Российские СМИ: орудие антиукраинской пропаганды Кремля?

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Эрнст, Добродеев, Кулистиков: прощай, информация! Спецпропаганда, здравствуй!

Владимир Кара-Мурза: Всякая военная операция сопровождается информационной войной. О том, как российские государственные СМИ служат орудием антиукраинской пропаганды Кремля, мы поговорим сегодня с журналистами Игорем Яковенко, бывшим генеральным секретарем Союза журналистов России; Григорием Пасько, директором Фонда поддержки расследовательской журналистики. И у нас на прямой телевизионной связи будет Владимир Варфоломеев, зам. главного редактора радиостанции "Эхо Москвы", и Ольга Веснянка, журналист из Киева.

Владимир, расскажите о результатах голосования по избранию главного редактора радиостанции.

Владимир Варфоломеев: Оно прошло без сюрпризов. Был один кандидат - действующий главный редактор Алексей Венедиктов. И после выступления с небольшой речью с подведением итогов предыдущих трех лет прошло голосование, и подавляющее большинство, более 70 журналистов из примерно 80 присутствовавших проголосовали за его кандидатуру. Теперь, в соответствии с нашим уставом, совет директоров радиостанции, где большинство имеют представители "Газпром-медиа", должен утвердить кандидатуру Венедиктова или не утвердить, что тоже возможно.

Владимир Кара-Мурза: Радиостанция "Эхо Москвы" служит объектом регулярных нападок в пропагандистских ток-шоу на государственных телеканалах. Как вы оцениваете качество этих авторских программ, которые на слуху у всей журналистской общественности?

Владимир Варфоломеев: Я не являюсь постоянным зрителем телевидения, включая и центральные государственные телеканалы. Поэтому я не видел сюжеты, о которых потом слышал от коллег или читал в социальных сетях, поэтому мне трудно их оценить. Но такие сюжеты появляются, и в значительном количестве. Меня это, с одной стороны, в чем-то радует, потому что о нашей радиостанции узнает большее число людей, с другой стороны, это печально, потому что радиостанция подвергается нападкам, и на государственном канале тем более это выглядит тревожно. Тем более когда мы видим нагнетание такой псевдопатриотической истерии, жертвами которой могут стать целые средства массовой информации или отдельные их сотрудники. Я бы этого не исключал. Нападки на нашу радиостанцию начались сразу после ее возникновения и по разным поводам все время продолжались, но когда в стране происходит нечто экстраординарное, что затрагивает власть очень серьезно, тогда давление на всю прессу возрастает. И здесь, конечно, "Эхо Москвы" вряд ли будет исключением.

Владимир Кара-Мурза: Как вы оцениваете качество этих ток-шоу с великодержавным душком?

Игорь Яковенко: Я думаю, что это уже не совсем ток-шоу, это уже не совсем пропаганда. Я думаю, что это очень серьезный фактор внутренней и внешней политики России, причем фактор не производный от какой-то власти, а в значительной степени уже имеющий самостоятельную роль. Это тот Голлем, который вышел на свободу и действует на своего создателя. Та война, которая сейчас идет между Россией и Украиной, а это совершенно очевидно война, по всем признакам, войска России присутствуют в другом государстве и оказывают воздействие на то, что там происходит, вне всякого сомнения, это в значительной степени результат той массированной истерии, которая была развязана на федеральных телеканалах. И когда без конца по всем каналам кричат о том, что в Украине власть захватили фашисты, эти фашисты сейчас идут на Крым, угрожают русскому населению, скоро они уже будут в России, - это и есть истерия. И уже сейчас эта пропагандистская машин сужает коридор возможностей. Это безумный шаг, конечно, и сейчас Путина открыто называют Гитлером, чего раньше не было. И то, что происходит на бирже, что происходит с рублем, это все из-за этого безумного шага. Я думаю, что эти нацистские, и я готов это доказать, выступления российских федеральных телеканалов в значительной степени явились одним из существенных факторов, который привел к этой войне. И оголтелая, истеричная антиукраинская пропаганда, которая ведется на федеральных каналах, подталкивает к тому, чтобы эту войну перевести в кровавое русло. И то, что происходит внутри страны, это своеобразная петля причинности, когда власть породила эти безумные СМИ, государственные, а они серьезно начинают воздействовать на поведение властей, делая их заложниками во многом.

Владимир Кара-Мурза: Насколько безобидны подобные игры с огнем?

Григорий Пасько: Такая тактика использования СМИ в качестве исключительно пропагандистских рупоров привела к результатам каким-то. Значительная часть населения, которая черпает информацию только из телеканалов, не вышла массово против такой политики, по сути дела, аннексии. Это все было опробовано еще в Абхазии и Южной Осетии. Если вспомнить историю, первым прессу в таком качестве использовал еще Наполеон, и это он сказал, что четыре газеты могут заменить армию. Вот мы и видим, что к штыку приравняли перо сегодня в буквальном смысле. И говорить, что у нас в государственных СМИ еще осталась журналистика, не приходится. Это чистая пропаганда!

Владимир Кара-Мурза: Ольга, как на Украине воспринимают этот сигнал российских государственных телеканалов, эту информационную истерию?

Ольга Веснянка: Эти каналы разжигают рознь, разжигают противостояние в Украине, говоря о бендеровцах и националистах, давая совершенно искаженную информацию. Буквально за последние два дня у меня есть несколько примеров, которые можно назвать информационной войной. Информация о происходящем в Донецке, Харькове, Симферополе подается неправдиво, и это влияет на ситуацию в самой Украине. Сегодня российский Первый канал сообщил, что в Крыму будет создано собственное Министерство обороны, и в сюжете была не только не правдивая информация, журналисты избирательно подают оценки синхрона. Могу и другие примеры привести…