Командование ЧМФ России опровергает информацию об ультиматуме в адрес военных Украины в Крыму
Именно как противостояние российских и украинских военных большинство очевидцев толкуют происходящее у КПП украинских воинских частей и военных баз. Минувшей ночью появлялась информация о скором штурме той или иной части. Но к утру этого не произошло.
Командование Черноморского флота опровергло информацию о якобы поставленном украинским военным ультиматуме – сдаться до утра российским военнослужащим. Крымский журналист Владимир Притула говорит, что попытка штурма штаба Военно-морских сил Украины в Севастополе все-таки была предпринята:
– Официально российская сторона опровергла сообщения об ультиматуме, но я разговаривал со многими украинскими офицерами в нескольких частях, и они говорили, что к ним подходили российские старшие офицеры и говорили об этом именно таким образом. Они не называли это ультиматумом, но говорили, что украинские военные должны сложить оружие и покинуть расположение своей части или принять присягу на верность народу Крыма и Севастополя, присягнуть
новому правительству Крыма. Хотя большинство говорило, что срок этого ультиматума истекает в 5 часов утра, некоторые называли другое время, и официальных подтверждений нет. Но факт остается фактом, все воинские части были заблокированы, а военнослужащие украинские переведены в высокую степень боеготовности. Ночь прошла без происшествий. Была попытка штурма штаба Военно-морских сил Украины в полночь гражданскими лицами. Они пытались прорваться на территорию. Но украинских военных предупреждали, что если будут провокации, будут попытки штурма гражданскими агрессивно настроенными. Цель этих провокаций – чтобы украинцы отвечали огнем или кто-то еще выстрелил бы, чтобы появилась кровь, и тогда уже будут задействованы российские войска. Но этого ничего не было. Во-первых, украинский штаб был забаррикадирован так, что физически было невозможно туда прорваться гражданским, и все обошлось. Ко многим воинским частям пришли местные жители, родственники военнослужащих украинских, активисты общественных организаций. В Симферополе возле штаба береговых войск собиралось около 50 человек, они всю ночь дежурили, а неподалеку стояли несколько автомобилей с российскими военными. Утром мне позвонил представитель минобороны Украины в Крыму и сообщил, что по состоянию на восемь часов в Бельбек (база ВВС Украины) прибыла колонна
военнослужащих севастопольской бригады тактической авиации, под украинским государственным флагом, своим боевым знаменем, они строем подошли к КПП. Российские военные, которые блокировали аэродром Бельбек, стреляли вверх предупредительными выстрелами, но колонна не остановилась, и сейчас большая часть военнослужащих, украинских летчиков уже на своих служебных местах. Но блокада продолжается. Известно, что блокада продолжается всех частей, блокируются также выходы из Севастопольской и Стрелецкой бухты. В Стрелецкой бухте находятся несколько украинских кораблей и спецподразделения морских операций. Также блокируется южная военно-морская база, где тоже украинские корабли стоят, и блокируются воинские части на суше. По состоянию на 9:30 утра никаких свидетельств о том, что российские войска отходят, не было.
– Появляются сообщения, что та или иная украинская часть сдалась или перешла на сторону российской армии, разоружилась. Вам известно о таких случаях?
– Подтверждений нет, кроме одного случая – предательства бывшего командующего ВМС Украины, контр-адмирала, а сейчас уже капитана первого ранга Дениса Березовского. По моим данным, ни одна воинская часть, ни один гарнизон, ни один корабль не выполнил ультиматум, поставленный российскими военными. Во-вторых, не было фактов дезертирства, покидания мест несения службы, тем более с оружием. Гражданский персонал покидал свои части, уходили домой, сейчас они возвращаются, просто приходят на работу. Известно, что в штаб ВМС Украины российские военные не пропускают служащих, в том числе служащих медицинского центра, медиков и врачей.
