бай-бай!
Ваши ламповые и транзисторные настроены на короткие волны «Свободы». Альтернативой является наш интернетовский сайт: www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Joshua Redman - Eleanor Rigby – 8:46 (Joshua Redman - Timeless Tales - Warner Bros)
«О, эти одинокие люди, откуда они берутся? Элианор Ригби подбирает рис после свадьбы в церкви, живет в мечтах, поджидает кого-то, сидя у окна, нацепив маску лица, которую она хранит в жбане возле дверей. Для кого всё это?»
Многие из вас всё ещё помнят старые добрые песни Битлз, как эту «Eleanor Rigby» Джона Леннона и Пола МакКартни, которую перевел на язык джаза Редмэн Младший, Джошуа, сопрано-сакс и лидер. Брад Мелдо – рояль; Ларри Гренадьер – контрабас и Брайн Блэйд – ударные. Диск «Вечные сказы» вышел на «Warner Bros.» в 1998 году.
Тут трудно сказать: каков отец, таков и сын. Сопрано, может быть, любимый саксофон Джошуа, но на теноре и альте он играет более свободно и с большим мастерством. То, что отец его, Дьюи, был джазменом фри-джаза, с одной стороны без особых пауз и пригородных остановок прикатило сына в один из главных и великих тупиков джаза, с другой, позволило ему освоить всю палитру музыкальных возможностей.
Joshua Redman - How Deep Is the Ocean – 4:03 (Joshua Redman - Timeless Tales - Warner Bros.)
«How Deep Is the Ocean», «Как глубок океан» Ирвинга Берлина. Тот же состав, но Джошуа играет на теноре.
Джошуа видел отца редко: тот жил и играл в Нью-Йорке, но иногда появлялся с Кизом Джарретом или Орнеттом Коулменом в Бёркли. Мать отдала Джошуа в «Центр Мировой Музыки», world music, в класс индонезийской и индийской музыки. Но юный Джошуа дома слушал пластинки Сонни Роллинса, Джона Колтрейна, Декстера Гордона и отца. Он так же слушал Джеймса Брауна, Led Zeppelin, Битлз, Wind and Fire. В десять лет он перешёл с кларнета на тенор и стал лучшим солистом средней школы Бёркли.
Позже он учился в Гарварде в Бостоне и время от времени отправлялся играть в Нью-Йорк. В 1990-м году он выступил вместе с отцом в клубе «Village Vanguard». Затем он поступил на юридический факультет Йельского университета, но через год стал лауреатом международного конкурса саксофонистов имени Телониуса Монка. И вот на этот раз он, наконец, пустился в настоящее плаванье. Так как ему исполнилось всего лишь 45 лет, здесь мы его и оставим.
Stan Getz - A Summer Afternoon - 5:58 (Stan Getz – Focus – Verve)
«A Summer Afternoon», «Летний полдень» Эдди Сотера. Исторический диск Стена Гетца, Стенли Гаецкого, «Фокус». Алан Мартин, Джеральд Тарак и Нормэн Карр – скрипки; Джакоб Глик – альт; Брюс Роджерс – виолончель; Рой Хайнс (исключительно лишь в первой части сюиты) – ударные; Стен Гетц – тенор-саксофон и лидирующий солист; Хёрши Кей – дирижер. Всего в струнной и ритм-группе участвовало 19 музыкантов, включая контрабасиста, арфистку и перкуссиониста. Но имена их не попали ни на ковер, ни даже в Википедию.
Теперь сама предыстория: когда Стен Гетц играл в оркестре Бенни Гудмэна, он был весьма впечатлен аранжировками Эдди Сотера, композитора, написавшего несколько лучших вещей для короля кларнета: “Clarinet à la King”, “Moonlight on the Ganges” и “Benny Rides Again”. Сотер закончил колумбийский университет Нью-Йорка и музыкальную школу Джульярд. Он начинал, как ударник, затем играл на трубе в оркестре вибрафониста Реда Норво. Он прославился, как композитор и аранжировщик у таких королей эпохи свинга, как Арти Шо, Томми Дорси, Вуди Хэрмэн и, как я уже сказал, Бенни Гудмэн. Гюнтер Шюллер писал про него: "Я не думаю, что существует мастер гармонических модуляций равный Сотеру. В этом смысле он равен Ричарду Штраусу в классической музыке".
Я продолжу рассказ о записи винила «Фокус», но Стен Гетц будет звучать уже без струнного ансамбля, а с пианистом Кенни Барроном:
Stan Getz & Kenny Barron - I Remember Clifford - 6:07 (Stan Getz & Kenny Barron - People Time – Sunnyside)
«I Remember Clifford», «Я помню Клиффорда», Клиффорда Брауна – стандарт саксофониста Бенни Голсона. Дуэт Стена Гетца – тенор-саксофон и Кенни Баррона – рояль. Весна 1991 года, Копенгаген. Последний двойной СД Стена Гетца. Он скончался 6 июня того же 1991 года дома, в Малибу. В его завещании говорилось, что он предпочитает быть кремированным и чтобы его пепел развеяли в заливе.