Что происходило у КПП базы украинских ВВС в Бельбеке, своими глазами видел корреспондент "Русской планеты" Павел Никулин. Он воздерживается от того, чтобы напрямую отождествлять “захватчиков” с российскими военными:
– В воинской части, где проходят контрактную службу люди, которые занимаются обслуживанием аэропорта Бельбек, окруженного российскими военными 27 февраля, сегодня утром было построение, и майор предложил военнослужащим без оружия с флагами Украины и флагом части пройти на места несения боевого дежурства. Диспетчеры – это люди, которые отвечают за охрану складов, за метеомониторинг, в общем, обеспечивающие нормальную работу аэродрома, а также военные без оружия дошли до прохода к аэропорту, им преградили дорогу вооруженные люди, машины. Эти неизвестные люди четыре раза стреляли очередью в воздух, требовали остановиться, направляли оружие на военных, угрожали журналистам, что будут и в них стрелять по ногам. Проведя переговоры, начальник части смог добиться, чтобы семеро военных прошли внутрь аэродрома для несения совместного с российскими войсками патрулирования. Ответ по поводу остальных военных мы ожидаем к полудню по местному времени. Четверых вооруженных людей, которые здесь стоят, опознают как севастопольский "Беркут", потому что у них местный говор, они сами говорили, что участвовали в боях на Майдане, на них следы недавних телесных повреждений: у кого-то перевязана рука и т. п. Украинские военные безоружны, их окружили автоматчики, пулеметчики, даже один гранатометчик, и они целятся в сторону военнослужащих Украины.
– Как ведут себя люди, которые блокируют воинскую часть?
– Все переговоры от лица, скажем так, "Беркута", официально никто присутствия российских войск не подтверждал. Они вызвали прессу, и журналисты стоят по обеим сторонам от цепочки вооруженных людей.
– В российских СМИ проходила информация, что украинские военные сдаются россиянам, разоружаются...
– Происходящее в Бельбеке нисколько не похоже на сдачу в плен. Люди выполняют присягу, свой боевой долг, долг перед родиной. И в рамках выполнения присяги они считают, что должны быть на аэродроме и нести как минимум совместное патрулирование.
Главный редактор морского издания "Черноморские новости" Андрей Клименко, по его словам, находится на постоянной связи с украинскими военными моряками, с коллегами-журналистами, с огромным количеством людей в разных городах Крыма. Андрей Клименко не знает фактов сдачи и перехода украинских военных моряков на сторону так называемого крымского правительства, за исключением адмирала Березовского, который один день покомандовал Военно-морскими силами Украины:
– Во всех 22 блокированных гарнизонах, кораблях и частях люди сдерживают натиск так называемых казаков, за спинами у которых стоят российские военные. Украинским военнослужащим предлагают сдаться, им предлагают перейти на сторону сепаратистского крымского правительства, сулят деньги.
Люди отказываются. В настоящий момент, несмотря на заявления господина Путина о прекращении учений и отводе войск к местам дислокации, в Крыму ситуация не изменилась. Сегодня утром продолжается блокада штаба Военно-морских сил Украины в Севастополе, штаба войск береговой обороны в Симферополе, ну, и еще целого ряда частей. Мне звонил офицер с военной базы и сообщил, что женщины, жены военнослужащих, заметили, как четверо российских военнослужащих на вещевом рынке покупали форму украинской армии, из чего они сделали вывод, что могут быть провокации. Практически во всех блокированных частях стоят живой цепью жены военнослужащих, местные жители, очень много журналистов, в том числе иностранных. Я думаю, что это совершенно новый фактор в современных войнах, когда присутствие журналистов и местных жителей сдерживает агрессоров от наглых действий. Заявленный командующим Черноморским флотом России, адмиралом Витко на сегодня, на 5 утра, штурм украинских
войсковых частей, которые не примут ультиматум, не состоялся. И я думаю, что он не состоялся во многом именно потому, что украинские военные проявили фантастическую выдержку, и было очень много жителей и журналистов. Идет информационная война. Во всяком случае, вчера многие российские СМИ сообщили о том, что якобы три ракетных полка перешли на сторону непонятно кого... Это все дезинформация, мы все перепроверяли. Сообщалось также, что якобы сотрудники Службы безопасности Украины в Крыму присягнули непонятно кому, это тоже полная ахинея. Ни один из сотрудников СБУ не перешел на сторону сепаратистов.
– Когда говорят, что российские военные контролируют объекты военной инфраструктуры Крыма, что имеется в виду?
– Блокада объектов военных выглядит следующим образом. Объект окружается военными автомобилями с десантниками и спецназовцами, бронеавтомобилями типа "Тигр", с пулеметами. На аэродромах военные машины выезжают на взлетные полосы, блокируя взлет и посадку самолетов. Это на всех крымских военных аэродромах сегодня имеет место. Территория войсковой части изолируется от внешнего мира. А затем начинаются уговоры, переговоры – переходить на сторону сепаратистского правительства Крыма. Сегодня днем в Севастополе, в бухте Стрелецкой, где находятся корабли охраны водного района ВМС Украины, появилась группа российского морского спецназа, была акция устрашения, так сказать: они в боевом снаряжении на катерах имитировали, что вот-вот начнут атаку для подрыва украинских кораблей. Это методы давления в расчете на то, что у кого-то из украинских военных не выдержат нервы, кто-то откроет огонь, и это даст повод для военной эскалации.
Сегодня утром президент России Владимир Путин объявил об окончании “внезапной проверки” в российской армии, объявление которой совпало по времени с обострением ситуации в Крыму и увеличением там контингента российских войск. Также сегодня со слов российских официальных лиц стало известно, что еще первого марта, уже находясь в России, экс-президент Украины Виктор Янукович просил Путина ввести на Украину войска. Насколько взаимосвязаны все эти заявления и факты, в интервью Радио Свобода рассуждает журналист-расследователь издания "Совершенно секретно" Владимир Воронов:
– Является ли это так называемое внезапное, досрочное прекращение учений отказом от эскалации военной активности, трудно сказать, надо ждать развития событий. Возможно, это связано с тем, что первичные цели достигнуты. Крым захвачен, этого вроде бы достаточно. Другая версия – это не более чем пропагандистский шаг. Возможно, это сигнал тем, кто сейчас по другую сторону, что российские власти прислушиваются к критике ради снижения накала страстей, для предотвращения санкций.
– Как можно оценить действия российских вооруженных сил во время учений в контексте событий на Украине, в Крыму?
– Сложно судить, потому что мы не обладаем реальной информацией о том, как именно все это действовало. Это не были боевые действия с применением оружия, поэтому мы не знаем, как это развивалось бы, если бы произошло
боевое столкновение. Ведь вооруженного сопротивления не было оказано. Это все равно, что бросить несколько бригад спецназа на захват объектов в Москве. Была использована пехота, то есть живая сила. Легкие бронемашины были использованы только для переброски. Средства радиоэлектронной борьбы (подавления связи украинской армии) не были задействованы. Не была использована артиллерия, авиация, то есть нет того, что является неотъемлемой частью любых боевых действий, иначе мы наблюдали бы совсем другую картину. Это была отработка действий специальных подразделений в условиях, когда им не оказывают сопротивления. Контроль над объектами в условиях полного отсутствия вооруженного противника установлен нормально, но это не военная операция.
Командование Черноморского флота опровергло информацию о якобы поставленном украинским военным ультиматуме – сдаться до утра российским военнослужащим. Крымский журналист Владимир Притула говорит, что попытка штурма штаба Военно-морских сил Украины в Севастополе все-таки была предпринята:
– Официально российская сторона опровергла сообщения об ультиматуме, но я разговаривал со многими украинскими офицерами в нескольких частях, и они говорили, что к ним подходили российские старшие офицеры и говорили об этом именно таким образом. Они не называли это ультиматумом, но говорили, что украинские военные должны сложить оружие и покинуть расположение своей части или принять присягу на верность народу Крыма и Севастополя, присягнуть
Цель этих провокаций – чтобы украинцы отвечали огнем или кто-то еще выстрелил бы, чтобы появилась кровь, и тогда уже будут задействованы российские войска
– Появляются сообщения, что та или иная украинская часть сдалась или перешла на сторону российской армии, разоружилась. Вам известно о таких случаях?