Стен Гетц, решив, что ему надоели стандарты, популярные песни, джазовая классика и тому подобное, обратился к Эдди Сотеру и, без обиняков, попросил его написать сюиту для него лично. Сотер вспоминал, что саксофонист сказал: «Напиши, что угодно, всё, что тебе будет по душе и всё, что у тебя на сердце и мы запишем диск на «Verve», и плевать нам на то, что на фирме будут думать…»
Эдди Сотер написал сюиту из семи частей, сюиту для струнного ансамбля, причем с откровенным поклоном в сторону своего покровителя и кумира Бела Бартока. Но не только. Критики нашли еще два музыкальных экивока, намеки на Стравинского и Дебюсси.
Первый сеанс звукозаписи был назначен на 14 июля 1961 года, второй – на 28 июля. Тринадцатого от инсульта умерла Голди – мать Стена. На запись он не явился, а, как и положено, провел семь дней, шиву, дома, скорбя с близкими по матери. За это время струнный ансамбль записал практически половину сюиты. Эдди Сотер говорил, что во всех семи частях он оставлял «полые пространства» для саксофона Гетца. 28 июля состоялся второй сеанс звукозаписи. Это не был overdubbing, как у Билла Эванса. Гетц слушал запись в наушниках и солировал. Он импровизировал без нот, подсказок или аранжировок – на живую нитку. Вторую часть Гетц и ансамбль Хёрши Кея записали вместе. Гетц считал, что «Фокус» -— шедевр, его лучший диск.
Stan Getz – Her – 6:11 (Stan Getz – Focus – Verve)
«Her», «Она», «О ней» — вторая часть сюиты Эдди Сотера, которую Гетц посвятил памяти матери, той самой, что покинула Бердичев в 1907 году. Струнный ансамбль Хёрши Кея и тенор-саксофон Стена Гетца.
Стен Гетц родился 2 февраля 1927 года в Филадельфии.
Roland Hanna - Afternoon In Paris - 7:03 (Sir Roland Hanna - Finding John Lewis - Venus Jazz)
«Afternoon In Paris», «Полдень в Париже» - стандарт 1955 года пианиста Джона Льюиса. Сир Роланд Ханна – рояль; Георг (Джордж) Мрац – контрабас и Льюис Нэш – ударные. Этот диск, посвященный Джону Льюису вышел на японской фирме «Venus Jazz» в мае 2003 года после ремастеринга.
Роланд Пемброук Ханна родился 10 февраля 1932 года в Детройте, Мичиган. Его джазовой кличкой была «Hack». Он получил классическое образование, а в джаз его перетащил его друг пианист Томми Фленэгэн.
Девяносто один год исполняется на этой неделе ветерану джаза кларнетисту Бонифасу Фердинанду Леонарду ДеФранко по кличке «Бадди». За свою долгую карьеру Бадди записал более 150 дисков, он двадцать раз был награжден премией «Даунбита», завоевал девять премий престижного «Метронома» и шестнадцать «Плейбоя» в категории лучший кларнетист планеты. Он — редчайший кларнетист, перебравшийся через бурные воды свинга, достигнувший берегов бибопа и хардбопа. Многие историки джаза с толикой иронии пишут, что если бы Бенни Гудмэн не сыграл бы «… всего, что можно было сыграть» и тем самым понизив интерес публики к кларнету, слава ДеФранко была бы безграничной.
Buddy DeFranco - Iiovizna – 11:10 (Buddy DeFranco Meets The Oscar Peterson Quartet – Pablo)
«Iiovizna», «Моросейка», «Морось» - на испанском. Композиция Бадди ДеФранко. Откровенно латиноамериканские мотивы (точнее лейтмотив из венесуэльского телефильма), тем более что на гитаре играет Джо Пасс, чьё настоящее имя – Жозеф Антони Пассалакуа. Оскар Питерсон – рояль; NHO Педерсен – контрабас и Мартин Дрю – ударные. 30 апреля 1985 года.
Отец Бадди ДеФранко был настройщиком фортепиано. С 12-ти лет Бадди уже играл на кларнете. С конца тридцатых он играл в оркестрах свинга, включая оркестр ударника Джина Крупа. С 1950 года ДеФранко — член септета самого Каунта Бейси. С 1952 года у него свой квартет, ударником – Арт Блейки. С 1961 по 1964 у Бадди в квартете играет аккордеонист Томми Гамин. Во 2-й половине 60-х годов Бадди сотрудничал с различными оркестрами как солист-фрилансер и выступал на джаз-фестивалях. По приглашению Рэя МакКинли он работал с 1966 года в мемориальном биг-бэнде GLENN MILLER ORCHESTRA, с которым совершил ряд турне.
Желающим узнать больше, советую статью Валерия Озерова на «Гугле» - отличный анализ. Нам же пора расставаться: «Время Джаза» опускает занавес. Ваш ДС вновь будет в вашей компании через неделю. Жду ваши комментарии и ваши заявки. Наш сайт – www.svoboda.org. Всех благ, чао, бай-бай!