Не было фактов дезертирства, покидания мест несения службы, тем более с оружием
Что происходило у КПП базы украинских ВВС в Бельбеке, своими глазами видел корреспондент "Русской планеты" Павел Никулин. Он воздерживается от того, чтобы напрямую отождествлять “захватчиков” с российскими военными:
– Как ведут себя люди, которые блокируют воинскую часть?
– Все переговоры от лица, скажем так, "Беркута", официально никто присутствия российских войск не подтверждал. Они вызвали прессу, и журналисты стоят по обеим сторонам от цепочки вооруженных людей.
– В российских СМИ проходила информация, что украинские военные сдаются россиянам, разоружаются...
– Происходящее в Бельбеке нисколько не похоже на сдачу в плен. Люди выполняют присягу, свой боевой долг, долг перед родиной. И в рамках выполнения присяги они считают, что должны быть на аэродроме и нести как минимум совместное патрулирование.
Главный редактор морского издания "Черноморские новости" Андрей Клименко, по его словам, находится на постоянной связи с украинскими военными моряками, с коллегами-журналистами, с огромным количеством людей в разных городах Крыма. Андрей Клименко не знает фактов сдачи и перехода украинских военных моряков на сторону так называемого крымского правительства, за исключением адмирала Березовского, который один день покомандовал Военно-морскими силами Украины:
– Во всех 22 блокированных гарнизонах, кораблях и частях люди сдерживают натиск так называемых казаков, за спинами у которых стоят российские военные. Украинским военнослужащим предлагают сдаться, им предлагают перейти на сторону сепаратистского крымского правительства, сулят деньги.
Жены военнослужащих, заметили, как четверо российских военнослужащих на вещевом рынке покупали форму украинской армии, из чего они сделали вывод, что могут быть провокации
войсковых частей, которые не примут ультиматум, не состоялся. И я думаю, что он не состоялся во многом именно потому, что украинские военные проявили фантастическую выдержку, и было очень много жителей и журналистов. Идет информационная война. Во всяком случае, вчера многие российские СМИ сообщили о том, что якобы три ракетных полка перешли на сторону непонятно кого... Это все дезинформация, мы все перепроверяли. Сообщалось также, что якобы сотрудники Службы безопасности Украины в Крыму присягнули непонятно кому, это тоже полная ахинея. Ни один из сотрудников СБУ не перешел на сторону сепаратистов.
– Когда говорят, что российские военные контролируют объекты военной инфраструктуры Крыма, что имеется в виду?
Это методы давления в расчете на то, что у кого-то из украинских военных не выдержат нервы, кто-то откроет огонь, и это даст повод для военной эскалации
Сегодня утром президент России Владимир Путин объявил об окончании “внезапной проверки” в российской армии, объявление которой совпало по времени с обострением ситуации в Крыму и увеличением там контингента российских войск. Также сегодня со слов российских официальных лиц стало известно, что еще первого марта, уже находясь в России, экс-президент Украины Виктор Янукович просил Путина ввести на Украину войска. Насколько взаимосвязаны все эти заявления и факты, в интервью Радио Свобода рассуждает журналист-расследователь издания "Совершенно секретно" Владимир Воронов:
– Как можно оценить действия российских вооруженных сил во время учений в контексте событий на Украине, в Крыму?
– Сложно судить, потому что мы не обладаем реальной информацией о том, как именно все это действовало. Это не были боевые действия с применением оружия, поэтому мы не знаем, как это развивалось бы, если бы произошло
Это была отработка действий специальных подразделений в условиях, когда им не оказывают сопротивления